Введение
1 Законодательное регулирование прав граждан РФ на информацию
1.1 Конституционное закрепление прав граждан РФ на информацию
1.2 Система конституционных гарантий права граждан РФ на информацию
2 Правовое регулирование доступа граждан к информации: российский и международный опыт
2.1 Право граждан РФ на доступ к правовой информации
2.2 Международное правовое регулирование доступа граждан к правовой информации
Заключение
Список использованной литературы
12 декабря на всенародном Референдуме была принята Конституция Российской Федерации , которая закрепила основные права и свободы человека и гражданина.
Человечество уже на протяжении многих веков обсуждало и обсуждает вопросы, связанные со свободой. Это свободы человека, личности и гражданина, свободы экономическая, политическая и социальная, свободы при различном государственном строе и в различные времена. Одну из главных ролей в этой дискуссии занимает свобода человека на получение и распространение информации, обмена информацией.
Из понятия свободы информации проистекают право на информацию, его трактовка и исполнение в современном обществе. Осуществляя свою деятельность, человек осуществляет выбор, он выбирает между известными ему видами деятельности, причем основывает он свой выбор на ранее полученной им информации. Можно сказать, что свобода человека всегда связана с выбором, выбор обязательно базируется на имеющейся у человека информации. Уже с детства человек делает свой выбор, предварительно получив информацию. Информация жизненно необходима человеку, так как без нее он не сможет сделать выбор и, следовательно, воспользоваться своей свободой.
Настоящая тема достаточно актуальна, поскольку сегодня мы живем в информационном обществе, в котором доступ к определенным информационным ресурсам стал определяющим, а сама информация стала продуктом общественного производства. В этих условиях право на получение информации становится очень важным в системе прав и свобод индивида.
Особенно важную роль имеет доступ граждан к правовой информации и информации о деятельности государственных органов власти. В связи с этим в нашей стране начато и продолжается формирование правовой системы, обеспечивающей доступ к правовой информации и информации о деятельности органов государственной власти. В основе этой системы лежит Конституция Российской Федерации.
Данная курсовая работа посвящена рассмотрению системы закрепления конституционных гарантий граждан на информацию.
Цель данной работы: исследовать правовое регулирование реализации конституционного права граждан на информацию.
Задачи данной работы:
- Исследовать систему конституционных гарантий права граждан РФ на информацию;
- Исследовать нормативную базу реализации права граждан на доступ к правовой информации;
- Рассмотреть гарантии прав граждан на доступ к информации о деятельности органов государственной власти;
- Предложить возможные пути решения выявленных проблем;
Объектом исследования данной работы являются общественные отношения в сфере обращения информации.
Предметом исследования являются нормы права, регламентирующие порядок распространения, получения и защиты информации, нормы права, регулирующие эти вопросы, идеи ученых-правоведов в этой области.
Нормативной базой работы являются Конституция Российской Федерации, Федеральный закон Российской Федерации «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» , а также другие российские и международные нормативные правовые акты.
Теоретической базой работы являются труды Авакьян С.А., Азизова Р.Ф., Артищева А.И., Бачило И.Л., Белевской Ю.А., Гришаевой Ю.И., Нестерова А.В., Федосеевой Н.Н. и др.
Методологической базой работы являются: диалектический метод, методы формальной логики, сравнительно-исторический метод, сравнительно-правовой метод.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, поделенных на параграфы и заключения.
1 Законодательное регулирование прав граждан РФ на информацию
1.1 Конституционное закрепление прав граждан РФ на информацию
Регулирование права граждан на информацию представляет собой одну из самых трудных для российского законодательства проблем. Только на конституционном уровне это право рассматривается более чем в двадцати конституционно-правовых установлениях, а на более широком – законодательном уровне, по оценкам специалистов, в этот институт входят нормы свыше трех десятков законодательных актов. «Соответствующие нормы, даже без учета информационных прав СМИ, имеются как минимум в 38 законах, 1 указе Президента, 18 постановлениях и 1 распоряжении Правительства, 30 актах ведомственного уровня, регулирующих вопросы здравоохранения, экологии, транспорта, связи, прав потребителей, деятельности органов внутренних дел, охраны труда, взаимоотношений с таможенными налоговыми органами и других сфер жизни» .
1. Статус Устава Совета Европы (ETS № 1) (Лондон, 5 мая 1949 года) [рус., англ.] (по состоянию на 21.11.2013).
2. Международный пакт о гражданских и политических правах (Вместе с Факультативным протоколом к Международному пакту о гражданских и политических правах) (Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН).
3. Конвенция о защите прав человека и основных свобод и реализация ее требований в УИС Российской Федерации через решения Европейского Суда по правам человека (утв. ФСИН РФ).
4. Декларация о свободе выражения мнения и информации (Принята 29.04.1982 на 70-ой сессии Комитета министров Совета Европы).
5. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ).
6. Закон РФ от 27.12.1991 № 2124-1 (ред. от 02.07.2013) «О средствах массовой информации» (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.09.2013).
Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 02.11.2013, с изм. от 19.11.2013).
7. Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
8. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 02.11.2013) (с изм. и доп., вступающими в силу с 15.11.2013).
9. Федеральный закон от 25.07.2002 № 114-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О противодействии экстремистской деятельности».
10. Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ (ред. от 21.10.2013) «О рекламе».
11. Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
12. Федеральный закон от 09.02.2009 № 8-ФЗ (ред. от 07.06.2013) «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».
13. Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».
14. Постановление Конституционного Суда РФ от 18.02.2000 № 3-П «По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 5 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в связи с жалобой гражданина Б.А. Кехмана».
15. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31.10.1995 № 8 (ред. от 16.04.2013) «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия».
16. Авакьян С.А. Конституционное право России: Учебный курс: В 2 т. Т. 1. – М.: Юристъ, 2005. – 469 с.
17. Азизов Р.Ф. Правовая информация: теоретические аспекты понимания и особенности законодательного закрепления // История государства и права, 2007. – № 4. – С. 31-35.
18. Артищев А.И. Право на распространение информации в виде телерадиовещания: проблемы механизма реализации // Российская юстиция. – М.: Юрид. мир, 2008. – № 4. – С. 40-43.
19. Бачило И.Л. Информационное право: основы практической информатики. Учебное пособие. – М., 2001. – 415 с.
20. Белевская Ю.А. Информация как объект правового регулирования конституционных прав человека и гражданина // Конституционное и муниципальное право. – М.: Юрист, 2009. – № 12. – С. 15-17.
Всего 33 источника литературы