Введение
Глава 1. Особенности преподавания темы «Базы данных» в старшей школе
1.1 Анализ представления темы «Базы данных» в учебной литературе
1.2 Организация контроля и диагностики знаний по теме «Базы данных» в старшей школе
1.3 Проблемы изучения темы «Базы данных»
Глава 2. Экспериментальная работа по теме «Базы данных»
2.1 Констатирующий эксперимент
2.2. Формирующий эксперимент
2.3. Контрольный эксперимент
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Актуальность исследования обусловлена значимостью темы «Базы данных» в курсе информатики средней школы, всегда вызывающей и продолжающей вызывать многочисленные споры, возможно, потому, что СУБД - самое востребованное программное обеспечение. Оно используется и в магазинах при расчёте с покупателями, и при покупке билетов на транспорт, и при выдаче денег в банкоматах и конце концов, в примитивных электронных записных книжках. Мало того, можно с уверенностью сказать, что большое количество выпускников школы будут в основном по роду своей профессиональной деятельности использовать именно базы данных. Таким образом, наличие данной темы в школьном курсе ни у кого не вызывает сомнения. Другое дело - её содержание.
Изучение темы «Базы данных» всегда вызывало и вызывает многочисленные вопросы и трудности. Несмотря на изученность темы, вопросы диагностики по данному разделу продолжают также оставаться актуальными. В виду глобального использования баз данных, возникает необходимость формирования у учащихся знаний, умений и навыков работы с данными. Эта тема становится одной из ключевых, требующих особенного внимания при изучении, и столь же ключевой становится вопрос диагностики знаний, полученных по этой теме.
Цель исследования – изучить особенности диагностических знаний по информатике в старшей школе на примере раздела «Базы данных».
Объект исследования – методика преподавания информатики в старшей школе.
Предмет исследования – процесс диагностики знаний по разделу «Базы данных» в старшей школе.
Задачи исследования:
- изучить теоретические и методические аспекты преподавания информатики в школе по данной теме;
- провести анализ учебников по информатике в старшей школе по разделу «Базы данных»;
- выявить затруднения и проблемы изучения раздела «Базы данных» в старшей школе;
- повести практическое диагностическое исследование.
Рассматриваемой проблеме посвящены труды ряда авторов, таких как Н.Д. Угринович, И.Г. Семакин, Н.Н. Самылкина, М.П. Лапчик и др.
Методологическую и теоретическую основу исследования составляют: анализ теоретических источников и публикаций по теме, обобщение и интерпретация результатов исследования, проведение эмпирического исследования.
- Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 (ред. от 31.12.2015) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 07.06.2012 N 24480) // Российская газета. - №139. - 21.06.2012.
- Информатика. Задачник-практикум в 2т. / Под ред. И. Г. Семакина, Е. К.Хеннера: Том. 2. - М.: Бином. Лаборатория Знаний, 2002. - 304 с.
- Информатика. Методическое пособие для учителей. 8 класс / Под ред. проф. Н. В. Макаровой. - Спб:Питер, 2003. — 299 с.
- Лапчик М.П. Учебник: Методика преподавания информатики [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://bugabooks.com/book/133-metodika-prepodavaniya-informatiki/86-124-bazy-dannyx-i-informacionnye-sistemy.html
- Самылкина Н.Н. Готовимся к ЕГЭ по информатике. Элективный курс : учебное пособие / Н. Н. Самылкина, С.В. Русаков, А. П. Шестаков, С. В. Баданина. — 3-е изд. — М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016. — 298 с.
- Сенокосов А. И. Уроки по теме «Базы данных» // Еженедельная методическая газета для учителей информатики. - 2015. - № 14, № 15. – С. 12-14.
- Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса / Н. Д. Угринович. - 2-е изд., испр. - М.: БИНОМ Лаборатория знаний, 2009. - 295 с.
- Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 11 класса / Н. Д. Угринович. - М.: БИНОМ Лаборатория знаний, 2008. - 188 с.
- Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 классов / Н. Д. Угринович. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2003. - 511 с.
- Универсальные материалы для подготовки учащихся к Единому государственному экзамену 2017. Информатика. \ Под редакцией В. Р. Лещинера \ ФИПИ. - М. Интеллект-Центр, 2016 - 109 с.
- Федеральный институт педагогических измерений// Интернет-ресурс: http://www.fipi.ru/
- Шестаков А.П., Баданина С.В. Методические рекомендации по подготовке к ЕГЭ по информатике // Еженедельная методическая газета для учителей информатики. – 2014. - № 22. - С.12-14.