ВВЕДЕНИЕ
1 КОНКУРЕНЦИЯ И КОНКУРЕНТНОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО
1.1 Понятие конкуренции, функции и виды конкуренции
1.2 Силы, управляющие конкуренцией в отрасли
1.3 Виды конкурентного преимущества
2 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТОВАРА И ФИРМЫ
2.1 Теоретические аспекты оценки конкурентоспособности товара и фирмы
2.2 Сравнительный анализ методик оценки конкурентоспособности товара
2.3 Методически подходы к оценке конкурентоспособности фирмы
3 РАСЧЕТ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТОВАРА (ПРОДУКЦИИ) И ФИРМЫ (ПРЕДПРИЯТИЯ)
3.1 Оценка конкурентоспособности товара (продукции)
3.2 Расчет показателей конкурентоспособности фирмы (предприятия)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Оперирующие в одной и той же отрасли или сфере бизнеса и предлагающие свои товары или услуги одним и тем же группам потребителей организации являются конкурентами компании. Отраслевая конкуренция отличается определенной спецификой. Конкурентная борьба в строительстве имеет принципиально иной характер, чем рыночное соперничество в производстве строительных материалов или в какой-либо другой отрасли.
Актуальность рассматриваемой проблемы обусловлена необходимостью изучения конкурентов фирмы и условий конкуренции в отрасли для определения преимуществ и недостатков перед конкурентами. Оценка конкурентоспособности фирмы и товара необходима для разработки собственной успешной конкурентной стратегии и поддержания конкурентного преимущества.
Определение собственной конкурентоспособности предприятия является неотъемлемым элементом маркетинговой деятельности любого хозяйствующего субъекта.
Цель работы – закрепление теоретических знаний о конкуренции, ее движущих силах в отрасли, о различных видов конкурентных преимуществ, а также приобретение практических навыков оценки конкурентоспособности товара и фирмы.
Для достижения поставленных целей необходимо сформулировать и решить следующие задачи:
1. Изучить учебную и методическую литературу, определить такие важные понятия как «конкуренция», «конкурентное преимущество».
2. Определить функции и виды конкуренции, а также силы, управляющие конкуренцией в отрасли и виды конкурентного преимущества.
3. Изучить теоретические аспекты оценки конкурентоспособности товара и фирмы.
4. Провести сравнительный анализ методик оценки конкурентоспособности товара.
5. Проанализировать методически подходы к оценке конкурентоспособности фирмы.
6. Провести оценку конкурентоспособности товара (продукции).
7. Рассчитать показатели конкурентоспособности фирмы (предприятия).
Данная курсовая работа состоит из трех глав. В первой главе представлены теоретические основы: рассмотрены понятие, функции и виды конкуренции, силы, управляющие конкуренцией в отрасли и виды конкурентного преимущества.
Во второй главе проанализированы методы оценки конкурентоспособности товара и фирмы. Также в данной главе представлен сравнительный анализ методик оценки конкурентоспособности товара и фирмы.
Третья глава посвящена решению практических задач: оценке конкурентоспособности товара (кирпич строительный) четырех фирм Новосибирской области и расчету показателей конкурентоспособности предприятий, выпускающих данную продукцию.
1 КОНКУРЕНЦИЯ И КОНКУРЕНТНОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО
1.1 Понятие конкуренции, функции и виды конкуренции
Цель соперничества в экономике – величина прибыли, эта цель приобретает определяющее значение при выборе средств ее достижения. Конкурс не всегда является единственным методом достижения победы над конкурентами.
Конкурентами в рыночной экономике выступают отдельные производители, производящие на продажу одинаковую продукцию, отрасли промышленности, страны, поставщики определенной продукции на мировой рынок. Все они преследуют одну и ту же цель: максимизацию прибыли путем завоевания предпочтения потребителей.
Рассмотрим подробнее понятие конкуренции. Термин «конкуренция» происходит от лат. сoncurrentia и означает соперничество, соревнование, состязание.
Конкуренция – соперничество рыночных субъектов, преследующих одну и ту же цель, борьба за наиболее выгодные условия.
Исследователями выявлен закон конкуренции, в соответствии с которым не только благодаря научно-техническому прогрессу в мире происходит объективный процесс улучшения качества продукции и услуг и снижение их удельной цены. Закон конкуренции – закон спроса и предложения – приводит к объективному процессу «вымывания» с рынка некачественной и дорогой продукции.
Важно отметить, что без конкуренции рынок не может выполнить свои новаторские функции, не может выявить творческие начала субъектов рынка, их инициативу и поиск, не реализует все то, благодаря чему рынок является движущей силой человеческого прогресса.
Конкуренция – необходимое и достаточное условие (или среда), обеспечивающее количественное и качественное воспроизводство рыночной системы, ее саморегулирующие и самокорректирующие начала. Конкуренция является одним из важнейших условий существования рынка с момента его возникновения, но особое значение она приобретает с образованием национальных рынков, когда товарное производство охватывает уже всю экономику, а товарно-денежные отношения становятся всеобщими.
Рассмотрим функции конкуренции. В экономической теории выделяют шесть функций:
1. Регулирующая функция. В любом обществе всегда должен поддерживаться баланс между потребностями людей и возможностями их удовлетворения, а также необходимость распределения производственных возможностей общества по отдельным отраслям. В рыночной экономике такое регулирование осуществляется стихийно, но все же подчиняясь определенным закономерностям. Экономический закон, согласно которому товары на рынке обмениваются в соответствии с количеством и качеством затраченного на их производство труда, называется законом стоимости (законом конкуренции). Критерием определения степени совершенства рынка считается единая цена. Чем быстрее на один и тот же товар во всех точках единого рынка устанавливается одна и та же цена, тем совершеннее рынок. Такой рынок исключает спекуляцию на разности цен в разных точка рынка и предполагает совершенную, или чистую, конкуренцию. Именно конкуренция становится тем необходимым условием, без которого невозможен совершенный рынок.
2. Аллокационная функция. Выражается в формировании совершенного рынка на всей территории страны, в рамках национального хозяйства. Обеспечивает наиболее эффективное и равномерное размещение производственных сил: капитала и труда.
3. Инновационная функция. Общее финансирование и стимулирование научно-технического прогресса. Конкурентный поиск инноваций для экономии ограниченных ресурсов постепенно переходит в организацию научных исследований и их финансирование самими субъектами рынка.
4. Адаптационная функция. Реализуется в росте приспособляемости субъектов рынка к постоянно меняющейся рыночной конъюнктуре, к разным ее аспектам.
5. Распределительная функция. Реализуется в среде потребителей, как индивидуальных, так и производственных. Конкуренция проявляется в их борьбе за получение наибольшей суммы совокупных материальных благ и услуг, произведенных в национальном хозяйстве, притом на самых выгодных условиях.
6. Контролирующая функция. Проявляется в недопущении монополистического господства отдельных крупных предприятий на рынке. Конкуренция ограничивает и ставит в определенные рамки формы и модели несовершенной конкуренции.
1. Багиев Г. Л. Маркетинг: учеб. для вузов / Г.Л. Багиев, В.М. Тарасевич, Х. Анн; под общ. ред. Г. Л. Багиева. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2007. – 736 с.
2. Баликоев В.З. Общая экономическая теория: учебник для вузов/ В. З. Баликоев. – М.: Омега-Л; Новосибирск: Сибирское соглашение, 2005. – 732 с.
3. Вершинина Г.С., Заруева Л.В. Конкуренция в отрасли. Методические указания по выполнению курсовой работы для студентов специальности 060800. – Новосибирск: НГАСУ, 2008. – 41 с.
4. Дафт Р. Менеджмент/ Р. Дафт. – СПб: Питер, 2006. – 864 с.
5. Качалина Л. Н. Конкурентоспособный менеджмент/ Л. Н. Качалина. – М.: Изд-во Эксмо, 2006. – 464 с.
6. Котлер Ф. Маркетинг. Менеджмент / Ф. Котлер. – СПб.: Питер, 1999. – 896 с.
7. Лифиц И. М. Теория и практика оценки конкурентоспособности товаров и услуг / И. М. Лифиц. – М.: Юрайт-М, 2001. – 222 с.
8. Мишин В. М. Управление качеством: учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности «Менеджмент организации» (061100) / В. М. Мишин. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 463 с.
9. Млоток Е. Принципы маркетингового исследования конкуренции на рынке // http://www.marketing.spb.ru/read/m3/index.htm
10. Портер М. Э. Конкуренция: учеб. пособие / М. Э. Портер. – М.: Вильямс, 2000. – 495 с.
11. Светуньков С. Г. Информационное обеспечение управления конкурентоспособностью // http://www.marketing.spb.ru/read/m19/4.htm
12. Фатхутдинов Р. А. Стратегический маркетинг: учеб. / Р. А. Фатхутдинов. – М.: ЗАО «Бизнес-школа»: «Интел-Синтез», 2000. – 640 с.