ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ МОДЕЛИ ФЕДЕРАТИВНЫХ ОТНОШЕНИЙ
1.1. Понятие симметричной и ассиметричной моделей федеративных отношений
1.2. Федеральные округа, как выравнивающий асимметрию фактор, в механизме модернизации современного российского федерализма
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ АСИММЕТРИИ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОГО СТАТУСА СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1. Характеристика договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами как черта асимметрии конституционно-правового статуса субъектов Российской Федерации
2.2. Проблема преодоления асимметрии в региональном экономическом развитии Российской Федерации: современное состояние и перспективы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Одним из оснований классификации моделей федерализма является структура федерации - симметричная и асимметричная, которая, в свою очередь, обусловлена статусом субъектов федерации.
Симметрия - это закономерное и однообразное расположение равных частей фигуры относительно друг друга. Симметричная федерация состоит из однопорядковых частей, в отличие от асимметричной, допускающей дифференциацию статуса субъектов. У некоторых авторов встречается и такое мнение, что не может быть симметрии федеративного устройства в чистом виде; могут быть лишь ее отдельные элементы. Это, однако, не меняет общего хода рассуждений.
Выделяются несколько разновидностей асимметрии.
Асимметрия несубъектов федерации предусматривает вхождение в состав федерации наряду с субъектами иных территориальных образований: округов, союзных территорий, различных владений, ассоциированных государств, резерваций и т.п. С существованием такого типа асимметрии сложно согласиться.
Формальная асимметрия (асимметрия субъектов федерации) описывает такую структуру федеративного государства, при которой главным источником асимметрии является очевидное (т.е. юридически закрепленное в конституциях и законах) неравноправие субъектов федерации. Ключевым моментом здесь является отсутствие равноправия субъектов федерации, а не их равенства, так как фактическое равенство недостижимо, а попытки его достижения весьма сомнительны. Данная разновидность асимметрии проявляется, как правило, в форме наличия в составе федерации различных по своему статусу субъектов, ярким примером чего предстает Российская Федерация.
Цель работы – раскрыть сущность и содержание существующих проблем асимметрии субъектов Российской Федерации.
Для этого и поставлены следующие задачи (основные вопросы, подлежащие разработке (исследованию)):
- Изучение понятия симметричной и ассиметричной моделей федеративных отношений;
- Охарактеризовать федеральные округа, как выравнивающий асимметрию фактор, в механизме модернизации современного российского федерализма;
- Дать характеристику договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами как черта асимметрии конституционно-правового статуса субъектов Российской Федерации;
- Выявить проблемы преодоления асимметрии в региональном экономическом развитии Российской Федерации: современное состояние и перспективы.
Раскрытие темы производится с позиций общенаучных методов (социологический, системный, структурно-функциональный, конкретно-исторический, статистический), общелогических методов теоретического анализа, частнонаучных методов (сравнительного правоведения, технико-юридического анализа, конкретизации, толкования).
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, поделенных на параграфы, заключения и библиографического списка.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993)
(с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // СПС Гарант
2. Федеральный конституционный закон от 25 марта 2004 г. N 1-ФКЗ «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа» // СЗ РФ. 2004. N 13. Ст. 1110;
3. Федеральный конституционный закон от 14 октября 2005 г. N 6-ФКЗ «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и Эвенкийского автономного округа» // СЗ РФ. 2005. N 42. Ст. 4212;
4. Федеральный конституционный закон от 12 июля 2006 г. N 2-ФКЗ «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Камчатской области и Корякского автономного округа» // СЗ РФ. 2006. N 29. Ст. 3119;
5. Федеральный конституционный закон от 30 декабря 2006 г. N 6-ФКЗ «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа» // СЗ РФ. 2007. N 1. Ст. 1;
6. Федеральный конституционный закон от 21 июля 2007 г. N 5-ФКЗ «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа» // СЗ РФ. 2007. N 30. Ст. 3745.
7. Закон Российской Федерации от 17 июня 1992 г. N 3056-1 «О непосредственном вхождении Чукотского автономного округа в состав Российской Федерации» // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 28. Ст. 1618.
8. Указ Президента Российской Федерации от 21 июня 2000 г. N 1149 «Вопросы обеспечения деятельности аппаратов полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах» // СЗ РФ. 2000. N 26. Ст. 2748.
9. Постановление Правительства РФ от 11 октября 2001 г. N 717 «О Федеральной целевой программе «Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации (2002 - 2010 годы и до 2015 года)» // СЗ РФ. 2001. N 43. Ст. 4100; Регионы России. Социально-экономические показатели. 2006. Стат. сб. / Росстат. М., 2007.
10. Постановление КС РФ от 11 мая 1993 г. N 9-П по делу о проверке конституционности Закона Российской Федерации от 17 июня 1992 года N 3056-1 «О непосредственном вхождении Чукотского автономного округа в состав Российской Федерации» // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 28. Ст. 1083.
11. Постановление КС РФ от 14 июля 1997 г. N 12-П по делу о толковании содержащегося в части 4 статьи 66 Конституции Российской Федерации положения о вхождении автономного округа в состав края, области // СЗ РФ. 1997. N 29. Ст. 3581.
12. Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. М., 2011.
13. Александров В.М., Семенов А.В. Состояние и перспективы развития федеральных округов Российской Федерации // Правоведение. 2002. N 3.
14. Алферова Е.В. Конституционно-правовые договоры: взгляд российских ученых и практиков (Обзор материалов научно-практической конференции) // Договорные принципы и формы...2009. № 2.
15. Барциц И. Мысли об административной реформе в год десятилетия Конституции РФ // Федерализм. 2010. N 3.
Всего 73 источника