1. Общая характеристика транспортного комплекса России
2. Железнодорожный транспорт
3. Морской транспорт
4. Речной транспорт
5. Трубопроводный транспорт
6. Автомобильный транспорт
7. Воздушный транспорт
8. Общественный транспорт
9. Электронный транспорт
10. Транспортные узлы
11. Транспортные коридоры
12. Транспортное законодательство
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
1. Общая характеристика транспортного комплекса России
Транспортная система России характеризуется развитой транспортной сетью, включающей в себя 87 тыс. км железных дорог, более 745 тыс. км автомобильных дорог с твердым покрытием, свыше 600 тыс. км воздушных линий, 70 тыс. км магистральных нефте- и продуктопроводов, свыше 140 тыс. км магистральных газопроводов, 115 тыс. км речных судоходных путей и множество морских трасс. В ней занято свыше 3,2 млн человек, что составляет 4,6 % работающего населения.
Огромные пространства и суровый климат предопределили первостепенное значение для России всепогодных видов наземного транспорта — железнодорожный и трубопроводный. На них падает основной объём грузовой работы. Водный транспорт играет в России значительно меньшую роль из-за короткого навигационного периода. Роль автомобильного транспорта в общем грузообороте в связи с крайне незначительными средними расстояниями перевозок (в пределах городов и пригородов, в карьерах открытых разработок полезных ископаемых, на лесовозных дорогах в районах лесозаготовок и т. д.) также невелика, несмотря на то, что им перевозится больше половины грузов. Важной особенностью транспортной системы России является её тесная взаимосвязь с производством.
Современное состояние транспортной системы характеризуется низким техническим уровнем производственной базы большинства предприятий и износом подавляющего большинства транспортных средств, что приводит к снижению безопасности её работы, а также отсутствием инвестиций для преодоления данных проблем [1].
Транспортное пространство представляет собой совокупность самостоятельных организаций — перевозчиков и посредников — с преобладанием мелкого капитала, что явилось следствием дезинтеграции экономики в 90-е годы XX века.
Транспортная система России имеет сложную структуру, она включает несколько подсистем (железнодорожную, автомобильную, морскую, речную, воздушную и трубопроводы), каждая из которых состоит из основных элементов: инфраструктуры, транспортных средств и управления. К транспортной системе относятся транспортные узлы и коридоры, а также промышленный и общественный транспорт. Инфраструктуру обычно рассматривают по отраслям.
1. Щербанин Ю.А. Транспортная система России: конкурентоспособность в международном измерении. – М.: Научная книга, 2007. – 86 c.
2. Николаев А. С. Единая транспортная система / А. С. Николаев. – М.: Лицей, 2001.
3. Лившиц В. Н. Транспорт за 100 лет // Россия в окружающем мире / В. Н. Лившиц. – М., 2002.
4. СНиП 2.05.07-91 Промышленный транспорт.
5. Тархов С. А. Транспорт и связь / С. А. Тархов. – М.: Просвещение, 2004.
6. Комаров К. Л., Максимов С. А. Проблемы и задачи формирования системы мультимодальных транспортных узлов (транспортно-логистических центров) в Российской Федерации (на примере Новосибирского мультимодального транспортного узла). – Новосибирск: Изд-во СГУПСа, 2003. – 43 с.
7. Григорьев М. Н., Долгов А. П., Уваров С. А. Логистика. – М.: ГАРДАРИКИ, 2006.