Введение
1. Теоретический обзор профессионально-важных качеств военнослужащих в психологии
1.1. Личность военнослужащего как объект исследования психологии
1.2. Профессионально значимые качества военнослужащих
1.3. Эмоциональная устойчивость, как профессионально-важное качество военнослужащих
1.4. Развитие профессионально важных качеств военнослужащих на разных этапах деятельности
2. Эмпирическое исследование профессионально-важных качеств военнослужащих
2.1. Цели, задачи и методы исследования эмоционального выгорания военнослужащих
2.2. Описание методик исследования
2.3. Анализ и обсуждение результатов исследования
Заключение
Список литературы
Приложения.
Актуальность темы курсовой работы. В условиях реформирования современных Вооружённых Сил всё больше внимания уделяется их качественному совершенствованию. Повышаются требования к личностным и профессиональным качествам офицеров, их физическому и психическому здоровью. В связи с этим особое значение приобретает проблема профессионально значимых качеств военнослужащих. Успешность профессиональной деятельности военнослужащих и его благополучие во многом определяются некоторыми качествами его личности. Экспертные опросы и анализ войсковой практики показали, что наличие именно личностных качеств, важных в профессиональной деятельности военнослужащих, является одним из критериев его успешности. И напротив, отсутствие личностных профессионально значимых качеств или низкий уровень их сформированности свидетельствуют о низкой результативности профессиональной деятельности у военнослужащих и препятствует их успешной профессиональной деятельности.
Решение этой проблемы будет способствовать их успешной профессиональной деятельности, которая, в свою очередь, благотворно влияет на морально-психологическое состояние личного состава Вооружённых Сил РФ, способствует повышению эффективности воинского труда и созданию психологически устойчивой и профессионально развивающейся армии. Также важным моментом является то, что становление специалиста, формирование и развитие его профессионально значимых качеств происходит после окончания вуза путем проб и ошибок и не всегда приводит к положительным результатам. Всё это диктует необходимость глубокого и всестороннего исследования особенностей развития профессионально значимых качеств в учебном процессе вуза, научного обоснования путей и способов его достижения, обеспечивающего успешность и эффективность профессиональной деятельности в будущем. Таким образом, проблема развития профессионально значимых качеств и выявления условий, способствующих их развитию в учебном процессе вуза, требует специального изучения.
Среди множества факторов, определяющих работоспособность и другие характеристики здоровья, большую роль играет психическая устойчивость к стрессовым ситуациям. Высокий уровень психической устойчивости к стрессам является залогом сохранения, развития и укрепления здоровья и профессионального долголетия личности.
Формирование психологической устойчивости является залогом психического здоровья людей и непременным условием социальной стабильности, прогнозируемости процессов, происходящих в обществе.
Исследованием синдрома эмоционального выгорания занимались Г.С. Абрамов, Н.В Водопьянова, Г.С. Никифоров, В.Е. Орел. Г.А. Роберте, Т.И. Ронгинская, Е.С. Старченкова. Д.Г. Трунов. A.M. Хатагурова и др. Саморегуляция является предметом исследования в работах Л.П. Гримак. О.А. Конопкина. Н.Д. Линде, X. Лнндемана, В.Л. Марищука, В.И. Мороса-новой, И.В. Плахотниковой. А.О. Прохорова и др.
Психологическая сущность процесса повышения квалификации и его роль в профессиональном развитии рассматривалась в работах В.В. Краевского, Ю.Н. Кулюткина, Н.В. Кузьминой, А.К. Марковой, А.Ю. Панасюка, А.И. Подольского, Г.С. Сухобской, Т.Н. Шамовой и др. Показаны особенности усвоения знаний, перестраивания мотивов установок, способов деятельности в послевузовском обучении менеджеров, врачей, педагогов и др. В меньшей мере изучены проявления неравномерности психического и профессионального развития военнослужащих. Таким образом, исследование динамики качеств личности и их компонентов у военнослужащих представляется актуальным в рамках курсовой работы.
Цель исследования: изучить изменение характера профессионально важных качеств личности военнослужащих в зависимости от возраста и стажа трудовой деятельности.
В соответствии с поставленной целью определим задачи исследования:
- Рассмотреть личность военнослужащего как объект исследования психологии
- Определить профессионально значимые качества военнослужащих
- Изучить эмоциональную устойчивость, как профессионально-важное качество военнослужащих;
- Определить развитие профессионально важных качеств военнослужащих на разных этапах деятельности;
- Провести эмпирическое исследование профессионально-важных качеств военнослужащих;
Объект исследования: развитие профессионально-важных качеств личности военнослужащих.
Предмет исследования: Неравномерность развития профессионально важных качеств личности военнослужащего в ходе трудовой деятельности военнослужащих.
Гипотеза дипломного исследования: группа молодых военнослужащих менее подвержены эмоциональному выгоранию - у большинства из них фазы эмоционального выгорания не сформированы, либо находятся в стадии формирования. Военнослужащие старшей возрастной группы, со стажем, имеют большую степень риска возникновения эмоционального выгорания, так их как работа больше связана с нервно-эмоциональным напряжением на протяжении не одного года трудовой деятельности.
Методы исследования:
- теоретический анализ психологической, педагогической, философской, психотерапевтической литературы;
- диагностические: методика диагностики уровня эмоционального выгорания по В.В. Бойко, методика «Способность самоуправления»;
- метод математический статистики по критерию Манна-Уитни.
Структура и объем работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (30 источников) и 7 приложений. Объем основного текста работы - 42 стр.