Введение
Глава 1. Теоретические аспекты изучения
1.1. Понятие «психологическая война» и его характеристика
2.2. Психологические аспекты применения информационных технологий
Глава 2. Анализ использования технологий психологической войны
2.1. Информационные войны как средство управления общественно-политическими процессами
2.2. Война в Персидском заливе как пример ведения психологической войны
Заключение
Литература
В широком смысле, это целенаправленное и плано¬мерное использование политическими оппонентами психологических и др. средств (пропагандистских, ди-пломатических, военных, экономических, политических и т. д.) для прямого или косвенного воздействия на мне¬ния, настроения, чувства и, в итоге, на поведение про-тивника с целью заставить его действовать в угодных им направлениях. На практике, термин «психологиче¬ская война» чаще употребляется в более узком смысле: еще недавно он трактовался как совокупность идеоло¬гических акций западных стран против стран социализ¬ма, как подрывная антикоммунистическая и антисовет¬ская пропаганда, как метод идеологической борьбы. Аналогичным образом, понятие «психологическая вой¬на» использовалось в рамках конфронтационного мыш¬ления на Западе как совокупность приемов, применяе¬мых «восточным блоком» для подрыва психологического единства сторонников западной демократии.
Психологическая война как реальный политико-психологический процесс направлена на подрыв мас¬совой социальной базы политических оппонентов, на разрушение уверенности в правоте и осуществимости идей противника, на ослабление психологической устойчивости, морального духа, политической, социальной и всех иных видов активности масс, находящихся под влиянием оппонентов. Конечной целью психологи¬ческой войны является поворот массового сознания и массовых настроений от удовлетворенности и готовно¬сти поддерживать оппонентов, к недовольству и дест-руктивным действиям в их отношении. Достижение такой цели может выражаться в разных формах: от подготовки и провоцирования массовых выступлений для свержения политического режима до возбуждения интереса к социально-политическим и идеологическим конструкциям альтернативного характера.
Практически «психологическая война» означает перенос идейно-политической борьбы из сферы тео¬ретического сознания в сферу сознания обыденного. В ней обращаются не к научным доводам и логическим аргументам, не к разуму и даже не к фактам, а к ирра¬циональным явлениям. К ним относятся эмоции и ин¬стинкты (социальной и национальной гордости, коры¬стной заинтересованности, державным амбициям, инстинкту социального и национального самосохране¬ния и т. п.), предрассудки (расовые, национальные) и предубеждения (обычно традиционно-исторического характера). Сюда же относятся разнообразные соци¬ально-идеологические мифологические конструкции (от мифов о «русском медведе» до похожих штампов о «мировом империализме», «исламской угрозе», «ма¬сонском заговоре» и т. п.). Задача такого переноса борьбы из одной сферы в другую заключается в ее переводе на уровень повседневной, обыденной психо¬логии — таким образом, чтобы эта борьба пронизыва¬ла все проблемы жизни людей и «объясняла» их через политическое противостояние. Это достигается за счет массированного внедрения в сознание людей множе¬ства ложных стереотипов восприятия и мышления, извращенных представлений о господствующих в их среде взглядах, происходящих в мире событиях и тен¬денциях их развития.
Исходя из вышеизложенного, мы можем сформулировать следующую проблему настоящего исследования.
Психологическая война как термин характеризующий особый вид воздействия на общество, как во время военных действий, так и во время мирных преобразований, как в торговой рекламе, так и в политической пропаганде. Этот факт предопределяется особенностями развития PR-технологий, спецификой их реализации и проявлений. В тоже время на сегодняшний день остается неизвестным, какими именно характеристиками и спецификой влияния обладают технологии психологической войны.
Цель исследования: изучение стратегии и тактики ведения психологической войны.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие «психологическая война»
2. Изучить психологические аспекты применения психологической войны.
3. Проанализировать технологии ведения информационной войны.
4. На примере Персидской войны изучить практические аспекты применения стратегии и тактики психологической войны.
1. Алешина И. Паблик рилейшнз для менеджеров и маркетологов. - М., 1997.
2. Блэк С. Введение в паблик рилейшнз. - Ростов-на-Дону, 1998.
3. Вепринцев В.Б., Манойло А.В., Петренко А.И., Фролов Д.Б., Операции информационно-психологической войны. Методы, средства, технологии: Краткий энцикло-педический словарь-справочник. – М.: Горячая линия-Телеком, 2013.
4. Винокуров И., Гуртовой Г. Психотронная война: От мифов - к реалиям. - М.: Мистерия, 1993.
5. Волкогонов Д.А. Психологическая война (Подрывные действия империализма в области общественного сознания). - М.: Воениздат, 1984.
6. Доценко Е.Л. Психологические манипуляции. - М.: ЧеРо, 1997.
7. Катлип С.М. Паблик рилейшнз: Теория и практика. - М., 2009.
8. Ковалев Г.А. Психологическое воздействие: Системно-экологический анализ. - М.: РАУ, 1989.
9. Крысько В. Г. Секреты психологической войны (цели, задачи, методы, формы, опыт). – М., 2011.
10. Куликов В.Н. Психология внушения. - Иваново: Пед. ин-т., 1978.
11. Лайнбарджер П. Психологическая война. – М., 2009.
12. .Лукашев А.В. «Черный" PR как способ овладения властью, или бомба для имиджмейкера. - СПб., 2010.
13. Манойло А.В., Государственная информационная политика в особых условиях. – М.: Изд. МИФИ, 2012 г. - 388 с.: ил.
14. Манойло А.В., Информационная война как инструмент внешней агрессии и территориальной экспансии: Учебное пособие – М: НИИПИ, 2009 г. - 102 с.
15. Манойло А.В., Петренко А.И., Фролов Д.Б., 2012 г.: Государственная информационная политика в условиях информационно-психологической войны. – М.: Горячая линия – Телеком, 2012.
16. Почепцов Г.Г. Информационные войны. М.: «Рефл-Бук», 2009.
17. Севрюгин В.И. Специальные методы социально-психологического воздействия и влияния на людей. - Челябинск: Обл. ид-во, 1996.
18. Чумиков А.Н. Связи с общественностью. - М., 2010.
19. Фролов Д.Б., Воронцова Л.В. Информационное противоборство: история и современное состояние. – М.: Горячая линия – Телеком, 2013.
20. Швец Д.А. Информационное управление как технология обеспечения информационной безопасности, Сб. «Массовая коммуникация и массовое сознание», М., МГИМО, 2012.