1 Охарактеризуйте место и роль органов прокуратуры в системе органов государства, правоохранительных органов Российской Федерации
2 Что входит в предмет надзора прокуратуры за исполнением законов? Раскройте особенности данного надзора
3 Как следует понимать закрепленное в Федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации» положение о недопустимости вмешательства в осуществление прокурорского надзора?
4 Сущность участия прокурора в рассмотрении арбитражных дел судами, формы участия
Список использованной литературы
1 Охарактеризуйте место и роль органов прокуратуры в системе органов государства, правоохранительных органов Российской Федерации.
Российская Федерация – государство с самой большой в мире территорией, где без органа, осуществляющего надзор за исполнением законов, сложно сохранить территориальную целостность. Поэтому создание в России прокуратуры как отдельной власти – явление уникальное. Именно прокуратура призвана быть балансом, уравновешивающим другие ветви власти.
Следует отметить, что понятие прокурорской власти давно известно отечественной правовой науке. Так, в 1970-х годах И. Фарбер указывал, что «прокурорский надзор в Советском государстве есть особая деятельность социалистического государства, основанная на демократических принципах и представляющая собой форму осуществления государственной власти». Аналогичные выводы делали Г.И. Бровин, В.Ф. Коток и некоторые другие правоведы, которые относили правовые отношения, возникающие в сфере прокурорского надзора, к государственно-властным.
В период, когда значение теории разделения властей отрицалось, возникла идея о различных формах государственной деятельности. В ряде работ выделялись три ее формы: законодательная, исполнительно-распорядительная и судебная. Прокуратура рассматривалась как автономная организация, выделяющаяся из системы государственных органов. Однако наиболее распространенным было мнение о наличии четырех форм государственной деятельности: деятельность представительных органов (государственная власть), исполнительно-распорядительная деятельность (государственное управление), правосудие и прокурорская деятельность.
Но если первые три формы аналогичны известным ветвям власти (законодательная, исполнительная, судебная), то прокурорскую деятельность как отдельный вид государственной власти обычно не выделяют. И в современных отраслевых курсах прокурорский надзор за точным и единообразным исполнением законов в России рассматривают только как одну из самостоятельных форм государственной деятельности, обеспечивающей успешную реализацию задач по укреплению законности и правопорядка в стране.
1 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 04.08.2014. – № 31. – Ст. 4398.
2 Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 (ред. от 13.07.2015) «О прокуратуре Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.09.2015) // Собрание законодательства РФ. 20.11.1995. – № 47. – Ст. 4472.
3 Федеральный закон от 20.04.1995 № 45-ФЗ (ред. от 03.02.2014) «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» // Собрание законодательства РФ 24.04.1995. – № 17. – Ст. 1455.
4 Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 13.07.2015, с изм. от 16.07.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 25.07.2015) // Собрание законодательства РФ. 17.06.1996. – № 25. – Ст. 2954.
5 Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 13.07.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.09.2015) // Собрание законодательства РФ. 24.12.2001. – № 52 (ч. I). – Ст. 4921.
6 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 13.07.2015, с изм. от 14.07.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 06.09.2015) // Собрание законодательства РФ. 07.01.2002. – № 1 (ч. 1). – Ст. 1.
7 Приказ Генпрокуратуры России от 07.12.2007 № 195 (ред. от 01.07.2015) «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» // Законность. – № 3. – 2008.
8 Басков В.И. Курс прокурорского надзора. – М., 2012. – 118 с.
9 Бойков А.Д., Карпец И.И. О законотворчестве, судебной власти и правосудии // Государство и право. 2012. – № 11. – С. 92.
10 Бойков А.Д. Третья власть в России. – Курск, 2011. – 233 с.
11 Голунский С.А., Строгович М.С. Теория государства и права. – М., 2010. – 276 с.
12 Государственное право Российской Федерации: Учеб. / Под ред. О.Е. Кутафина. – М., 2013. – 423 с.
13 Долежан В.В. Проблемы компетенции прокуратуры: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. – М., 2011. – 199 с.
14 Мельников Н.В. Прокурорская власть и личность. – М., 2013. – 305 с.
15 Нерсесянц B.C. Философия права. – М., 2012. – 456 с.
16 Николаева Л.А. Надзор прокуратуры: Проблемы теории и практики // Прокурорская и следственная практика. 2014. – № 2. – С. 84.
17 Петрухин И.Л. Судебная власть и расследование преступлений // Государство и право. 2013. – № 7. – С. 82.
18 Примаков Е. Семь критериев здоровой Федерации // Российская газ. 2010. 27 янв. – С. 3.
19 Тадевосян B.C. Прокурорский надзор в России. – М., 2012. – 118 с.
20 Точиловский В.М. О концепции прокурорской власти // Государство и право. 2013. – № 9. – С. 46.