Введение
Глава 1. Теоретические основы исследования
1.1. Понятие и сущность духовной культуры личности
1.2. Роль православного воспитания и Воскресной школы в формировании духовной культуры личности.
Глава 2. Особенности формирования духовной культуры личности в Воскресной школе
Заключение
Список использованной литературы
Приложение 1
В период кризисного развития современного общества, когда духовная культура проявляет тенденцию к падению, воспитание духовности личности человека значительно усложняется. Проблема выдвинулась на первый план в силу несоответствия между материальными ценностями, созданными цивилизацией, и духовными ценностями человечества. Наблюдается тенденция искажения представлений о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Современного человека отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Не соблюдается историческая преемственность поколений.
Таким образом, обнаруживается актуальная проблема, которая является закономерным отражением противоречия, возникшего между идеалом всесторонне развитой личности и недостаточно действенностью педагогических средств его разрешения.
Православная педагогика направляет воспитание на конкретную личность, которая должна быть ответственной не только за свою жизнь, но и за сохранение и развитие исторических и культурных традиций своего народа. Православная педагогика обогащала педагогику светскую цельностью миропонимания, опытом нравственного уклада жизни, развития гармоничной личности. Понятия «нравственный» и «духовный» в православной педагогике определяются следующим образом: духовность - это состояние близости души, внутреннего мира человека к Вышнему и Горнему миру; нравственность - это твердая постоянная решимость воли следовать за добрыми влечениями сердца и совести (добронравие).
Духовно-нравственное воспитание понимается как целенаправленная деятельность, нацеленная на приобщение человека к Вышнему и Горнему миру, на постепенное восстановление целостной структуры личности, самоопределение человека и совершенствование его в добродетели. Исходя из этого, духовные упражнения ума, чувств и сердца ребенка являются основным средством духовно-нравственного воспитания, а основной формой - служение добру, служение людям.
Современное состояние проблемы, ее актуальность, теоретическая значимость и недостаточная разработанность обусловили выбор темы исследования.
Объектом нашего исследования является духовная культура личности.
Предмет исследования: православные культовые учреждения как фактор формирования духовной культуры личности.
Цель курсовой работы – рассмотреть процесс формирования духовной культуры личности в православных культовых учреждениях на примере Воскресной школы.
Целью определены задачи, которые поставлены и решены в ходе написания работы, а именно:
1) раскрыть понятие и сущность духовной культуры личности;
2) рассмотреть православное воспитание как основу формирования духовной культуры личности;
3) выявить роль воскресной школы в процессе формирования духовной культуры личности;
4) рассмотреть работу Воскресной школы с точки зрения формирования духовной культуры личности.
Теоретико-методологической базой исследования послужили научные работы по теории культуры и духовного развития личности таких исследователей как Л.П. Буева, И.В. Бужина, Д.С. Лихачев, Т.И. Петракова, среди них и работы по христинской культуре - И.А. Ильин и другие. Т.Г. Исакова, Н.Е. Щуркова, М.М. Мукамбаева рассматривают в своих трудах духовную культуру личности с позиции воспитания и образования. Большой пласт изученных трудов посвящен также христианскому образованию как фактору формирования духовной культуры личности. Это труды Г.П. Максимова, Г. Каледы, М.И. Андреева и других исследователей.
Полезными для работы оказались и выступления по поводу духовного образования и воспитания Алексия II, бывшего Патриарха Московский и Всея Руси.
Для написания курсовой работы нами использовались следующие методы исследования: изучение, обработка и систематизация теоретического и практического материала; эмпирические наблюдения, анализ сложившейся практики: формально-логические - индуктивные, дедуктивные, традуктивные умозаключения; содержательно-теоретические - анализ и синтез.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.