Введение
Глава 1. Теоретические (исторические) основы реформации: религиозный взгляд
1.1. Реформация и протестантская этика
1.2. Реформация в контексте отечественной истории
Глава 2. Реформация ХХ века: атеистическое мировоззрение
2.1. Эпоха Реформации в интерпретации марксизма
2.2. Особенности атеистических взглядов на Реформацию
Заключение
Список литературы
Актуальность темы. Выбранная тема курсовой работы весьма актуальна в современных условиях, так как сдвиг, произошедший под влиянием Реформации, был всеобъемлющим, изменения затрагивали практически все сферы жизни. В XVI-ХVII вв. большинство стран Западной Европы было охвачено религиозным движением Реформации, направленным против средневековой католической церкви. В узком смысле под понятием «реформация» подразумевается пересмотр основных догматов католицизма, приведший к возникновению нового направления в христианстве – протестантизма. В широком же смысле с этим термином связано представление о глубоком перевороте в культуре средневекового общества, в религиозной, социальной, экономической, политической сферах его жизни, о перевороте в мировоззрении, жизненных принципах и ценностях человека того исторического периода, который знаменовал собой наступление эпохи Нового времени.
В условиях позднего средневековья религия оформляла массовое сознание, изменения в ее сфере обнаруживали общий вектор движения и развития культуры. Религия этого периода выступает как массовая «практическая» идеология, во многом предопределяющая всю человеческую деятельность. Религиозный конфликт, приведший к возникновению протестантизма, явился формой обнаружения и разрешения ключевых общественных проблем и в качестве такового оказал решающее влияние на теологическую, правовую, экономическую мысль, заложив основы принципиально новых представлений, произведя переворот практически во всей культуре западноевропейского общества.
Целью настоящей курсовой работы является систематизация, закрепление и расширение теоретических знаний в области интерпретации реформации в отечественном религиоведении (в период 20-30 гг. ХХ в.), а также развитие аналитических навыков, овладение элементами самостоятельной исследовательской работы.
Задачи (основные вопросы, подлежащие разработке (исследованию)):
1. Дать содержательную характеристику Реформации и протестантской этике.
2. Исследовать место и роль Реформации в контексте отечественной истории.
3. Рассмотреть особенности эпохи Реформации в интерпретации марксизма.
4. Определить особенности атеистических взглядов на Реформацию.
Объект исследования – общественные отношения, регулирующие особенности Реформации в отечественном религиоведении
Предмет исследования – интерпретация реформации в отечественном религиоведении (в период 20-30 гг.): религиозные и атеистические взгляды.
Методологическая основа исследования. В работе прослеживается сочетание двух методологических подходов: цивилизационного и постмарксистского, поскольку, с его точки зрения, нет жесткого конфликта между ними, скорее они взаимодополняют друг друга. С точки зрения цивилизационного подхода к истории, Западноевропейская и Российская цивилизации имеют разные ценностные основания, собственную внутреннюю логику развития, которая не отрицает взаимное культурное влияние и усиление межцивилизационного взаимодействия. В макроисторическом процессе следует отметить и наличие общеисторических и культурных универсалий: восходящих линий развития цивилизационных процессов, переселений народов, реформ, кризисов, цивилизационных трансформаций. К таким общеисторическим универсалиям можно отнести Реформацию и Революцию.
Структура курсового исследования подчинена логике исследования, обусловлена целями и задачами работы и состоит из введения, двух глав, поделенных на параграфы, заключения и списка литературы.
1. Алексеев В.А. Штурм небес отменяется? – М., 2004. – 320 с.
2. Атеизм в СССР: становление и развитие. Сб. статей. – М.,1986. – 509 с.
3. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Вебер М. Избр. произведения. – М.,1990. – 350 с.
4. Вопросы научного атеизма. Вып.4 Победы научно-атеистического мировоззрения в СССР за 50 лет. – М.,1967. – 381 с.
5. Грешных В.И. Мистерия духа: художественная проза немецких романтиков. – М., 2011. – 344 с.
6. Клибанов А.И. Реформационные движения в России в ХIV – второй половине ХVI вв. – М., I999. – 270 с.
7. Коновалов Б.Н. К массовому атеизму. – М.,1975. – 470 с.
8. Лившиц Г.М. Очерки по истории атеизма в СССР: 20-30-е годы. – Мн., 1985. – 566 с.
9. Луначарский А.В. об атеизме и религии. – М., 2003. – 218 с.
10. Радугин А.А. Введение в религиоведение: теория, история и современные религии: курс лекций. – М.: Центр, 2009. – 240 с.
11. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т.3,СПб.: ТОО ТК Петрополис, 2007. – 480 с.
12. Ревуненкова Н.В. Ренессаноное свободомыслие и идеология Реформации. – М.,2008. – 267 с.
13. Соколов В.В. Европейская философия ХV-ХVII веков. – М.: Высш. шк., 2014. – 400 с.
14. Соловьев Э.Ю. Время и дело Мартина Лютера // Соловьев Э.Ю. Прошлое толкует нас. Очерки по истории философии и культуры. – М., 2011. – С. 54-126.
15. Русская православная церковь и коммунистическое государство. 1917-1941. – М., 2006. – 190 с.
16. Тюгашев Е.А. Теоретико-методологические проблемы исследования интеграции духовной и практической деятельности // Интеграционные процессы в общественном развитии. Новосибирск, 1992. – 231 с.
17. Фофанов В.П. Исторический опыт России и его общемировое значение. – Новосибирск, 1992. – 214 с.
18. Ярославский Ем. Библия для верующих и неверующих. – М., 1995. – 388 с.