Введение
1. Конституционно-правовой статус депутата Государственной Думы РФ
1.1. Понятие и статус депутата Государственной Думы РФ
1.2. Развитие порядка формирования Государственной Думы РФ
2. Порядок формирования и деятельности Государственной Думы РФ
2.1. Порядок формирования Государственной Думы РФ
2.2. Регламент деятельности Государственной Думы РФ
Заключение
Список использованных источников
Россия – государство с республиканской формой правления, государственная власть в котором осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную (ст. ст. 1, 10 Конституции РФ). Представительным и законодательным органом РФ является Федеральное Собрание – парламент России, который наравне с Президентом, Правительством и судами РФ осуществляет государственную власть (ст. ст. 11, 94 Конституции РФ) и, согласно ч. 1 ст. 95 Конституции РФ состоит из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы. Государственную Думу Федерального Собрания РФ еще называют нижней палатой парламента, и она играет особую роль в законодательном процессе. Она состоит из 450 депутатов.
Депутатом Государственной Думы является избранный в соответствии с Законом о выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ представитель народа, уполномоченный осуществлять в Думе законодательные и иные полномочия, предусмотренные Конституцией РФ и действующим законодательством.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие при избрании депутатов в Государственную Думу РФ.
Предметом исследования выступают нормы отечественного законодательства, устанавливающие порядок избрания депутатов в Государственную Думу РФ.
Цель курсовой работы – изучить установленный порядок избрания депутатов Государственной Думы РФ.
Задачи курсовой работы:
1. Раскрыть понятие и конституционно-правовой статус депутата Государственной Думы РФ.
2. Определить порядок формирования и деятельности Государственной Думы РФ.
1.1. Понятие и статус депутата Государственной Думы РФ
Депутат – это народный представитель, избранный в представительный (законодательный) орган власти группой граждан. Правовое положение депутата закрепляется законодательством (конституциями, законами и т.д.). Статус депутата позволяет не только участвовать в разработке и принятии норм законодательства, но и осуществлять иные функции народного представителя . Так, полномочия депутатов Государственной Думы РФ (далее – ГД РФ) определяются Конституцией РФ, Федеральным законом «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», другими федеральными законами, положением об обеспечении деятельности членов Совета Федерации Федерального Собрания РФ.
Депутатом ГД РФ может стать не каждый, а только тот, кто соответствует определенному цензу по возрасту и гражданству. Так, согласно ч. 1 ст. 97 Конституции РФ, депутатом может стать только:
а) гражданин РФ;
б) достигший возраста 21 года;
в) имеющий право участвовать в выборах депутата ГД РФ.
Лица, не имеющие право быть депутатом ГД РФ, указаны в ст. 4 Закона о гарантиях избирательных прав, ст. 4 Закона о выборах ГД РФ. К ним относятся, в частности, граждане:
а) признанные судом недееспособными;
б) содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
в) имеющие гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государств;
г) указанные в ч. 8 ст. 4 Закона о выборах ГД РФ, например: осужденные к лишению свободы за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, судимость которого снята или погашена, – до истечения 10 лет и 15 лет соответственно со дня снятия или погашения судимости; или привлеченные к административной ответственности за распространение материалов экстремистской направленности (ст. ст. 20.3, 20.29 КоАП РФ), если выборы в ГД РФ состоятся до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию;
Нормативные и правовые акты
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // СЗ РФ, 04.08.2014, № 31, ст. 4398.
2. О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: Федеральный закон от 22.02.2014 № 20-ФЗ (ред. от 04.06.2018) // СЗ РФ, 24.02.2014, № 8, ст. 740.
3. О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: Постановление ГД ФС РФ от 22.01.1998 № 2134-II ГД (ред. от 20.09.2018) // СЗ РФ», 16.02.1998, № 7, ст. 801.
4. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию // Российская газета. 2008. 6 ноября.
Научная и учебная литература
5. Бовель Э.А. О некоторых проблемах выборов депутатов в Государственную Думу седьмого созыва // В сборнике: материалы и методы инновационных исследований и разработок сборник статей международной научно-практической конференции: в 3 частях. 2016. С. 75-78.
6. Верхогляд А.С. Динамика правового статуса депутатов Государственной Думы и членов государственного совета (1906-1917 гг.) // В сборнике: Февральская революция: история и современность материалы международной научно-практической конференции, посвященной 100-летию Февральской буржуазно-демократической революции 1917 года в России. Санкт-Петербургский государственный экономический университет. 2017. С. 188-194.
7. Гнатышин И.Ю., Чепуркова Е.И. Особенности избирательной кампании и результатов выборов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва: политический аспект // В сборнике: Новое слово в науке и практике: гипотезы и апробация результатов исследований Сборник материалов XXVIII Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией С.С. Чернова. 2017. С. 195-200.
8. Грудинин Н.С. Возвращение мажоритарных начал как старт очередного этапа модернизации избирательной системы на выборах депутатов Государственной Думы Российской Федерации: аргументы «за» и «против» // Вестник Томского государственного университета. Право. 2014. № 3 (13). С. 43-50.
9. Кошель А.С. Некоторые вопросы развития порядка формирования Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, региональных и муниципальных парламентов на современном этапе // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. 2018. Т. 4. № 1. С. 159-171.
10. Ламуев Б.Б., Васильева Ж.А. Конституционно-правовой статус депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации // Научная дискуссия: вопросы юриспруденции. 2016. № 8 (47). С. 16-22.
11. Назарова И.С. К вопросу о реформировании порядка комплектования палат федерального парламента в России // Конституционное и муниципальное право. 2017. № 11. С. 36-39.
12. Перов А.Н. Особенности выборов депутатов в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации // В сборнике: актуальные вопросы научных исследований сборник научных трудов по материалам XIII Международной научно-практической конференции. 2017. С. 50-53.
13. Пронин Я.В. Эволюция избирательной системы России на примере выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации // Science Time. 2017. № 4 (40). С. 187-195.
14. Семенко О.С. Особенности формирования Государственной Думы в Российской Федерации // В сборнике: Современные проблемы социально-гуманитарных и юридических наук: теория, методология, практика Материалы международной научно-практической конференции. под общей редакцией Е.В. Королюк. 2017. С. 243-246.
15. Стародубцева И.А. Конституционные ограничения пассивного избирательного права в России и зарубежных странах // Конституционное и муниципальное право. 2014. № 4. С. 26.
16. Холодова Е.И., Статинова А.А. Конституционно-правовой статус депутата Государственной Думы Российской Федерации // В сборнике: Молодежь и кооперация: инновации и творчество материалы международной студенческой научной конференции: в 4 частях. Белгородский университет кооперации, экономики и права. 2016. С. 99-102.
17. Черенков Д.О. О порядке выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации // В сборнике: прорывные научные исследования как двигатель науки сборник статей Международной научно-практической конференции. 2016. С. 144-146.