Введение
Глава 1. Теоретические аспекты рисков в образовательной организации
1.1. Понятие «образовательное пространство организации»
1.2. Сущность рисков в образовательной организации в России и за рубежом
1.3. Риски, возникающие в образовательной организации школы при организации и реализации учебно-познавательного процесса…
1.4. Риски, связанные с конфликтными ситуациями между участниками образовательного процесса
1.5. Семейные риски, влияющие на детей в период школьной жизни
Глава 2. Моделирование процесса управления рисками в образовательной организации
2.1. Особенности педагогических условий управления рисками в образовательной организации
2.2. Модель управления рисками в профессиональном образовании
2.3. Оценка внедрения модели управления рисками
Заключение
Список использованной литературы
Цель исследования: разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить модель управления рисками в образовательной организации;
Объект исследования - риски в образовательной организации.
Предмет исследования - модель управления рисками в образовательной организации.
Гипотеза исследования: управление рисками в образовательной организации будет успешным при следующих условиях:
- развитие мотивации обучающихся к безопасной жизнедеятельности, базирующееся на актуализации у них потребностей в личной безопасности от угроз и опасностей во всех сферах жизнедеятельности.
- актуализация знаний, умений и индивидуальных возможностей по преодолению опасностей, угроз и рисков, обеспечивающая предотвращение причин возникновения травматизации;
- организация практико-ориентированной деятельности обучающихся в образовательной организации, способствующей развитию у них личной безопасности на основе использования необходимых знаний и умений преодоления угроз и опасностей в реальных ситуациях жизнедеятельности.
Задачи исследования:
1. Изучить научную и методическую литературу по теме исследования;
2. Рассмотреть теоретические аспекты рисков в образовательной организации;
3. Разработать и апробировать модель управления рисками в образовательной организации;
4. Проанализировать результаты, сделать выводы.
Методы исследования:
- теоретические: изучение и анализ научной литературы, анализ и синтез, табличный метод, логический метод, индуктивный и дедуктивный методы, метод аналогии, сравнение (в теоретическом и практическом аспектах);
-эмпирические методы: опрос, беседа, интервьюирование.
1.2. Сущность рисков в образовательной организации в России и за рубежом
Исследования В. А. Ясвина, Г.А. Ковалева, В.П. Лебедева, В.И. Панова показывают, что образовательное пространство школы не является абсолютным гарантом гармоничного развития личности, поскольку безопасность обучения и развития зависит от условий и факторов, создающих риски в образовательной организации и способствующих возникновению стрессов у участников образовательного процесса.
Среди множества характеристик, отражающих понятие «образовательное пространство», именно безопасность все чаще и чаще выделяется в качестве приоритетной.
Риск - это «прогностическая, предваряющая действие оценка, формирующаяся на стадии организации или планирования действия» [1]. Кроме прогностической оценки, необходимым условием ситуации риска является неопределенность.
Анализ психолого - педагогической литературы позволил сгруппировать риски, возникающие в образовательной организации школы.
Первая группа связана с рисками, непосредственно возникающими в образовательной организации школы при организации и реализации учебно-познавательного процесса (М. Битянова, В. В. Рубцов) и др., причинами которых выступают сложность школьных программ; перегрузка содержания обучения; высокие образовательные нагрузки, связанные с нехваткой времени; ориентация школы на высокие показатели обучения; неэффективные методы учебной работы; неприятие детей детским коллективом или отсутствие дружеских отношений со сверстниками; негативное отношение учителя и т.д. [2]. Следует отметить особое место в образовательной организации школы фактора насилия и его проявление в виде детской травли (М. Битянова).
Вторая группа, риски, связанные с конфликтными ситуациями между участниками образовательного процесса (педагоги, психологи, руководители образовательных учреждений), профессиональной деформацией и дезадаптацией (Е. И. Рогов, Л.М. Митина, Е.С. Асмаковец, Ю. А. Юдчиц, М. В. Борисова, В. Э. Пахальян, И.А. Баева и др.).
Важную роль в снижении факторов риска, по мнению В.В. Рубцова, играют личностные особенности специалиста и выбор способов преодоления сложных ситуаций, обусловливающие в совокупности умение справляться с ситуацией хронического напряжения и предрасполагающие личность либо к активному, преобразующему стилю преодоления трудных жизненных ситуаций, либо к выбору другого пути, мало способствующего поиску конструктивного выхода из трудных ситуаций [3].
По мнению И.А. Баевой, психологически безопасная образовательная среда школы представляет собой среду взаимодействия, базирующуюся на гуманистических принципах, свободную от проявления психологического насилия, имеющую референтную значимость для ее участников и проявляющуюся в эмоционально, личностных и коммуникативных характеристиках ее субъектов[4].
Таким образом, психологический ресурс межличностного взаимодействия может выступать показателем качества образовательной среды и предметом мониторинга.
Третья группа рисков образовательного пространства школы включает семейные риски (И. Дубровина, К. Лиманская, В.В.Рубцов), обусловленные неблагоприятными факторами, отрицательно влияющими на детей в период школьной жизни, среди которых: воспитание детей одним родителем; воспитание приемными родителями (отчимом или мачехой, родственниками, а также родителями при непостоянном с ними проживании); когда воспитывающий родитель чувствует себя несчастным и, замыкаясь в семье, не способен создать необходимые условия для формирования позитивных чувств и отношения к жизни. Кроме того, реальным фактором риска может стать социальная изоляция семьи, поскольку противодействует контактам детей с окружением. А недостаточное общение детей с родителями, отсутствие совместных игр и занятий не только ограничивает возможности его развития, но и ставит его на грань психологического риска.
По И. Дубровиной, К. Лиманской, фактором риска выступает насилие в семье, представляющее собой неравенство между людьми, властный компонент межличностных отношений, препятствующее удовлетворению потребности в познании мира, в любви и установлении контактов с окружающими людьми, пониманию самого себя и своего места в обществе, в мире природы, культуры. С этих позиций многие школьники находятся в «зоне риска», поскольку рискуют не стать личностью, индивидуальностью, в которую их загоняют взрослые, не выполняющие своих обязанностей по отношению к ним [5].
Согласно К.Лиманской, более 30% детей в семьях подвергаются физическому насилию со стороны родителей, где одной из наиболее распространенных форм выступает жестокое обращение, имеющее место во всех социальных и экономических ячейках. При этом наиболее подвержены риску злоупотребления дети из асоциальных, бедных семей и семей «новых богатых»[6].