Введение
Глава I. Характеристика внешней политики Молдовы
1.1. Становление республики Молдова в постсоветский период
1.2. Общие черты внешней политики Молдовы
Глава II. Европейский ориентир во внешней политике Молдовы в современный период
2.1. Внешнеполитические отношения Молдовы и России
2.2. Европейская интеграция Республики Молдова: реальность и перспективы
Заключение
Список использованной литературы
Правительство Республики Молдова считает, что в национальных интересах страны укрепление отношений с Европейским Союзом. Конечной целью является членство ЕС. Однако, это долгосрочная цель.
Президент Молдовы Николай Тимофти сообщил, что республика в 2015 году намерена подать заявку на членство в Европейском Союзе.
Подписав и ратифицировав Соглашение об ассоциации, Молдова сделала первый шаг к вступлению в ЕС.
Тимофти отметил, что предоставление статуса страны-кандидата будет стимулировать интеграционные процессы, способствовать модернизации страны. Кроме того, это позволит Молдове чувствовать себя в большей безопасности в связи с событиями, которые происходят в регионе.
Президент Австрии высоко оценил усилия властей Молдовы в процессе европейской интеграции, добавив что как балканские государства имеют право на присоединение к ЕС, так и республика Молдова имеет это право .
Отношения сближения с ЕС, как считают политики Молдовы, предоставляют лучший план, чтобы осуществить стремления по укреплению страны. Именно поэтому правительство и ЕС подписали Соглашение об Ассоциации. Данный документ будет углублять существующие отношения между Молдовой страной и ЕС, а также будет способствовать приобретению Молдовой статуса современной европейской страны.
Молдова, как известно, одна из беднейших стран Европы. Без жарких внутренних дискуссий Кишинев подписал в 2015 году соглашение с ЕС об ассоциации, а в последние годы постепенно переориентировал свой торговый оборот с России на Европу. Впрочем, даже проевропейские политики говорят, что намерены не уходить с российского рынка, а предложить ему товары лучшего качества.
Внешняя политика Республики Молдова, как подтверждается 10-летним опытом существования страны в качестве независимого государства, является инструментом осуществления двустороннего или многостороннего диалога между РМ и другими государствами мира.
Высшая цель внешней политики заключается в отстаивании интересов государства его граждан, иначе говоря - в обеспечении на внешнем пространстве всех условий, необходимых для благоприятного осуществления внутренней политики.
Задачи внутренней и внешней политики взаимозависимы, неразрывны и неделимы.
Актуальность темы обусловлена тем, что вместе с динамичным развитием в международном плане, наличие ряда проблем, с которыми сталкивается Республика Молдова, в том числе присутствие сепаратистского региона, политическая нестабильность, сдерживающая продвижение реформ, слабое развитие экономики, низкий уровень жизни, делает необходимым более активное включение внешней политики в европейское направление.
Цель исследования – изучить европейское направление внешней политики республики Молдова в период с 1991 -по 2015 гг.
Объект исследования – особенности внешней республики Молдова в период с 1991 -по 2015 гг.
Предмет исследования – европейское направление внешней политики республики Молдова в период с 1991 -по 2015 гг.
Задачи исследования:
- Изучить становление республики Молдова в постсоветский период.
- Выяснить общие черты внешней политики Молдовы.
- Проанализировать внешнеполитические отношения Молдовы и России.
- Рассмотреть европейскую интеграцию Республики Молдова: реальность и перспективы.
Проблема европейского направления внешней политики республики Молдова детально исследуется в работах Абашидзе А.Х., Альтерматта У., Арутюнова С.А., Атаманчука Г.В., Бурстина Д., Бромлея Ю.В., Барсегова Ю.Г., Стати В.Н., Степанюка В.Ф., Старушенко Г.Б., Цугуй Э. и др.
Методологическую и теоретическую основу исследования составляют диалектический метод познания, логический, сравнительно-правовой, конкретно-социологический, системно-функциональный и другие частные методы исследовательской работы.
1. Конституция Республики Молдова, Кишинев 2006
2. Закон об утверждении Концепции национальной политики Республики Молдова, №546-XV от 19 декабря 2003 г.
3. Закон об утверждении Национальной стратегии развития на 2008–2011 годы, № 295 от 21 декабря 2007 г.
4. Стратегия экономического роста и снижения уровня бедности 2004–2006 годы, № 398-XV от 2 декабря 2004 г.
5. Модернизация страны – благосостояние народа, программа деятельности правительства на 2005-2009 годы.
6. Декларация тысячелетия Организации Объединенных Наций, Утверждена резолюцией 55/2 Генеральной Ассамблеи от 8 сентября 2000 года.
7. Закон о местном публичном управлении, №436 от 28 декабря 2006г.
8. Концепция внешней политики Республики Молдова. Принятый Парламентом Республики Молдовы от 08 февраля 1995 года, nr. 368-XIII// Monitorul Oficial al R.Moldova nr. 20/187 din 06.04.1995.
9. Концепция национальной безопасности Республики Молдова. Принятый Парламент Республики Молдова от 22 мая 2008 года, nr. 112-XVI.// Monitorul Oficial 97-98/357, 03.06.2008.
10. Программа Правительства Республики Молдова „Европейская интеграция: Свобода, Демократия, Благосостояние» на 2009-2013 годы. Кишинев, 2009.
11. Александров Н. Искренних унионистов в Молдове нет // Кишиневское обозрение, 17 января 1998.
12. Бромлей Ю.В. К разработке понятийно–терминологических аспектов национальной проблематики // Советская этнография. 1989. N 6.
13. Богатуров А. Самоопределение наций и потенциал международной конфликтности // Международные отношения. 1992. № 3.
14. Брутер В. Политические процессы в Молдове в 1988 - 2003 гг. // МИГПИ М. 2004.
15. Горовиц Д. Ирредентизм, сепаратизм и самоопределение // Национальная политика в Российской Федерации. М., 1993.
16. Грек И.Ф. Национальные отношения в Республике Молдова и пути их оптимизации // Материалы «Круглого стола», Кишинев, 1999, стр.7-19
17. Грек И.Ф. Специфика формирования гражданской общности в Республике Молдова (тезисы), Moldova între est şi vest. Identitatea naţională şi orientarea europeană, Chişinău, “Captes” 2001, стр.83-89
18. Достанко Е. ПОЛИТИКА СОСЕДСТВА ЕС: ИНСТРУМЕНТЫ СОТРУДНИЧЕСТВА ДЛЯ УКРАИНЫ, МОЛДОВЫ, БЕЛАРУСИ // Белорусский журнал международного права и международных отношений 2004 — № 3.
19. Дубровский В. Утверждение государственности – идея, объединяющая нацию, Moldova între est şi vest. Identitatea naţională şi orientarea europeană, Chişinău, “Captes” 2001, стр.63-74
20. Дораш В. Формула государства: Восток или Запад, Moldova între est şi vest. Identitatea naţională şi orientarea europeană, Chişinău, “Captes” 2001, стр.55-63
21. Доценко Д. Роль государственного управления в формировании и внедрении Национальной политики // Administrarea Publică. Editura AAP 2008, в печати
22. Карапетян Л.М. Все ли сказано о самоопределении? // Федерация. 1992. № 35.
23. Клайн Э. Самоопределение наций: созидание или опасная забава // Общественные науки и современность. 1993. № 2.
24. Малинкин А.Н. Патриотизм и социальные общности // Социологический журнал. N 1999. 3/4. С. 70-72
25. Медведев Д., материалы пресс конференции, Москва, 05 марта, 2007.
Всего 88 источников