Введение
Глава 1. Общетеоретические и правовые аспекты организации деятельности полиции по рассмотрению обращений граждан
1.1. Законодательство России о праве граждан на обращения в полицию
1.2. Сущность конституционного права граждан на обращения в полицию
1.3. Понятие и виды обращений
Глава 2. Правовая характеристика процесса рассмотрения полицией обращений граждан по законодательству России
2.1. Организация процесса приема и рассмотрения в полиции обращений граждан
2.2. Порядок и сроки рассмотрения полицией обращений граждан
2.3. Особенности обеспечения гарантий безопасности гражданина в связи с его обращением в полицию
Заключение
Библиография
В современном мире право на обращение претворяет одну из общепризнанных демократических констант, является неотъемлемой, значимой частью правового статуса личности, обеспечивающей участие граждан в управлении государством, способствующей защите их прав и законных интересов. Статья 33 Конституции России[1] гарантирует гражданам право обращаться лично, а также направлять коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. В повседневной жизни российские граждане широко применяют предоставленное им законом право обращения в полицию.
Подавляющее большинство обращений в полицию направляют конкретные граждане, движимые надеждой, что им помогут отстоять нарушенные нередко самой полицией их права и законные интересы. Поэтому работа с обращениями граждан, в том числе на личном приеме, является важнейшим направлением деятельности полиции.
Таким образом, обращения граждан следует рассматривать как важнейший институт гражданского общества, отражающий своеобразный диалог между личностью и государством, в котором право на обращение выступает одним из фундаментальных и действенных способов устранения возможных нарушений закона, средством предотвращения правонарушений.
В данном контексте работа с обращениями граждан в полиции должна постоянно находиться в поле зрения МВД РФ. Волокита и неполнота проверочных действий при рассмотрении обращений граждан, формализм, а также непринятие достаточных мер со стороны полиции в соответствии с установленной компетенцией зачастую являются основанием для многочисленных жалоб граждан.
Это говорит о повышении уровня социальной активности граждан, а с другой - о наличии негативных явлений в деятельности полиции, несовершенстве организации работы по рассмотрению полицией обращений.
Указанные факторы и необходимость широкомасштабного подхода к рассмотрению организации деятельности полиции по рассмотрению обращений граждан свидетельствуют об актуальности данной работы.
Целью исследования является разработка теоретических положений и практических рекомендаций, направленных на совершенствование правового регулирования организации деятельности полиции по рассмотрению обращений граждан.
Цель и логика исследования обусловили постановку и последовательное решение следующих основных задач:
- исследовать законодательство России о праве граждан на обращения в полицию;
- проанализировать сущность конституционного права граждан на обращение в полицию;
- охарактеризовать понятие и виды обращений в полицию;
- рассмотреть процесс рассмотрения полицией обращений граждан по законодательству России;
- исследовать особенности обеспечения гарантий безопасности гражданина в связи с его обращением в полицию.
Объектом исследования выступают правоотношения, возникающие в сфере организации деятельности полиции по рассмотрению обращений граждан и урегулированные нормами законодательства РФ.
Предмет исследования - сущность и особенности организации деятельности полиции по рассмотрению обращений граждан.
Методологической базой данной работы являются частно-научные и специальные методы познания (системный, комплексный, сравнительно-правовой, нормативно-логический, конкретно-исторический, системно-структурный, функциональный и др).
Правовые основы организации деятельности полиции по рассмотрению обращений граждан закрепляются в Конституции РФ, Федеральном законе «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ», «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» и др.
Детальная регламентация организации деятельности полиции по рассмотрению обращений граждан осуществляется в подзаконных актах МВД РФ.
Структура и объем работы. Структура работы определена целью и задачами исследования и состоит из введения, двух глав, состоящих из параграфов, заключения, библиографии.
Нормативные правовые акты:
1. Конституция РФ (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года) (с учетом поправок от 21 июля 2014 г.) // Российская газета. 25 декабря 1993 года. № 237.
2. Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» (в ред. от 24 ноября 2014 г.) // СЗ РФ. 2006. № 19. ст. 2060.
3. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» (в ред. от 21 июля 2014 г.) // СЗ РФ. 2006. № 31 (часть I). ст. 3451.
4. Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (в ред. от 22 декабря 2014 г.) // СЗ РФ. 2008. № 52 (часть I). ст. 6228.
5. Федеральный закон от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (в ред. от 4 ноября 2014 г.) // СЗ РФ. 2009. № 7. ст. 776.
6. Указ Президента РФ от 13 апреля 2010 г. № 460 «О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010 - 2011 годы» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 13 марта 20112 г.) // СЗ РФ. 2010. № 16. ст. 1875.
7. Постановление Правительства РФ от 16 мая 2011 г. № 373 «О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг» // СЗ РФ. 2011. № 22. ст. 3169.
8. Приказ МВД России от 12 сентября 2013 г. N 707 «Об утверждении Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан в системе Министерства внутренних дел РФ» (в ред. от 20 апреля 2015 г.) // Российская газета. 2014. 17 января.
Научная и учебная литература:
9. Кенжаев С. Обращения как важнейший фактор деятельности прокуроров по борьбе с нарушениями законности в сфере управления: Автореф. дис. ... д.ю.н. М., 1998.
10. Кравченко В.В. Право граждан РФ на обращение (правовое регулирование и практика реализации) // Государственная власть и местное самоуправление. 2010. № 4.
11. Путин В.В. Демократия и качество государства // Коммерсантъ. 2012. 6 февраля.
12. Румянцева В.Г. Институт обращений граждан в органы государственной и местной власти: понятие, сущность, содержание // История государства и права. 2008. № 14.
13. Румянцева В.Г., Им В.В. Институт обращений в органы государственной и местной власти: понятие, сущность, содержание // История государства и права. 2008. № 14.
14. Рыбаков А.Е. Ведение делопроизводства по обращениям граждан. М., 2006.
15. Савосина Н.Г. О некоторых аспектах правового регулирования права граждан на обращение в органы государственной власти // Государственная власть и местное самоуправление. 2010. № 10.
16. Смушкин А.Б. Комментарий к Федеральному закону от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» (постатейный). 2-е изд. // СПС «Консультант Плюс».
17. Тюрина С.Ю., Борисов Н.И. Обращения граждан как инструмент повышения эффективности взаимодействия населения и власти: нормативно-правовое регулирование и практика // Административное и муниципальное право. 2012. № 10.
18. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М., 2008.
19. Черемисина А.О. Принцип целесообразности в деятельности органов исполнительной власти // Административное право и процесс. 2013. № 3.
20. Широбоков С.А. Конституционное право человека и гражданина на обращение. Автореф. дис. ... к.ю.н. Екатеринбург: Уральский юр. ин-т МВД России, 1999.
Материалы судебной практики:
21. Решение Верховного Суда РФ от 24 апреля 2001 г. № ГКПИ01-746 (извлечения) // СПС «Консультант Плюс».