Введение
Научное познание в концепции П. Фейерабенда
Заключение
Список использованной литературы
Реферат|Философия
Авторство: Alcofribas
Год: 2017 | Страниц: 21
Введение
Научное познание в концепции П. Фейерабенда
Заключение
Список использованной литературы
Актуальность исследования обусловлена тем, что мысль о несоизмеримости парадигм и воздействия вненаучных причин на их утверждение обществом по-новому устанавливала вопрос академического открытия. Появлялись вопросы о том, регулируются ли творческие акты, соединенные с изменением базовых понятий и представлений наук, какими-либо нормами академической деятельности, если да, то как изменяются данные нормы в историческом вырабатывании науки и есть ли эти нормы в принципе.
П. Фейерабенд (1924—1994) акцентировал внимание на то, что имеющийся в распоряжении научного работника экспериментальный и теоретический материал постоянно несет на себе знак истории собственного происхождения. Факты не отделены от главенствующей на том либо другом этапе академической идеологии, они постоянно умозрительно нагружены. Установление научным работником той либо другой системы концепций описывает его интерпретацию экспериментального материала, создаст видение эмпирически фиксируемых явлений под конкретным углом зрения, навязывает конкретный язык их отображения.
Фейерабенд опровергает кумулятивистскую модель становления науки, базирующуюся на мысли о накоплении истинного знания. Старые теории невозможно логически вывести из новейших, а бывшие теоретические определения и их смыслы не могут быть логически получены из определений новейшей доктрины. Значение и смысл теоретических определений ориентируются всеми их взаимосвязями в системе теории, а потому их невозможно разделять от бывшего теоретического целого и исключить из новейшего целого.
В этом пункте Фейерабенд правильно замечает черту содержания теоретических понятий и определений. В них постоянно наличествует некоторое количество пластов смыслов, которые обусловлены их взаимосвязями с иными понятиями в системе теории. К этому надлежит прибавить, что они отнесены не исключительно порядком взаимосвязей отдельной концепции, однако и порядком взаимосвязей всего массива взаимодействующих между собой теоретических знаний академической дисциплины и их отношениями к экспериментальному базису.
Однако отсюда надлежит, что обнаружить, как устанавливаются взаимосвязи между определениями старой и новейшей концепции, можно лишь тогда, когда проанализированы разновидности взаимосвязей, которые описывают порядок знаний академической дисциплины, и как они изменяются в течение становления науки.
И он говорит, что между новейшими и древними теориями и их понятиями (определениями) есть связанная ассоциация, хотя и не в форме четкого закономерного выведения всех старых смыслов из новейших. Так что в собственных утверждениях против преемственности знаний Фейерабенд был прав только отчасти.
Однако из данной выборочной правоты не надлежит вывод о полном отсутствии преемственности. Из квантовой механики логически невозможно исключить все смыслы понятий традиционной механики. Однако ассоциация между их понятиями все же наличествует. Она укрепляется принципом соотношения. Необходимо принять во внимание и тот факт, что за пределами применения языка классической механики (с положенными на него ограничениями), в принципе, невероятна мысль о квантовой механике.
Степень разработанности темы исследования. Тема научного познания в концепции П. Фейерабенда получила всестороннее освещение в научной и специальной литературе разных лет, тем самым, обусловлена достаточно глубокая и всесторонняя теоретическая разработанность этой темы в российской науке.
Так, в данном исследовании были проанализированы труды таких ученых и специалистов, как В.А. Канке, И.Т. Касавин, С.А. Лебедев, А.А. Мамедов, Л.А. Микешина, В.Н. Порус, П.Б. Тычкин, И.Т. Фролов, Б.Г. Юдин, М.Ш. Хасанов, В.Ф. Петрова, Я. Хинтикка, А.Л. Никифоров, и др.
Цель исследования – изучить научное познание в концепции П. Фейерабенда.
Задачи исследования:
- Изучить отношение П. Фейерабенда к научному познанию.
- Рассмотреть основные положения концепции П. Фейерабенда по отношению к научному знанию.
1. Канке В.А. Современная философия [Текст] : учебник / В. А. Канке. - 5-е изд., стер. - Москва : Омега-Л, 2014. - 329 с.
2. Касавин И.Т. Традиции и плюрализм: к критике культурологии П. К. Фейерабенда / И. Т. Касавин // Вопросы философии. - 1984. - N 6. - С. 143-151.
3. Лебедев С.А. Научный метод: единство и многообразие [Текст] / С. А. Лебедев // Новое в психолого-педагогических исследованиях. - 2015. - № 2. - С. 7-26
4. Лебедев С.А. Философия научно-инновационной деятельности [Текст] / С. А. Лебедев, авт. Ю. А. Ковылин. - Москва : Парадигма : Академический Проект, 2012. - 182 с.
5. Мамедов А.А. Наука как поле борьбы исследовательских программ: к критике концепции роста знания И. Лакатоса [Текст] / Мамедов, А. А. // Социально-гуманитарные знания. - 2011. - С. 219-226. - С. N2
6. Микешина Л.А. Диалог когнитивных практик: из истории эпистемологии и философии науки [Текст] / Л. А. Микешина. - [науч. изд.]. - Москва : РОССПЭН, 2010. - 575 с.
7. Никифоров А.Л. Эпистемологический анархизм П. Фейерабенда / А.Л. Никифоров // История философии: Запад - Россия -Восток: в 4 кн. - М., 2000. - Кн.4: Философия ХХ в. - С. 369-373.
8. Порус В.Н. От методологического плюрализма к дисциплинарному организму [Текст] : случай психологии / В. Н. Порус // Эпистемология и философия науки. - 2015. - № 1. - С. 5-18.
9. Тычкин П.Б. Образ мифа в концепции "методологического плюрализма" П. Фейерабенда [Текст] / П. Б. Тычкин // Вестник науки Сибири. - 2015. - № 1 (16). - С. 133-139.
10. Фейерабенд П. Наука в свободном обществе [Текст] : [пер. с англ.] / П. Фейерабенд. - [науч.-попул. изд.]. - Москва : АСТ : АСТ Москва, 2010. - 378 с.
11. Фролов И.Т. Этика науки : проблемы и дискуссии [Текст] / И. Т. Фролов, Б. Г. Юдин. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : URSS, 2009. - 256 с.
12. Хасанов М.Ш. История и философия науки как отрасль философского знания / М. Ш. Хасанов, В. Ф. Петрова // Евразия. - 2012. - № 3. - С. 85-98.
13. Хинтикка Я. Философские исследования: проблемы и перспективы / Я. Хинтикка // Вопросы философии. - 2011. - № 7. - С. 3-17.
Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших
экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!
Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!