ВВЕДЕНИЕ
1. Теоретико-методологичекские подходы к конкурентоспособности товаров.
1.1 Понятие и условия возникновения конкуренции
1.2 Характеристика видов конкуренции
1.3 Методы оценки конкуренции
2. Обеспечение конкурентоспособности молока в рыночных условиях.
2.1 Методы оценки конкурентоспособности молока и молочных продуктов.
2.2 Необходимость службы маркетинга на предприятиях - производителях молочной продукции.
2.3 Государственное регулирование молочной продукции
3. Анализ рынка молока и молочных продуктов в России и Сибирском Федеральном округе.
3.1 Рынок молока в Российской Федерации в 2000-2010гг
3.2 Особенности рынка молока в Сибирском Федеральном округе.
3.3 Тенденции и перспективы рынка молока и молочной продукции в Российской Федерации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Тема выпускной квалификационной работы: «Конкуренция на рынке молочной продукции в Российской Федерации».
Рынок молока и молочной продукции является важнейшей составляющей и неотъемлемой частью агропродовольственного рынка, образуя сравнительно крупный его сегмент, как по емкости, так и по числу его участников.
Различные виды молочной продукции, как для отдельного человека, так и для всей экономики страны имеют важное значение. Это также связано с тем, что интерес к молочной промышленности в последние годы возрос в связи с высоким спросом на ее продукцию на мировом и российском рынках. Поэтому процесс исследования, теоретических вопросов связанных с проблемами данного рынка является своевременным как для агропромышленного комплекса в целом, так и рынка животноводческой продукции (а именно молочной), в частности. Следовательно, совершенствование как теоретических, так и практических вопросов формирования и развития рынка животноводческой продукции, является важной проблемой требующей своего разрешения.
Вопросы формирования и развития рынка вообще и агропродовольственного рынка в частности имеют многоплановый характер. Это предопределяет множественные направления и сложность ее как теоретической разработки, так и практического применения.
Рынок молочной продукции, как и продовольственный рынок в целом, представляет собой сложную динамично развивающуюся экономическую систему, функционирующую под влиянием различных факторов. Рынок предполагает в первую очередь поддержание равновесия между спросом и предложением на определенный товар. В этом процессе важная роль принадлежит регулированию производства продукции, ее переработки, сбыта и потребления.
Все вышеизложенное обуславливает актуальность избранной темы дипломной работы.
Целью выпускной квалификационной работы является комплексный анализ конкуренции на рынке молочной продукции в Российской Федерации.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
1) обобщить характеристик конкуренции товаров;
2) изучить обеспечение конкурентоспособности молока в рыночных условиях;
3) проанализировать рынок молока и молочных продуктов в России и Новосибирской области;
4) выявить тенденции и перспективы рынка молока и молочной продукции в Российской Федерации.
Объектом исследования является рынок молока и молочных продуктов.
Предмет исследования – конкуренция на рынке молока и молочных продуктов в Российской Федерации.
Структура дипломной работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
1. Авдашева С., Шаститко А. Модернизация антимонопольной политики в России (экономический анализ предлагаемых изменений конкурентного законодательства) // Вопросы экономики. – 2005. – № 5.
2. Александров Н. Н. Конкуренция и конкурентоспособность: содержание понятий и история их становления. – Н. Новгород : Изд-во ВВАГС, 2004.
3. Афанасьев М., Мясникова Л. Мировая конкуренция и кластеризация экономики. // Вопросы экономики. – 2005. – № 4.
4. Антикризисное управление корпорацией: проблемы и решения / Под ред В.В.Титова и В.Д.Марковой.- Новосибирск: ИЭиОПП СО РАН, 2001.
5. Антикризисное управление: учебник / Под. ред. Э.М. Короткова. - М: ИНФА-М, 2001.
6. Антикризисное управление: теория, практика, инфраструктура: Учебно-практическое пособие / Отв. Ред. Г.А. Александров. - М.: Изд- во БЕК, 2002.
7. Антикризисное управление: Учебное пособие: В 2 т. Том 2.: Экономические основы /Отв. ред. Г.К. Таль. - 2004.
8. Антикризисное управление предприятиями и банками: Учеб.-практ.пособие./Под ред. Г.К.Таля. - М.:Дело, 2001. 840с.
9. Базылев Н.И., Базылева М.Н. Экономическая теория: учебник для вузов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма, 2006.
10. Борисов Е.Ф. Экономическая теория в вопросах и ответах: учебное пособие. - М.: Проспект, 2008.
11. Гребенников П.И., Леусский А.И., Тарасевич Л.С. Микроэкономика. СПб.: СПбУЭФ, 1996.
12. Горощенко Л. Молоко// Конъюнктура товарных рынков. - 2006. - № 3. - С. 108 - 111.
13. Горощенко Л. Российский рынок молока // Молочная промышленность. - 2010. - № 4. - С. 5 - 11.
14. Кирцнер И. Конкуренция и предпринимательство. – Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.
15. Крюков В., Ахматукаев М., Заика И. Модернизация экономики и проблемы конкурентоспособности // Экономист. – 2004. – № 11.
16. Курс экономической теории: Учеб. / М.И. Плотницкий, Э.И. Лобкович, М.Г. Муталимов и др.; Под ред. М.И. Плотницкого. – Мн.: «Интерпрессервис»; «Мисанта», 2003. – 496 с.
17. Кураков Л.П., Яковлева Г.Е. Курс экономической теории - М.: Гелиос АРВ, 2005.
18. Курс экономической теории: Общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики: Учебное пособие / Под ред. д.э.н., проф. А.В. Сидоровича; МГУ им. М.В. Ломоносова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2001. – 832 с. – (Серия «Учебники МГУ им. М.В. Ломоносова).
19. Кругляков Г.Н., Круглякова Г.Н. Товароведение продовольственных товаров: Учебник. - Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 1999, - 396 с.
20. Кругляков Г.Н. Товароведение мясных и яичных товаров. Товароведение молочных товаров и пищевых концентратов. - М.:«Маркетинг»,2001.- 488 с.
21. Конкурентоспособность России в глобальной экономике / Дынкин А.А., Куренков Ю.В., Адно Ю.Л. и др. – М.: Международные отношения, 2003.
22. Кузнецова Ю.В. Организация продвижения молочной продукции на российский и региональные рынки Региональные проблемы науки и образования http://regionsar.ru/node/227?page=0,1
23. Макконелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. - М.: Инфра-М, 2006.
24. Микроэкономика. Ответы на экзаменационные вопросы: Учебное пособие для вузов / Е.А. Татарников, Н.А. Богатырева, О.Ю. Бутова. – М.: Издательство «Экзамен», 2005. – 160 с. (Серия «Студенту на экзамен»).
25. Нешитой А., Сухарев О. Конкурентоспособность и условия воспроизводства // Экономист. – 2010. – № 3.
26. Новиков B. Влияние российского антимонопольного законодательства на экономическое развитие // Вопросы экономики. – 2003. – № 9.
27. Основы макроэкономического анализа: учебное пособие / Н.С. Косов. – Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2006. – 144 с. – 100 экз.
28. Предпринимательство и предприниматели России. От истоков до начала XX века. – Под ред. В. И. Бовыкина, В. И. Журавлева, Ю. А. Петрова – М. : РОССПЭН, 1997.
29. Позняковский В.М. Гигиенические основы питания безопасность и экспертиза продовольственных товаров. - Новосибирск: Новосибирский университет, 1999. - 486 с.
30. Пластинин С.А. Харитонов В.Д., и др. Состояние молочной промышленности в мире и Российской Федерации (ежегодники 2005- 2010 гг.)
31. Переработка молока http://www.milkbranch.ru/newssite/view/84.html
32. Российская Академия Сельскохозяйственных Наук http://www.agroacadem.ru/
33. Робинсон Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции. - М.: Прогресс, 1986
34. Розанова Н. Эволюция антимонопольной политики России: проблемы и перспективы // Вопросы экономики. – 2005. – № 5.
35. Рынок молока и молочных продуктов // Гончаров В.Д. Маркетинг продовольственных товаров в России. - М. - 2005.- № 8. - С. 79 - 104.
36. Салимжанов И.К. Цены и ценообразование - М.: Проспект, 2006.
37. Спиридонов И.А. Международная конкуренция и пути повышения конкурентоспособности экономики России. – М.: ИНФРА-М., 1997.
38. Теплов В.И., Сероштан М.В. и др. Коммерческое товароведение: Учебник. - М.: Издательский Дом «Дашков и К», 2000. - 620 с.
39. Товароведение и экспертиза продовольственных товаров/ Под ред. Гамидуллаева С.Н. - СПб: Альфа, 2000. - 418 с.
40. Товароведение продовольственных товаров: Учебное пособие/ Под ред. О.А. Брилевского. - Мн.: БГЭУ. 2001. - 396 с.
41. Чеховская М. Корову свою не отдам никому: Анализ состояния молочной отрасли России // Российский продовольственный рынок. - 2006. - № 1. - С. 47 - 50.
42. Шаститко А. Реформа антимонопольного регулирования в России: повестка дня и дизайн дискуссии // Вопросы экономики. – 2004. – № 3.
43. Шаститко А. Выплескивая воду, не забудьте про ребенка! (о соотношении антимонопольной политики и экономического развития). // Вопросы экономики. – 2003. – № 12.
44. Экономическая теория / Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича, 3-е изд. - СПб.: Изд. СПбГУЭФ, Изд. «Питер», 2004. - 544 с: ил. - (Серия «Учебник для вузов»).
45. Экономическая теория: Учебник / Под ред. А.Г. Грязновой, Т.Т. Чечелевой – М.: Издательство «Экзамен», 2005. – 592 с. (Серия «Учебник для вузов»).
46. Экономическая теория: Учебник / Под общ. ред. акад. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой, Л.С. Тарасевича. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 714 с. – (Серия «Высшее образование»).
47. Экономическая теория: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.Д. Камаева. – 10-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 592 с.: ил.
48. Экономическая теория: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / под ред. И.П. Николаевой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАТА, 2008. – 527 с.
49. Юданов А. Ю Конкуренция: теория и практика - М.: Гном-Пресс, 2001.
50. Ясин Е., Яковлев А. - Конкурентоспособность и модернизация российской экономики // Вопросы экономики. – 2004. – № 7.