Введение
1. Возникновение философии
2. Причины возникновения философии
3. Философия и мифологическое сознание
Заключение
Список используемой литературы
Реферат|Философия
Авторство: Strela
Год: 2005 | Страниц: 15
Введение
1. Возникновение философии
2. Причины возникновения философии
3. Философия и мифологическое сознание
Заключение
Список используемой литературы
Проблема возникновения философии предполагает выяснение, по крайней мере, двух моментов: из чего возникает философия, и что ее непосредственно порождает, т. е. каковы начала и причины данной формы духовной деятельности.
Некоторыми аспектами этой проблемы интересовались уже античные авторы, однако их суждения имели, к сожалению, фрагментарный, несистематический характер. Самый основательный из них — Аристотель и то высказался об этом скороговоркой. Вслед за Платоном он обратил внимание на то, что непосредственным побудительным мотивом к философствованию было удивление. Удивляющийся и недоумевающий считает себя незнающим и стремится освободиться от незнания.
Наиболее основательно к изучению данного вопроса подошли в новое и новейшее время. Все многообразие суждений о причинах возникновения философии может быть сведено к двум направлениям, по-разному толкующим духовную жизнь человека
1. Возникновение философии
Одно из направлений, толкующим духовную жизнь человека не считает ее чем-то самостоятельным, лишает его внутренних стимулов к развитию и собственной логики: такой “дух не имеет своей истории”, а является лишь отражением истории чего-то иного — материальной жизни. Здесь возникновение философии, науки и иных форм духовной деятельности, а также многоплановые перипетии и “изгибы” их сложного исторического развития оказываются обусловленными не развитием и вызреванием духовных способностей человека, а факторами, имеющими по отношению к философии и ее предмету самое внешнее и случайное отношение.
Классическими представителями данного направления были основоположники марксизма, а наибольшее число его приверженцев сосредоточилось в отечественной литературе. Эти исследователи основную причину возникновения философии усматривают в изменении социальных условий — в переходе от первобытно-общинного строя к рабовладельческому. Многостраничные описания особенностей отношения господина и раба, изменения характера труда, целей и стимулов производства, обострения социальных отношений и т. п. должны, по мысли авторов, подвести нас к ясному усмотрению необходимости появления философии. При этом отмечается, что если мифология представляет собой идеологию родового общества, то появление рабовладения порождает философию как свою идеологию. То, что новое общественное устройство с необходимостью производит и новую идеологию, очевидно, но то, что для рабовладения этой идеологией должна быть именно философия, а не та же самая мифология другого содержания — это не необходимо и не очевидно. Слишком далеко отстоят друг от друга способность отвлеченного мышления и страсть к абстракциям, с одной стороны, и каждодневные социально-бытовые заботы и проблемы — с другой, чтобы вторые без натяжки могли рассматриваться в качестве причин или даже условий первых.
Что касается той формы сознания, из которой возникает философия как из своего начала, то обычно таковой признается мифология. “Философия возникает как разрешение противоречия между мифологической картиной мира, построенной по законам воображения, и новым знанием и мышлением”, — пишет А. Н. Чанышев. Это положение довольно типичное, и оно отражает фактическое состояние дел в культуре к моменту возникновения философии. Следует заметить при этом, что указанное противоречие относится вовсе не к сущностному, причинному уровню, а, наоборот, к уровню лишь обнаружения. Мифологическое сознание не могли бы поколебать отдельные, в той или иной степени рационализованные положения, к примеру, математики и медицины, хотя бы в силу различных предметных областей мифологии и “научного” знания. Скепсис по отношению к мифологии вызван не этим, а прежде всего естественным развитием духовных способностей человека; противопоставление же рационального знания мифу есть лишь свидетельство и внешнее обнаружение этого духовного развития.
Впрочем, если человеческому духу отказывать в самостоятельности и рассматривать человека как духовно неизменного в его истории, то и в самом деле не останется ничего иного, как представлять культуру, являющуюся в действительности лишь объективацией потенции человека, чем-то самосущим и черпающим причины своего развития из себя самой.
Другое направление подходит к делу иначе. Оно исходит из того, что ведущую роль в развитии культуры, и в том числе в появлении философии, играют внутренние факторы, и, прежде всего духовное вызревание человека. Здесь дух человека признается самостоятельным и имеющим свою историю, и эта последняя рассматривается в качестве основы истории “внешней” — истории культуры. Человек и все происходящее в нем сознательно или бессознательно есть последняя причина того, что он сознательно или бессознательно объективирует в культуре. Внутреннее есть основание для внешнего, но не наоборот. Культура может придать духовным задаткам человека то или иное содержание, может пробудить дремлющие еще его способности, но не в ее силах создать эти самые способности. И потому ни экономическая жизнь, ни мифология, ни политическая жизнь не могут быть названы причинами философии. Скорее дело обстоит так, как об этом заметил Гегель: “Отношение между философией и политической историей, формами государственного устройства, искусствами и религией поэтому не таково, что они являются причинами философии или что, наоборот, первая является причиной последних, а скорее они все вместе имеют один и тот же общий корень — дух времени”.
1. Гегель Г.В.Ф. Система наук. Часть первая. Феноменология духа// Соч. т. IV. М., 1959. С. 36-37.
2. История античной философии - СПб, Изд-во Русского Христианского Гуманитарного Института, 1996г.
3. История философии в кратком изложении. Пер. с чеш. И. И. Богута.- М.: Мысль, 1995. Глава "Предшественники первых философов". (Библиотека М. Мошкова)
4. Мамардашвили М.К. Введение в философию. Глава "Появление философии на фоне мифа"
5. Миронов В.В. О понимании философии как мудрости// Философские науки. 1986. № 6.
6. Чанышев А.Н. Мировоззрение и философия// Мысль и жизнь. Ч. 1. Уфа 1993. С. 226.
7. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии(Фрагменты публикуются по источнику: Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии: Учеб. пособие для филос. фак. и отделений ун-тов. - М.: Высш. школа, 1981)
Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших
экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!
Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!