Введение
Глава 1. Правовой статус Федерального собрания Российской Федерации
1.1 Структура и состав Федерального собрания РФ
Глава 2. Порядок формирования Федерального собрания РФ
2.1 Порядок выборов депутатов Государственной Думы, их статус
2.2 Формирование Совета Федерации, статус членов верхней палаты
Глава 3. Компетенция палат Федерального собрания РФ
Заключение
Библиографический список
Приложения
Тема данной курсовой работы: «Федеральное собрание РФ и его правовой статус».
Федеральное Собрание — сложный, многофункциональный механизм, имеющий разнообразные связи и отношения с другими государственными и общественными институтами. Отсюда его специфические особенности в формировании, функционировании и внутреннем устройстве.
Согласно Конституции (ст. 94) Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации — является постоянно действующим представительным и законодательным органом. Этим подчеркивается двуединая природа парламента и тесная взаимосвязь двух основополагающих его функций.
В основу порядка образования Федерального Собрания помимо принципа разделения властей положены также принципы федерализма и многопартийности. Принцип федерализма призван обеспечивать интересы многонационального народа Российской Федерации, являющегося носителем суверенитета и единственным источником власти. Принцип многопартийности в отличие от принципа федерализма, который тем или иным образом всегда учитывался при построении органов государственной власти в Российской Федерации, — факт качественно новый в формировании российского представительного органа. Он заложен в ценностях мировой парламентской теории и практики, в которую постепенно вписывается практика отечественная.
На практике этот принцип реализуется в двухпалатной структуре Федерального Собрания. Одна из палат — Государственная Дума — представляет весь народ страны в целом. Другая — Совет Федерации - состоит из представителей каждого субъекта Российской Федерации. Из этого следует, что при формировании Совета Федерации проводится принцип равенства субъектов Федерации. При существенных различиях и в территориальном отношении, и по численности населения, субъекты Российской Федерации равно имеют по два представителя в Совете Федерации.
Многопартийная система — это один из институтов современного общества, без которого невозможна представительная демократия. Парламент, как главный элемент представительной демократии, не может считаться демократически избранным без соперничества партий в политической борьбе за депутатские мандаты. На принципе многопартийности основываются формирование и деятельность Государственной Думы. 225 (из 450) депутатов избираются по федеральному избирательному округу пропорционально количеству голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями, избирательными блоками.
Участие политических партий в деятельности парламента разно-образно. Это создание партийных фракций, участие в прениях, от-стаивание своих позиций и взглядов, принятие решений в соответствии с установками своих партийных органов и т.д. Многопартийный состав Федерального Собрания характеризует его как демократически организованный государственный орган представительной и законодательной власти.
Таким образом, для написания данной работы необходимо:
1) Рассмотреть правовой статус Федерального собрания РФ, его структуру и состав;
2) Проанализировать порядок формирования Федерального собрания РФ;
3) Изложить порядок формирования Федерального собрания РФ.
А) Нормативная литература
1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года., М., 2000
2. Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»
3. Федеральный закон от 5 августа 2000 г. «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации»
4. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»
5. Федеральный закон от 11 января 1995 г. «О Счетной палате Российской Федерации»
6. Федеральный закон от 8 мая 1994 г. «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»
7. Регламент Государственной Думы Федерального Собрания – парламента Российской Федерации: Принят постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 22 января 1998 года N 2134-II ГД
Б) Научная литература
8. Абросимова Е.Б. Парламент и суд в Российской Федерации // Конституционный строй России. М., 1995. Вып.II.
9. Барабашев А.Г. Парламент и правительство в Российской Федерации // Конституционный строй России. М., 1995. Вып.II
10. Васильев В.И., Постников А.Е. Комментарий к Федеральному Закону о выборах депутатов Государственной Думы. М., 1995
11. Гасымов Р.Б. О. Федеральное Собрание Российской Федерации: конституционно-правовой статус: Автореф. дис.: канд. юрид. наук. М., 2000
12. Гранкин И.В. Парламент России. - М.: Изд-во АО «Консалтбанкир», 1999
13. Дмитриев Ю.А., Черкашин Е.Ю. Законодательные органы России от новгородского вече до Федерального Собрания. - М., 1995
14. Конституция Российской Федерации: Научно-практический комментарий / Под ред. Б.Н. Топорнина. - М.: Юристъ, 1997
15. Конституция Российской Федерации: Проблемный комментарий / отв. Редактор В.А. Четвернин. М., 1997
16. Комментарий к Конституции Российской Федерации /Отв. ред. Л.А. Окуньков, 2-е изд., доп. и перераб. - М.: БЕК, 1996
17. Комментарий к Конституции Российской Федерации /Общ. ред. Ю.В. Кудрявцева. - М.: Фонд «Правовая культура», 1996
18. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. – Юристъ, 2002
19. Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации. Под ред. В.В. Лазарева. М.: Спарк, 2002
20. Надеев Р.К. Правовое обеспечение законопроектной деятельности Государственной Думы. М.: Известия, 1997
21. Постников А. Статус Федерального Собрания. Как он определен в новой Конституции Российской Федерации // Российская Федерация. 1994. N 1
22. Румянцева Т.С. Федеральное Собрание: конституционно-правовой статус // Конституционный строй России. М., 1995. Вып.II.
23. Романов Р.М. Двухпалатный парламент: особенности функционирования // Социология власти. 1998. N 3