Введение
1. Роль и место психологии в обществе
2. Проблемы психологической культуры в обществе
Заключение
Список литературы
Реферат|Психология
Авторство: Strela
Год: 2013 | Страниц: 17
Введение
1. Роль и место психологии в обществе
2. Проблемы психологической культуры в обществе
Заключение
Список литературы
Главный вопрос отношения психология и общества - это вопрос о месте и роли этой науки в жизни. С точки зрения самих психологов, он решается в контексте внешних проблем науки как явных противоречий между наличным и необходимым состоянием знаний, вовлечённых в человеческую практику. Это знания о субъективной реальности, о её природе и проявлениях, существенных при взятых условиях.
Актуальность определения места и роли психологии является постоянной. Об этом свидетельствуют заблуждения, бытующие и на уровне повседневного здравого смысла, и в СМИ, и даже среди остепенённых специалистов-психологов. От психологии как науки в лице её представителей ожидают лечения, обучения, всевозможных тренингов, обеспечения рекламных кампаний, в том числе предвыборных, обеспечения организационных мероприятий в работе с персоналом, ведения всевозможных переговоров (в том числе дипломатических), предупреждения и разрешения конфликтов.
Цель работы – проанализировать взаимодействие психологии и общества.
Задачи работы:
1) определить роль и место психологии в обществе;
2) выявить проблемы психологической культуры в обществе.
1. Роль и место психологии в обществе
Любое социальное познание миссии науки, её притязаний и возможностей, колеблется на историческом барометре взлётов и падений человеческой мысли между верой во всесилие науки и сомнением в её возможностях понимания и изменения реальности. Подобные перепады настроений общества по отношению к возможностям разных наук понимать и улучшать мир с особой остротой испытывала и продолжает испытывать на своей собственной судьбе психология.
В психологии то разочаровывались, восклицая как Ф.М. Достоевский: «Не называйте меня психологом! Я — реалист»; то очаровывались, порицая общество за его невнимание к психологии, как Александр Блок: «Мы ругали психологию оттого, что переживали бесхарактерную эпоху… Эпоха прошла, и нам опять нужна вся душа, весь человек».
Как и во времена Ф.М. Достоевского и А. Блока, в наши дни в массовом сознании населения России психология вызывает весьма противоречивые чувства. Так, по данным центра «Общественное мнение», телепередачи, посвящённые проблемам психологии, часто смотрят 9% телезрителей; за советом к профессиональным психологам и психотерапевтам обращались 6% опрошенных, не обращались 93%. Вместе с тем, по данным центра РОМИР, студенты отнесли к «специальностям будущего» психологию наряду с политологией, социологией и международными отношениями. Психология также попала в число наиболее популярных у молодёжи специальностей (психология, юриспруденция, экономика, менеджмент, журналистика).
Почему по отношению к психологии в обществе возникают столь контрастные позиции и мнения? Как раскрыть источник волн разочарования и оптимизма по отношению к психологической науке и практике в современном обществе? Правомерны ли амбиции психологии на право внести свой вклад в решение таких вечных социальных проблем, как проблемы:
- кризиса идентичности;
- агрессии и ксенофобии;
- преодоления социальных и межличностных конфликтов;
- нарушений психологического здоровья общества;
- освобождения от предрассудков и негативных социальных стереотипов в отношениях между людьми и народами;
- создание психологического климата доверия в больших и малых социальных группах;
- психологического воспитания ответственности личности за судьбу своей страны;
- бегства от свободы;
- страха перед одиночеством;
- формирования мотивации к познанию и творчеству в школьном и высшем образовании;
- создания психологических служб семьи и служб помощи детям групп риска и т.п.
Решение каждой из этих проблем предполагает ведение конструктивного диалога между психологией, обществом и государством. Двигаясь по пути решения порой весьма драматичных проблем развития общества и личности, психология разрабатывает различного рода реальные и действенные программы, способствующие пониманию и социальному конструированию различных сфер общественной жизни:
- психологический мониторинг общественных настроений и установок личности;
- социально-психологическое проектирование развития социальных отраслей — образование, здравоохранение, культура, социальное обеспечение, спорт и т.п.;
- психологическая адаптация социальных групп повышенного общественного внимания - подростки, мигранты, пенсионеры;
- психологическая экспертиза управленческих решений различного уровня;
- психологическая помощь в различных критических ситуациях.
От успеха этих социально и личностно ориентированных программ и будет зависеть вера общества в возможности психологии как науки, участвующей в социальном конструировании реальности.
На наш взгляд, наиболее эффективный диалог между психологией и обществом связан со становлением социальных проектов такого молодого и перспективного направления психологии, как практическая психология образования.
Практическая психология образования, родившаяся двадцать лет назад, в настоящее время выступает в трёх ипостасях:
- практическая психология как социальная практика психологической диагностики, консультирования и психологической поддержки детей, подростков, родителей и учителей, воплощённая в различных психологических службах в сфере образования;
- практическая психология как основа проектирования развивающих программ образования, обеспечивающих успешную социализацию подрастающих поколений и формирование личности, несущей ответственность за свои поступки перед семьёй, обществом и государством;
- практическая психология как фактор конструирования образования, ориентированного на формирование гражданской идентичности и социальную консолидацию российского общества.
Таковы три ипостаси практической психологии образования.
Именно практическая психология образования ставит парадоксальный вопрос: «Как жить в настоящем и заниматься будущим?». Ответ на этот вопрос заключается в следующем: создавать школу, растящую личность. Перефразируя мысль Павла Флоренского о том, что культура — это среда, растящая личность, практическая психология образования видит свою миссию в конструировании школы как среды, растящей личность. Видение образования через призму практической психологии образования позволяет нам выделить остававшиеся ранее в тени эффекты образования как особого института социализации. Кратко перечислим эти ключевые эффекты образования:
- формирование гражданской идентичности как предпосылки укрепления российской государственности;
- вклад образования в духовную консолидацию общества;
- спешная социализация подрастающего поколения;
- роль образования в процессах социальной стратификации общества;
- функция образования в конструировании социальных норм доверия друг к другу представителей различных социальных групп, религиозных и национальных культур;
- значение образования в повышении конкурентоспособности личности, общества и российского государства.
Среди этих социальных эффектов остановимся, прежде всего, на эффекте, касающемся кризиса идентичности и роли практической психологии образования в формировании идентичности нашего современника. С психологической точки зрения, любая идеология, в том числе и идеология формирования государственной идентичности, выступает как фабрика конструирования мотивации поведения больших и малых социальных групп.
Политическая элита в любом государстве для решения идеологических задач оперирует, по меньшей мере, четырьмя козырными картами: СМИ, образование, религия и культура. Тот, кто держит руку на пульсе этих ключевых институтов социализации, порождающих массовое сознание общества, тот и заказывает политическую музыку на государственной сцене.
В советской идеологии образование и СМИ явно или неявно исполняли мелодию социального конструирования идентичности, именуемой «советский человек». Вспомним слова песни: «Мой адрес — не дом и не улица, мой адрес — Советский Союз».
Кризис идентичности после распада СССР, погружение советской Атлантиды на дно исторического океана привели к тому, что массовое сознание людей разных национальностей, конфессий и регионов стало своего рода «бездомным сознанием». В этой ситуации именно активная идеология проектирования гражданской идентичности может стать мощным ресурсом по производству «социального клея», скрепляющего ослабленные связи в социальных сетях России.
Для достижения этой цели было бы выигрышно через образование как институт социализации использовать стандарты нового поколения в качестве инструмента конструирования гражданской идентичности как базовой предпосылки укрепления государственности.
По большому счёту, именно социальное конструирование гражданской идентичности выступает как миссия социокультурной модернизации образования, а тем самым — и социокультурной модернизации общества.
Ценностные ориентиры методологии образования как ведущей социальной деятельности общества позволяют осуществить формирование гражданской идентичности, этнокультурной идентичности и общечеловеческой идентичности через разработку трех типов образовательных программ:
- Совокупность программ по формированию гражданской идентичности, направленных на формирование идентичности человека как гражданина своей страны, воспитание гражданского патриотизма и любви к Родине: русский язык как государственный, история Отечества, родная литература, обществознание, граждановедение и т.д.
- Совокупность программ по формированию этнокультурной идентичности и региональной идентичности (солидарности с «малой родиной — село, город, регион»), направленных на приобщение к национальной культуре, знание истории родного края и т.п.: национальный язык как родной язык, краеведение, национальная история, национальная литература и т.д.
- Совокупность программ по формированию общечеловеческой идентичности, направленных на приобщение к продуктам мировой культуры и всеобщей истории человечества, общечеловеческим ценностям, достижениям науки и техники, роднящих человека со всем человечеством: математика как универсальный язык общения, информатика, физика, окружающий мир, мировая история, мировая литература, мировая художественная культура, экономика и т.п.
Указанный выше набор программ по формированию гражданской идентичности, этнокультурной идентичности и общечеловеческой идентичности выступает в качестве условия усвоения ценностных нормативных характеристик личности как идеального представителя строящегося гражданского общества:
- осознание человеком себя как гражданина российского общества, уважающего историю своей Родины и несущего ответственность за её судьбу в современном мире;
- гражданский патриотизм;
- установка на принятие ведущих ценностей своей национальной культуры, культуры «малой родины»;
- готовность к диалогу и сотрудничеству с людьми разных убеждений, национальных культур и религий; толерантность к иному мнению, иной позиции, иному взгляду на мир; великодушие;
- осознание своей сопричастности к судьбам человечества;
- установка на владение универсальными способами познания мира.
В случае успешного решения задачи формирования гражданской идентичности в контексте образования как ведущей социальной деятельности общества будут достигнуты системные социальные эффекты:
- осознание представителями подрастающих поколений себя гражданами России;
- укрепление российской государственности;
- рост конкурентоспособности российского общества в современном мире;
- уменьшение риска распада страны на отдельные территории по этническим, конфессиональным и/или региональным параметрам и риска различных социальных конфликтов (этнических, конфессиональных, межрегиональных и т.п.).
Приведённый выше пример с решением проблемы кризиса идентичности представляет собой один из значимых примеров того, как опора на разработки практической психологии образования позволяет отвечать на социальные вызовы современного общества. Он также высвечивает миссию и возможности психологии в конструировании социальной реальности.
1. Большой психологический словарь/Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. — СПб.: М., 2003.
2. Выготский Л.С. Собр. соч.: в 6 т. — М., 1984. — Т.4.
3. Зинченко В.П. Психологические основы педагогики. — М., 2003.
4. Климов Е.А. Введение в психологию труда. — М., 1998.
5. Лихачев Д.С. Избранные труды по русской и мировой культуре. — СПб., 2006.
6. Лосев А.Ф. Дерзание духа. — М., 1989.
7. Лотман Ю.М. Воспитание души. — СПб., 2001.
8. Психология и современное общество: взаимодействие как путь взаиморазвития: Материалы 3-й Международной научно-практической конференции /Отв. ред. Ломоносова Н.С. - СПб.: СПбИУиП, 2008. - Ч.1. С.149-152 (0,27 а.л.; 100 экз.)
9. Преподавание психологии в школе. Учебно-методическое пособие/Под ред. И.В. Дубровиной. — М.; Воронеж; НПО МОДЭК, 2007.
10. Челпанов Г.И. Психология. Философия. Образование. — М.; Воронеж; НПО МОДЭК, 1999
11. Юревич А.В., Ушаков Д.В. Макропсихология как новая область психологических исследований// Вопросы психологии. 2007. № 4.
Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших
экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!
Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!