Реферат|Психология

Реферат Психология и общество

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: Strela

Год: 2013 | Страниц: 17

Введение

1. Роль и место психологии в обществе

2. Проблемы психологической культуры в обществе

Заключение

Список литературы

Главный вопрос отношения психология и общества - это вопрос о месте и роли этой науки в жизни. С точки зрения самих психологов, он решается в контексте внешних проблем науки как явных противоречий между наличным и необходимым состоянием знаний, вовлечённых в человеческую практику. Это знания о субъективной реальности, о её природе и проявлениях, существенных при взятых условиях.

Актуальность определения места и роли психологии является постоянной. Об этом свидетельствуют заблуждения, бытующие и на уровне повседневного здравого смысла, и в СМИ, и даже среди остепенённых специалистов-психологов. От психологии как науки в лице её представителей ожидают лечения, обучения, всевозможных тренингов, обеспечения рекламных кампаний, в том числе предвыборных, обеспечения организационных мероприятий в работе с персоналом, ведения всевозможных переговоров (в том числе дипломатических), предупреждения и разрешения конфликтов.

Цель работы – проанализировать взаимодействие психологии и общества.

Задачи работы:

1) определить роль и место психологии в обществе;

2) выявить проблемы психологической культуры в обществе.

1. Роль и место психологии в обществе

Любое социальное познание миссии науки, её притязаний и возможностей, колеблется на историческом барометре взлётов и падений человеческой мысли между верой во всесилие науки и сомнением в её возможностях понимания и изменения реальности. Подобные перепады настроений общества по отношению к возможностям разных наук понимать и улучшать мир с особой остротой испытывала и продолжает испытывать на своей собственной судьбе психология.

В психологии то разочаровывались, восклицая как Ф.М. Достоевский: «Не называйте меня психологом! Я — реалист»; то очаровывались, порицая общество за его невнимание к психологии, как Александр Блок: «Мы ругали психологию оттого, что переживали бесхарактерную эпоху… Эпоха прошла, и нам опять нужна вся душа, весь человек».

Как и во времена Ф.М. Достоевского и А. Блока, в наши дни в массовом сознании населения России психология вызывает весьма противоречивые чувства. Так, по данным центра «Общественное мнение», телепередачи, посвящённые проблемам психологии, часто смотрят 9% телезрителей; за советом к профессиональным психологам и психотерапевтам обращались 6% опрошенных, не обращались 93%. Вместе с тем, по данным центра РОМИР, студенты отнесли к «специальностям будущего» психологию наряду с политологией, социологией и международными отношениями. Психология также попала в число наиболее популярных у молодёжи специальностей (психология, юриспруденция, экономика, менеджмент, журналистика).

Почему по отношению к психологии в обществе возникают столь контрастные позиции и мнения? Как раскрыть источник волн разочарования и оптимизма по отношению к психологической науке и практике в современном обществе? Правомерны ли амбиции психологии на право внести свой вклад в решение таких вечных социальных проблем, как проблемы:

- кризиса идентичности;

- агрессии и ксенофобии;

- преодоления социальных и межличностных конфликтов;

- нарушений психологического здоровья общества;

- освобождения от предрассудков и негативных социальных стереотипов в отношениях между людьми и народами;

- создание психологического климата доверия в больших и малых социальных группах;

- психологического воспитания ответственности личности за судьбу своей страны;

- бегства от свободы;

- страха перед одиночеством;

- формирования мотивации к познанию и творчеству в школьном и высшем образовании;

- создания психологических служб семьи и служб помощи детям групп риска и т.п.

Решение каждой из этих проблем предполагает ведение конструктивного диалога между психологией, обществом и государством. Двигаясь по пути решения порой весьма драматичных проблем развития общества и личности, психология разрабатывает различного рода реальные и действенные программы, способствующие пониманию и социальному конструированию различных сфер общественной жизни:

- психологический мониторинг общественных настроений и установок личности;

- социально-психологическое проектирование развития социальных отраслей — образование, здравоохранение, культура, социальное обеспечение, спорт и т.п.;

- психологическая адаптация социальных групп повышенного общественного внимания - подростки, мигранты, пенсионеры;

- психологическая экспертиза управленческих решений различного уровня;

- психологическая помощь в различных критических ситуациях.

От успеха этих социально и личностно ориентированных программ и будет зависеть вера общества в возможности психологии как науки, участвующей в социальном конструировании реальности.

На наш взгляд, наиболее эффективный диалог между психологией и обществом связан со становлением социальных проектов такого молодого и перспективного направления психологии, как практическая психология образования.

Практическая психология образования, родившаяся двадцать лет назад, в настоящее время выступает в трёх ипостасях:

- практическая психология как социальная практика психологической диагностики, консультирования и психологической поддержки детей, подростков, родителей и учителей, воплощённая в различных психологических службах в сфере образования;

- практическая психология как основа проектирования развивающих программ образования, обеспечивающих успешную социализацию подрастающих поколений и формирование личности, несущей ответственность за свои поступки перед семьёй, обществом и государством;

- практическая психология как фактор конструирования образования, ориентированного на формирование гражданской идентичности и социальную консолидацию российского общества.

Таковы три ипостаси практической психологии образования.

Именно практическая психология образования ставит парадоксальный вопрос: «Как жить в настоящем и заниматься будущим?». Ответ на этот вопрос заключается в следующем: создавать школу, растящую личность. Перефразируя мысль Павла Флоренского о том, что культура — это среда, растящая личность, практическая психология образования видит свою миссию в конструировании школы как среды, растящей личность. Видение образования через призму практической психологии образования позволяет нам выделить остававшиеся ранее в тени эффекты образования как особого института социализации. Кратко перечислим эти ключевые эффекты образования:

- формирование гражданской идентичности как предпосылки укрепления российской государственности;

- вклад образования в духовную консолидацию общества;

- спешная социализация подрастающего поколения;

- роль образования в процессах социальной стратификации общества;

- функция образования в конструировании социальных норм доверия друг к другу представителей различных социальных групп, религиозных и национальных культур;

- значение образования в повышении конкурентоспособности личности, общества и российского государства.

Среди этих социальных эффектов остановимся, прежде всего, на эффекте, касающемся кризиса идентичности и роли практической психологии образования в формировании идентичности нашего современника. С психологической точки зрения, любая идеология, в том числе и идеология формирования государственной идентичности, выступает как фабрика конструирования мотивации поведения больших и малых социальных групп.

Политическая элита в любом государстве для решения идеологических задач оперирует, по меньшей мере, четырьмя козырными картами: СМИ, образование, религия и культура. Тот, кто держит руку на пульсе этих ключевых институтов социализации, порождающих массовое сознание общества, тот и заказывает политическую музыку на государственной сцене.

В советской идеологии образование и СМИ явно или неявно исполняли мелодию социального конструирования идентичности, именуемой «советский человек». Вспомним слова песни: «Мой адрес — не дом и не улица, мой адрес — Советский Союз».

Кризис идентичности после распада СССР, погружение советской Атлантиды на дно исторического океана привели к тому, что массовое сознание людей разных национальностей, конфессий и регионов стало своего рода «бездомным сознанием». В этой ситуации именно активная идеология проектирования гражданской идентичности может стать мощным ресурсом по производству «социального клея», скрепляющего ослабленные связи в социальных сетях России.

Для достижения этой цели было бы выигрышно через образование как институт социализации использовать стандарты нового поколения в качестве инструмента конструирования гражданской идентичности как базовой предпосылки укрепления государственности.

По большому счёту, именно социальное конструирование гражданской идентичности выступает как миссия социокультурной модернизации образования, а тем самым — и социокультурной модернизации общества.

Ценностные ориентиры методологии образования как ведущей социальной деятельности общества позволяют осуществить формирование гражданской идентичности, этнокультурной идентичности и общечеловеческой идентичности через разработку трех типов образовательных программ:

- Совокупность программ по формированию гражданской идентичности, направленных на формирование идентичности человека как гражданина своей страны, воспитание гражданского патриотизма и любви к Родине: русский язык как государственный, история Отечества, родная литература, обществознание, граждановедение и т.д.

- Совокупность программ по формированию этнокультурной идентичности и региональной идентичности (солидарности с «малой родиной — село, город, регион»), направленных на приобщение к национальной культуре, знание истории родного края и т.п.: национальный язык как родной язык, краеведение, национальная история, национальная литература и т.д.

- Совокупность программ по формированию общечеловеческой идентичности, направленных на приобщение к продуктам мировой культуры и всеобщей истории человечества, общечеловеческим ценностям, достижениям науки и техники, роднящих человека со всем человечеством: математика как универсальный язык общения, информатика, физика, окружающий мир, мировая история, мировая литература, мировая художественная культура, экономика и т.п.

Указанный выше набор программ по формированию гражданской идентичности, этнокультурной идентичности и общечеловеческой идентичности выступает в качестве условия усвоения ценностных нормативных характеристик личности как идеального представителя строящегося гражданского общества:

- осознание человеком себя как гражданина российского общества, уважающего историю своей Родины и несущего ответственность за её судьбу в современном мире;

- гражданский патриотизм;

- установка на принятие ведущих ценностей своей национальной культуры, культуры «малой родины»;

- готовность к диалогу и сотрудничеству с людьми разных убеждений, национальных культур и религий; толерантность к иному мнению, иной позиции, иному взгляду на мир; великодушие;

- осознание своей сопричастности к судьбам человечества;

- установка на владение универсальными способами познания мира.

В случае успешного решения задачи формирования гражданской идентичности в контексте образования как ведущей социальной деятельности общества будут достигнуты системные социальные эффекты:

- осознание представителями подрастающих поколений себя гражданами России;

- укрепление российской государственности;

- рост конкурентоспособности российского общества в современном мире;

- уменьшение риска распада страны на отдельные территории по этническим, конфессиональным и/или региональным параметрам и риска различных социальных конфликтов (этнических, конфессиональных, межрегиональных и т.п.).

Приведённый выше пример с решением проблемы кризиса идентичности представляет собой один из значимых примеров того, как опора на разработки практической психологии образования позволяет отвечать на социальные вызовы современного общества. Он также высвечивает миссию и возможности психологии в конструировании социальной реальности.

1. Большой психологический словарь/Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. — СПб.: М., 2003.

2. Выготский Л.С. Собр. соч.: в 6 т. — М., 1984. — Т.4.

3. Зинченко В.П. Психологические основы педагогики. — М., 2003.

4. Климов Е.А. Введение в психологию труда. — М., 1998.

5. Лихачев Д.С. Избранные труды по русской и мировой культуре. — СПб., 2006.

6. Лосев А.Ф. Дерзание духа. — М., 1989.

7. Лотман Ю.М. Воспитание души. — СПб., 2001.

8. Психология и современное общество: взаимодействие как путь взаиморазвития: Материалы 3-й Международной научно-практической конференции /Отв. ред. Ломоносова Н.С. - СПб.: СПбИУиП, 2008. - Ч.1. С.149-152 (0,27 а.л.; 100 экз.)

9. Преподавание психологии в школе. Учебно-методическое пособие/Под ред. И.В. Дубровиной. — М.; Воронеж; НПО МОДЭК, 2007.

10. Челпанов Г.И. Психология. Философия. Образование. — М.; Воронеж; НПО МОДЭК, 1999

11. Юревич А.В., Ушаков Д.В. Макропсихология как новая область психологических исследований// Вопросы психологии. 2007. № 4.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Реферат Психология
2014 год 16 стр.
Реферат Внимание. Развитие внимания
Telesammit
Реферат Психология
2012 год 20 стр.
Реферат Имидж руководителя
Telesammit
Реферат Психология
2014 год 22 стр.
Реферат Методы анализа психологии труда
diplomstud

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское