Введение
Глава 1. Общие проблемы в международном подходе к вопросам терроризма
1.1. Терроризм как форма и способ насильственного разрешения конфликта
1.2. Причины терроризма
1.3. Международный опыт в борьбе с терроризмом: стандарты и практика
Глава 2. Правовое регулирование и механизмы противодействия терроризму и экстремизму в российской федерации
2.1. Действующая нормативно-правовая база и перспективы ее совершенствования
2.2. Проблемы оптимизации борьбы с терроризмом
2.3. Развитие международного сотрудничества: препятствия и перспективы
Заключение
Список использованной литературы
Актуальность исследования. При разработке стратегий борьбы с терроризмом не всегда учитывается, что терроризм давно перестал быть только криминальной проблемой и перешел в разряд политических и международных, стал реальной угрозой для устоев современного общества, что речь следует вести об угрозе национальным интересам всех государств мирового сообщества. В оценке террористической деятельности все еще не изжита до конца политика двойных стандартов.
Как известно, Россия задолго до трагических событий 11 сентября 2001 г. в Нью-Йорке предупреждала мировое сообщество об эскалации терроризма и экстремизма, о необходимости объединения усилий для борьбы с ними. Россия – единственная страна в мире, которая ратифицировала 11 из 13 существующих сегодня международных конвенций по борьбе с терроризмом. В декабре 2002 г. Генеральная Ассамблея ООH единодушно приняла Российский проект резолюции «Реагирование на глобальные угрозы и вызовы». Российской инициативой является предложение о принятии под эгидой ООH Kодекса защиты прав человека от терроризма.
Обеспокоенность и активность России в этом вопросе вызывались не только положением дел в собственной стране, хотя и это, несомненно, имело значение. Отчетливо просматривалась усиливающаяся угроза для всего мира. Исторический опыт свидетельствует, что за последние 30 лет мировое сообщество, в том числе и европейские государства, столкнулось с террористическими актами, значительно отличающимися от ранее совершаемых по масштабам, целям и способам осуществления; отчетливо проявилась также международная составляющая терроризма. Достаточно вспомнить трагическую гибель от рук международных террористов израильской сборной по баскетболу в Германии во время спортивной олимпиады (1972 г.), а также захват посольства Японии в Перу (1996 г.) примерно с тремястами заложниками, среди которых были члены правительства, дипломаты и другие высокопоставленные работники различных стран мира. Не утихают террористические акты в Северной Ирландии, Турции, Испании, Италии, Израиле. Неспокойно в Индии, Латинской Америке и Франции.
Шокировало мир использование террористами средств массового поражения – химического газа в метро Японии (1995). Все это говорит о постоянно возрастающей опасности для человечества. К сожалению, адекватной реакции мирового сообщества пока не последовало, и терроризм продолжает расползаться по странам и континентам, становясь все опаснее.
Объект исследования – комплекс общественных отношений, связанных с международным сотрудничеством в борьбе с терроризмом.
Предмет исследования – нормативно-правовые акты, иные источники, регламентирующие международное сотрудничество в борьбе с терроризмом.
Цель работы – охарактеризовать сущность и специфику политических аспектов международного сотрудничества в борьбе с терроризмом.
Достижение указанной цели представляется возможным с помощью решения следующих задач: 1) изучить терроризм как форму и способ насильственного разрешения конфликта; 2) рассмотреть причины терроризма; 3) охарактеризовать международный опыт в борьбе с терроризмом, изучить стандарты и практику; 4) изучить действующую нормативно-правовую базу и перспективы ее совершенствования; 5) проанализировать проблемы оптимизации борьбы с терроризмом; 6) охарактеризовать препятствия и перспективы развития международного сотрудничества в борьбе с терроризмом.
Структура работы обусловлена указанными целями и задачами и состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Общие проблемы в международном подходе к вопросам терроризма
1.1. Терроризм как форма и способ насильственного разрешения конфликта
Обычно под терроризмом понимаются акты насилия, которые совершаются по отношению к гражданскому населению в идеологических или политических целях. В правовом смысле дается определение отдельных действий и ключевых элементов, хотя международное сообщество еще должно выработать исчерпывающее определение терроризма, в уже принятых резолюциях, декларациях и универсальных "секторальных" договорах, которые посвящены конкретным аспектам терроризма.
В настоящее время мы видим отсутствие единой общепринятой правовой трактовки понятия терроризма как социально-политического явления общественной жизни. Исследователи отмечают значительные трудности, которые связаны с выработкой логичного теоретического определения, это можно объяснить сложностью, многоаспектностью и исторической изменчивостью феномена терроризма . Так, Генеральной Ассамблеей ООН принято более 10 резолюций о международном, национальном, региональном терроризме, но дать унифицированное определение терроризма она так и не смогла.
Терроризм в научных исследованиях понимается не только как метод политической борьбы, отрицающий компромиссы и какое-либо сотрудничество с оппозиционной стороной и отражающий наиболее агрессивные установки субъекта, но и как негативный социальный протест, который развивается на разнообразных уровнях - классы, общество, этнонациональные и профессиональные группы, отдельные общественные слои.
Некоторые ученые трактуют терроризм как индивидуальные акты насилия или кампании насилия, как угроза насилием, а также международное преступление, совершаемое посредством устрашения и насилия .
Существуют и многие другие характеристики терроризма, к примеру, уяснение содержания терроризма через его составляющие элементы. При этом в научной литературе неотъемлемыми компонентами терроризма называют следующие его признаки:
- политические мотивы террористической деятельности, ее осуществление с определенными политическими целями;
- намеренное использование насилия или угрозы его применения в качестве основного метода своей стратегии для формирования в обществе чувства страха, запугивания;
- «идейный абсолютизм», убеждение в обладании уникального рецепта "спасения" своего народа или даже всего человечества, единственной высшей, окончательной истины .
Терроризм ставит своей целью уничтожить права человека, законность, демократию. Он наносит удар по ценностям, лежащим в основе Устава Организации Объединенных Наций международных договоров: верховенство права; уважение прав человека; правила ведения войны, которые защищают гражданское население; терпимость стран и народов; мирное урегулирование конфликтов.
Непосредственно отражается терроризм и на возможности осуществления некоторых прав человека, например, права на свободу и физическую неприкосновенность, на жизнь. Террористические акты могут оказывать особенно сильное негативное влияние на некоторые группы населения, разрушать гражданское общество, дестабилизировать правительства, подрывать мир и безопасность, ставить под угрозу процесс социально-экономического развития. Несомненно, все это сказывается на осуществлении основопалагающих прав человека.
На самом высоком уровне Организации Объединенных Наций было признано пагубным влияние терроризма на безопасность и права человека, в том числе на уровне Генеральной Ассамблеи, Совета Безопасности, бывшей Комиссии по правам человека и нового Совета по правам человека. Государствами-членами было установлено, что терроризм: угрожает безопасности и достоинству граждан, где бы они ни находились, уносит жизни невинных людей либо угрожает их жизни, создает обстановку страха перед людьми, которая не позволяет им ощутить свою свободу, ставит целью ликвидацию прав человека, подрывает основные свободы; сказывается отрицательно на принципе верховенства права, нарушает функции плюралистического гражданского общества, дестабилизирует законные правительства и разрушает демократические основы общества; связан с транснациональными организованными преступными группами, отмыванием денег, незаконным оборотом наркотиков, незаконными поставками биологических, ядерных, химических материалов, незаконным оборотом оружия, а также связан с дальнейшим совершением таких серьезных преступлений, как вымогательство, убийство, вооруженные нападения, похищение людей, разбой и захват заложников; имеет отрицательное влияние на социальное и экономическое развитие государств, ставит под угрозу дружественные отношения между государствами и сказывается негативно на сотрудничестве между государствами, включая сотрудничество в интересах развития; угрожает безопасности и территориальной целостности государств, серьезнейшим образом нарушает цели и принципы Организации Объединенных Наций, угрожает и безопасности, и международному миру и подлежит ликвидации, которая является одним из важнейших их условий .
Из региональных и международных правовых актов в области прав человека четко следует, что государства имеют право обязаны защищать лиц, находящихся под их юрисдикцией, от террористических актов. Это связано с общими обязанностями государств защитить находящихся под их юрисдикцией лиц от посягательств на их права. Эта обязанность быть гарантом уважения права на безопасность и права на жизнь есть составная часть обязательств любого государства.
1. Федеральный закон от 06.03.2006 N 35-ФЗ (ред. от 08.11.2011) "О противодействии терроризму"// "Собрание законодательства РФ", 13.03.2006, N 11, ст. 1146.
2. Указ Президента РФ от 15.02.2006 N 116 (ред. от 02.09.2012) "О мерах по противодействию терроризму" (вместе с "Положением о Национальном антитеррористическом комитете")// "Собрание законодательства РФ", 20.02.2006, N 8, ст. 897
3. Гринько С.Д. Проблемы организации противодействия терроризму // Аспирант и соискатель. - 2011. - N 2. - С.79-81.
4. Загладин Н.В., Путилин Б.Г. Международный терроризм: истоки, проблемы, противодействия.- М., 2006. .
5. Ибрагимов А.М. Некоторые политико-правовые вопросы международного сотрудничества в борьбе с терроризмом в современном мире // Междунар. публичное и частное право. - 2012. - N 3. - С.56-58.
6. Карпов А.В. Терроризм и экстремизм как глобальная угроза миру и задачи правоохранительных органов по противодействию данным проявлениям / А.В.Карпов, В.В.Ломакин // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. - 2013. - N 7. - С.37-43.
7. Ланцов С.А. Террор и террористы: словарь. - СПб.: Изд. дом С.-Петерб. гос. ун-та, 2009.
8. Международный терроризм: Борьба за геополитическое господство / под ред. Возженикова А.В. - М.: Изд-во РАГС, 2010.
9. Павлинов А. Международный терроризм: совершенствование организационно-правовых форм борьбы с ним // Уголовное право. - 2002. - N 4. - С.121-123.
10. Потемкина О. Антитеррористическая политика Европейского Союза // Мировая экономика и междунар. отношения. - 2011. - N 2. - С.48-58.
11. Сатановский Е. РФ недостаточно перенимает зарубежный опыт борьбы с терроризмом// Институт религии и политики (httр://i-r-р.ru; дата обращения – 31.03.2013)
12. Степанова Е. Терроризм: проблемы определения и функционально-идеологическая типология // Мировая экономика и междунар. отношения. - 2010. - N 7. - С.23-32.
13. Страны ШОС обсудили сотрудничество в борьбе с терроризмом// Газета. Uz (httр://www.gаzеtа.uz – дата обращения 30.03.2013)
14. Терроризм в современном мире / под ред. В.Л.Шульца. - 2-е изд., доп. - М.: Наука, 2011. – С.32.
15. Эмануилов Р.Я. Терроризм и экстремизм под флагом веры: религия и политическое насилие: проблема соотношения / Р.Я.Эмануилов, А.Э.Яшлавский. - М.: Наука, 2010. – С.32.