Введение
1. Изучение и развитие мифологии
2. Сущность и функции мифологии как формы мировоззрения
3. Место мифологии в жизни общества
Заключение
Список литературы
Глоссарий
Реферат|Философия
Авторство: Solnze
Год: 2016 | Страниц: 29
Введение
1. Изучение и развитие мифологии
2. Сущность и функции мифологии как формы мировоззрения
3. Место мифологии в жизни общества
Заключение
Список литературы
Глоссарий
Мифология как форма мировоззрения.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что исторически первым типом мировоззрения у всех народов мира было мифологическое.
Миф - это не первоначальная форма знаний, а особый вид мировоззрения, специфическое образное представление о явлениях природы и коллективной жизни. В мифах мы находим зачатки нравственного сознания, всех видов современного искусства, а также элементы философского размышления о смысле жизни, сущности мироздания.
Общие черты мифов выражаются в их эмоциональности, способности персонифицировать, проецировать человеческие качества на предметы окружающего мира. Объяснение природных явления в сфере мифологического мировоззрения основывалось на неадекватном понимании причинно-следственных связей. Мифологическое сознание конструировало, присущую уровню их миропонимания модель существующего мира, в которой преобладали фантастические вымыслы. Не только удивление и страх являются причиной возникновения мифов. Желание познать и объяснить причины природных явлений, а также человеческой жизни были первопричиной возникновения мифов, осознанию смысла жизни и сути мифопонимания разные народы пришли по-разному, то есть мифы обладали признаком национального своеобразия.
Каждый народ имеет свою, присущую только ему, культуру и историю, имеет великое желание определить свое место в потоке исторических событий, но для этого необходимо формирование в его мировоззрении развитого национального самосознания. Люди в своем стремительном беге в будущее часто забывают прошлое. Их сознание полностью заполнено мыслями о сегодняшней и будущей жизни. Это понятно и объяснимо. Но и в истории человеческой памяти не должно быть перерыва и должна сохраняться связь между поколениями. У наших предков народная историческая память была развита больше, чем у нынешнего поколения. Они до мелочей знали историю своего рода, села, а также историю других деревень. Они помнили традиции и обряды своих предков и соблюдали их.
Из поколения в поколение передавались сведения об исторических, культурных событиях, запечатленных в мифах, преданиях, былинах, песнях, сказаниях, которые частично отразились в профессиональных, исторических и литературных произведениях. Культурные, исторические события обычно осознаются людьми не просто как часть своего прошлого, но, в то же время, по отношению к ним возникает субъективное ощущение преемственности, которая проявляется в традициях и обрядах и связанных с ними в мифах тех или иных народов. Осознанное отношение к историческим событиям, ценностям и чувства, связанные с таким отношением, - все это проявление национального самосознания.
Цель работы – проанализировать мифологию как форму мировоззрения.
Задачи:
1) рассмотреть процесс изучения и развития мифологии;
2) раскрыть сущность и функции мифологии как формы мировоззрения;
3) проанализировать место мифологии в жизни общества.
Мифология - форма общественного сознания; способ понимания природной и социальной действительности на разных стадиях общественного развития. В общественном сознании первобытного общества мифология несомненно доминировала. Мифология в основном ориентирована на преодоление фундаментальных антиполий человеческого существования, на гармонизацию личности, общества и природы.
Предпосылкой мифологической "логики" служили неспособность человека выделить себя из окружающей среды и нерасчлененность мифологического мышления, на не отделившегося от эмоциональной аффективной среды. Следствием было метафорическое сопоставление природных и культурных объектов, очеловечивание окружающей природной среды, в том числе одушевление фрагментов космоса.
Мифологическому мышлению свойственно отчетливое разделение субъекта и объекта, предмета и знака, вещи и слова, существа и его имени, пространственных и временных отношений, происхождения и сущности, безразличия к противоречию и т.п. Объекты сближались по вторичным чувственным качествам, смежности в пространстве и времени, выступали в качестве знаков других предметов и т.п. Научный принцип объяснения заменялся в мифологии тотальным генетизмом и этиологизмом: объяснение вещи и мира в целом сводилось к рассказу о происхождении и творении.
Мифологии свойственно резкое разграничение мифологического, раннего (сокрального) и текущего, последующего (профанного) времени. Все происходящее в мифическом времени приобретает значение парадигмы и прецедента, т.е. образца для воспроизведения. Моделирование оказывается специфической функцией мифа.
Если научное обобщение строится на основе логической иерархии от конкретного к абстрактному и от причин к следствиям, то мифологическое оперирует конкретным и персональным, использованным в качестве знака, так что иерархии причин и следствий соответствует гипостазирование, иерархия мифологических существ, имеющая систематически ценное значение. То, что в научном анализе выступает как сходство или иной вид отношения, в мифологии выглядит как тождество, а логическому разделению на признаки в мифологии соответствует разделение на части. Миф обычно совмещает в себе два аспекта:
- диахронический (рассказ о прошлом),
- синхронический (объяснение настоящего или будущего).
Содержание мифа представлялось первобытному сознанию реальным и даже в высшем смысле реальным, т.к. воплощало коллективный "надежный" опыт осмысления действительности множества поколений, который служил предметом веры, а не критики. Мифы утверждали принятую в данном обществе систему ценностей, поддерживали и санкционировали определенные нормы поведения. Мифологическое мироощущение выражалось не только в повествованиях, но и в действах (обрядах, танцах).
Миф и обряд в древних культурах составляли известное единство - мировоззренческое, функциональное, структурное, являя собой как бы два
1. Беляев И.А. Человек и его мироотношение. Сообщение 1. Мироотношение и мировоззрение // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета (Научный журнал КубГАУ). – Краснодар: КубГАУ, 2011. – №09(73). С. 310 – 319.
2. Итс Р.Ф. «Шепот земли и молчание неба. Этнографические этюды о традиционных народных верованиях» - М.: Политиздат, 1990
3. Кессиди Ф.К. К проблеме происхождения греческой философии. Послесловие // Вернан Ж.-П. Происхождение древнегреческой мысли. М., 1988. С. 179.
4. Лосев А.Ф. Диалектика мифа. Дополнение к диалектике мифа. М.: Слово 2001 год, с 35.
5. Лифшиц М. Мифология древняя и современная. М., 1968.
6. Мамардашвили М.К. Необходимость себя. М., 1996. С. 12.
7. Макарова А.К. Мифология как способ бытия современного общества: 09.00.01 Макарова, Александра Константиновна Мифология как способ бытия современного общества (онтологические аспекты): диссертация... кандидата философских наук: 09.00.01 Магнитогорск, 2007. - 160 с.
8. Матвеев А.Г. Мифологическое мировоззрение как социокультурное явление: На примере мифологии, традиций и обрядов чуваш – Автореферат – Чебоксары. – 2000 г.
9. Материалы «круглого стола» «Псевдонаучное знание в современной культуре» // Вопросы философии. 2002. № 6;
10. Режабек Е.Я. Становление мифологического сознания и его когнитивности // Вопросы философии. 2002. № 1.
11. Тайлор Э.Б. Первобытная культура: пер. с англ. - М.:Политиздат, 1989
12. Шинкаренко В. Д. Смысловая структура социокультурного пространства: Миф и сказка., М.: Книжный дом «ЛИБРОСКОМ», 2009. – 8 с.
Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших
экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!
Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!