Введение
Глава 1. Акты Федерального Собрания и его палат
1.1.Федеральное Собрание и его палаты – правовые основы деятельности
1.2. Совет Федерации и Государственная Дума
1.3. Законотворчество
Глава 2. Порядок формирования и структура Правительства РФ
2.1. Правительство и его структура
2.2. Порядок формирования Правительства РФ
2.3. Акты, издаваемые Правительством РФ
Заключение
Библиографический список
Тема данной курсовой работы «Акты Федерального Собрания и его палат. Законодательный процесс. Порядок формирования и структура правительства Российской Федерации».
Совершенно очевидно, что потерпели крах и разрушились прежние неправовые и антиправовые формы социального управления, т.е. ограничения политических свобод, цензуру печати, согласование решений и кандидатур в партийных органах, другие формы руководства, характерные для прежней политической системы. В прежнем виде они вряд ли когда-нибудь возродятся.
Система разделения властей, закрепленная в Российской Конституции, проходит период трудного, тяжелого становления на практике. Оказалось, что поделить власть - далеко не все, надо обеспечить сотрудничество и взаимодействие властей между собой на основе закона. К сожалению, с сотрудничеством в России всегда было плохо: на практике мы видим чаще соперничество и даже противоборство. Главу государства постоянно подталкивают на острые, конфликтные ходы, на "перехват" у Думы законодательной инициативы.
Но и Государственная Дума довольно часто конфликтует с Правительством и Президентом по вопросам, которые - специалисты это отчетливо понимают - сегодня не имеют конституционного решения, юридически бесперспективны.
Власти не могут найти общего языка по таким важнейшим законам, как федеральный конституционный закон о Правительстве.
Россия - федеративное государство, для которого чрезвычайно актуальна проблема единства правовой системы. Бурное развитие регионального законотворчества имеет свои положительные и отрицательные стороны.
Именно поэтому данная тема актуальна.
Цель моей работы – это всестороннее и полное ее исследование, выработка собственного взгляда и устранение пробелов законодательства, имеющихся применительно к данной теме, хотя бы теоретически.
Глава 1. Акты Федерального Собрания и его палат
1.1.Федеральное Собрание и его палаты – правовые основы деятельности
Правовой статус Федерального Собрания определен не только в главе 5 Конституции.
Изменился конституционный статус законодательного и представительного органа государственной власти Российской Федерации. Если прежней Конституцией за ним признавалось право решения практически всех вопросов, относящихся к ведению Российской Федерации, то в новой Конституции перечень вопросов, подлежащих рассмотрению палатами Федерального Собрания, более ограничен. Из сферы ведения парламента исключены распорядительные функции. Претерпели изменения также контрольные функции законодательного органа. Парламентский контроль достаточно ограничен. За палатами парламента сохранено право осуществлять контроль за исполнением федерального бюджета, а за Государственной Думой - также полномочие решать вопрос о доверии Правительству Российской Федерации .
Федеральное Собрание состоит из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы. Формально Совет Федерации не является верхней палатой парламента и соответственно Государственная Дума - нижней, так как это не установлено Конституцией. Подобные характеристики вытекают, главным образом, из аналогии с зарубежной практикой организации двухпалатных парламентов.
В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. Государственная Дума состоит из 450 депутатов, которые избираются народом. Такой же порядок образования парламента существует и в ФРГ, ст.38(1)гласит: «Депутаты германского Бундестага выбираются всеобщим, прямым, свободным, равным и тайным голосованием ». А в ст.51 говорится о составе верхней палаты: «Бундесрат состоит из членов правительств земель, которые их назначают и отзывают. Земли могут быть представлены также другими членами их правительств ».
В Государственной Думе через депутатов представлены все граждане Российской Федерации независимо от места их проживания на территории Российской Федерации. Совет Федерации формируется из представителей органов 'государственной власти субъектов Федерации. Таким образом, через Совет Федерации обеспечивается выработка решений, наиболее точно учитывающих интересы субъектов Российской Федерации. Отметим, что депутаты Совета Федерации первого созыва были избраны на основе всеобщего прямого избирательного права.
Существуют три основные группы полномочий палат Федерального Собрания, установленные Конституцией:
1. Относящиеся к исключительному ведению каждой из палат Федерального Собрания. Эти полномочия закреплены в ст. 102-103. Не в одной конституции стран Европейского Союза нет такого четкого разграничения полномочий, это свидетельствует о высокой техники Конституции РФ.
2. Связанные с организацией деятельности палат (ст.101). Эта группа полномочий есть практически в каждой конституции. Например, в Конституции Греции этому посвящена целая глава, которая так и называется «Организация и деятельность Палаты Депутатов», а в Основном законе Испании хватило одной статьи, чтобы регламентировать организацию и деятельность палат (ст.72.1).
3. Полномочия по принятию федеральных законов (ст.105-107). В принципе, процедура принятия федеральных законов в России ничем не отличается от процедуры принятия таких же законов в других федерациях. Согласно ч.1 ст.105 федеральные законы принимаются Государственной Думой. Такое же положение содержится в ст.77 Конституции ФРГ. После принятия федерального закона Государственной Думой, он, в течение 5 дней передается на рассмотрение верхней палате парламента. Такая же процедура предусмотрена Конституцией ФРГ, различается лишь срок передачи федерального закона. В ст.77 об этом сказано: «По принятии федеральных законов, они немедленно передаются Бундесрату через председателя Бундестага ». В Конституции РФ говорится, что федеральный закон вступает в силу, когда он принят Государственной Думой, одобрен Советом Федерации, а затем подписан и обнародован Президентом. Единственным отличием от этой процедуры в Основном законе ФРГ является то, что федеральный закон не нуждается в подписи Президента, и вступает в законную силу сразу же после одобрения Бундесратом (ст.78).
Полномочия, относящиеся к исключительному ведению, каждой из палат решаются самостоятельно и независимо друг от друга, при этом они не вправе принимать к своему рассмотрению и решать вопросы ведения другой палаты.
Большинство вопросов (избрание Председателей палат, принятие регламентов, образование парламентских комитетов), палаты также решают самостоятельно. В то же время возможно совместное осуществление полномочий палат по проведению парламентских слушаний и контролю за исполнением федерального бюджета.
Существует два основных способа уточнения положений Конституции, определяющих статус Федерального Собрания.
Во-первых, по спорным конституционным вопросам либо при восполнении пробелов в Конституции возможно толкование ее Конституционным Судом Российской Федерации в соответствии с ч. 5 ст. 125 Конституции.
Во-вторых, следуя духу и букве Конституции, палаты Федерального Собрания могут самостоятельно решить большинство вопросов, относящихся к организации их работы путем принятия регламентов палат, а в случае необходимости и федеральных законов. Принятие федеральных законов необходимо, в частности, для решения ряда вопросов, связанных с определением статуса депутатов палат Федерального Собрания, статуса и порядка деятельности комитетов и комиссий палат Федерального Собрания.
Федеральное Собрание является представительным и законодательным органом Российской Федерации. Отличительным свойством парламента является то, что он соединяет в себе функции общенационального представительного и законодательного органа. В зарубежной практике основные функции парламента как законодательного органа, как правило, сводятся к принятию законов, утверждению бюджета и осуществлению парламентского контроля.
Парламенты действуют в системе государственной власти, в которой проведено разделение властей. В установленной Конституцией системе разделения властей на федеральном уровне Федеральное Собрание в целом представляет законодательную власть и взаимодействует с федеральными органами исполнительной и судебной власти. Федеральное Собрание не находится в привилегированном по сравнению с другими федеральными органами государственной власти положении, что является обычным явлением в демократических государствах.
Федеральное Собрание не является вышестоящим органом для иных представительных органов в Российской Федерации, так как в Конституции не установлен принцип единства системы представительных органов в России. Поэтому взаимодействие Федерального Собрания с представительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и представительными органами местного самоуправления ограничивается принятием законов в пределах ведения Российской Федерации и совместного ведения Федерации и ее субъектов. Эти законы обязательны для применения указанными органами.
Нормативные акты
1. Конституция Российской Федерации (принята на всеобщем референдуме 12 декабря 1993 г.)
2. ВВС РФ, 1992, N 20, ст. 1084
3. Указ Президента от 10 июня 1994 г., N 1185 - СЗ РФ, 1994, N 7, ст. 697; 1995, N 19, ст. 1732
4. Указ Президента Российской Федерации от 3 октября 1994 г. N 1969, - СЗ РФ, 1994, N 24, ст. 2598
5. ВВС РФ, 1993, N 2, ст. 55
6. СЗ РФ, 1994, N 3, ст. 190)
Литература
1. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. –М.: 1997г. С–339.
2. Баглай М.В. Конституционное право РФ: Учебник для вузов. –М.: ИНФРМА–М. 1999г. с.386–402.
3. Герасимов А.П. 53 вопроса и ответа о Конституции РФ. — СПб.: Норма, 1994
4. Иностранное конституционное право под ред проф. В.В.Маклакова, М, Юристъ, 1997, -512 с.
5. Коваленко А.И. Конституционное право России: Учебник. –М.: Право и Закон 1997г. с.132–159.
6. Комментарий к Конституции РФ /Под ред. Окунькова Л.А. –М.: БЕК 1996г. с.331
7. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. –М.: Юристъ 1995г. с.432.
8. Конституция Российской Федерации. Комментарий / Под общей редакцией Б.Н.Топорина, Ю.М.Батурина, Р.Г.Орехова. — М.: Юрид. лит., 1994
9. П.К. Пантелеев. Конституции буржуазных государств. М., 1982.С.183
10. Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации. Под общ. ред. Кудрявцева Ю.В. М.: Юр. лит. 1998 – С.167.
11. Российское законодательство: проблемы и перспективы. М., 1995. С. 390-395.
12. Румянцев О.Г. Основы конституционного строя России: понятие, содержание, вопросы становления. — М.: Юрист, 1994