Введение
Глава 1. Правовая природа законодательных органов
1.1. Правовые основы законодательных органов Российской Федерации
Глава 2. Система законодательных органов России
2.1. Совет Федерации как законодательный орган: направления и перспективы развития
2.2. Государственная Дума: конституционно-правовой статус
Глава 3. Проблемы и перспективы компетенции законодательных органов
Заключение
Список литературы
Тема представляемой курсовой работы: «Законодательные органы государства».
Проблема разделения властей в общем, и законодательной власти, в частности, с древнейших времен привлекала внимание людей различных слоев.
Современный цивилизованный мир придерживается тенденции, в соответствии с которой власть в стране делиться на законодательную, исполнительную и судебную. Россия не является исключением.
Так, в ст. 110 Конституции Российской Федерации закреплено, что Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации. Ст. 118 Конституции устанавливает, что правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом, выделяя тем самым судебную ветвь власти, и, наконец, ст. 94 определяет, что Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации - является представительным и законодательным органом Российской Федерации (это законодательная ветвь власти).
При написании данной курсовой работы были поставлены следующие задачи:
1) определить правовую природу законодательных органов
2) охарактеризовать систему законодательных органов, их конституционно-правовой статус и компетенцию
3) проанализировать проблемы и перспективы компетенции законодательных органов
Глава 1. Правовая природа законодательных органов
1.1. Правовые основы законодательных органов Российской Федерации
В сфере организации системы органов государственной власти основной целью законодательной деятельности была реализация конституционных принципов разделения властей и единства государственной власти. Государственной Думой созданы основы правового регулирования порядка формирования и функционирования органов законодательной, исполнительной и судебной власти.
На основе и во исполнение Конституции Российской Федерации был принят Федеральный конституционный закон "О Правительстве Российской Федерации" (1997 г.), определивший полномочия Правительства Российской Федерации, порядок его организации и функционирования, основы взаимоотношений с иными органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Рассматривая взаимодействие Президента Российской Федерации и Федерального Собрания Российской Федерации, следует отметить, что в основном оно осуществляется в рамках законодательного процесса. На сегодня актуальна задача создания механизма реализации норм Конституции Российской Федерации, обязывающих Президента подписывать законы, на которые не может быть наложено вето, например федеральные конституционные законы или федеральные законы, уже отклоненные Президентом, но в отношении которых отлагательное вето Президента было преодолено в установленном порядке. Решением этой проблемы могло бы стать наделение одного из федеральных органов государственной власти помимо Президента Российской Федерации (например, Конституционного Суда Российской Федерации) правом опубликования, введения в действие законов, которые обязан был подписать и обнародовать Президент Российской Федерации. Однако следует отметить, что введение подобного механизма потребует изменения норм федеральной Конституции, а также принятия специальных нормативных актов.
Необходимо согласование ряда конституционных норм, регулирующих взаимодействие Президента Российской Федерации и Государственной Думы. Например, согласно статьям 109 и 117 Конституции Российской Федерации Президент не имеет права распустить Государственную Думу в ряде случаев. С другой стороны, в соответствии со статьей 111 в случае трехкратного отклонения кандидатур на должность Председателя Правительства Президент Российской Федерации обязан немедленно распустить Государственную Думу. Однако обе названные процедуры могут протекать одновременно, и в этом случае возможна коллизия конституционных норм.
Нуждается в законодательной регламентации закрепленное в Конституции Российской Федерации и Федеральном конституционном законе "О Правительстве Российской Федерации" 1997 г. полномочие Председателя Правительства Российской Федерации по временному исполнению обязанностей Президента Российской Федерации. Очевидно, что по этому вопросу должен быть принят федеральный закон. Кроме того, необходимо определить, возможно ли временное замещение должности Президента Российской Федерации иным лицом (и каким именно) помимо Председателя Правительства в случае, если последний отсутствует либо не в состоянии исполнять свои обязанности.
В нормативном регулировании нуждается процедура рассмотрения Государственной Думой письменных заключений Правительства Российской Федерации на законопроекты о введении или об отмене налогов, об освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства и на законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета. Необходимо также определить, может ли быть одобрен законопроект такого рода, если Правительство Российской Федерации дает по нему отрицательное заключение, а также решить вопрос о сроках представления такого заключения. Представляется важным нормативно урегулировать порядок рассмотрения Правительством Российской Федерации письменных обращений к нему комитетов и комиссий палат Федерального Собрания, информирования их о результатах такого рассмотрения.
На реализацию конституционного принципа единства государственной власти, конкретизацию конституционных положений о полномочиях и порядке деятельности Президента Российской Федерации, Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации направлена регламентация федерального законодательного процесса. В развитие норм Конституции о порядке изменения ее глав с третьей по восьмую был принят Федеральный закон "О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации" (1998 г.), устанавливающий требования к проектам законов Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации и порядок их внесения, принятия, одобрения и вступления в силу. Таким образом, созданы условия для корректного изменения 3-8 глав Конституции Российской Федерации, о необходимости которых представители всех ветвей власти говорят все чаще и чаще.
В настоящее время действует новый, принятый по инициативе Президента России Федеральный закон "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" от 05.08.2000. В соответствии с ним членом Совета Федерации может быть избран (назначен) гражданин России не моложе 30 лет, обладающий в соответствии с Конституцией Российской Федерации правом избирать и быть избранным в органы государственной власти.
При этом член Совета Федерации - представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации избирается этим органом на срок полномочий этого органа (на срок полномочий его членов), а член Совета Федерации - представитель от двухпалатного законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации избирается поочередно от каждой палаты на половину срока полномочий соответствующей палаты.
Представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации назначается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на срок полномочий этого должностного лица, при условии, что против назначения этого представителя не выступят две трети или более депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
В законе не уточняется что означает понятие "на срок полномочий" (этого органа или должностного лица), - то ли на срок, равный сроку полномочий этого органа (должностного лица), то ли на срок до окончания полномочий этого органа (должностного лица). Однако в законе сказано, что полномочия члена Совета Федерации прекращаются со дня вступления в силу решения об избрании (о назначении) члена Совета Федерации вновь избранным соответствующим органом (должностным лицом). Одновременно закон установил, что "полномочия члена Совета Федерации могут быть прекращены досрочно избравшим (назначившим) его органом государственной власти субъекта Российской Федерации в том же порядке, в котором осуществляется его избрание (назначение) членом Совета Федерации". Поэтому возможно, что в перспективе положения закона о сроке полномочий члена Совета Федерации потребуют уточнения.
В то же время сформированный по новому закону Совет Федерации является единственным органом государственной власти России без срока полномочий. Хотя частью 7 раздела второго Конституции России предусмотрен "первый созыв" Совета Федерации, из чего логично вытекает, что за первым созывом должны последовать второй и все остальные.
1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.)// Российская газета от 25 декабря 1993.
2. Федеральный конституционный закон "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" //СЗ РФ. 1997. N 9.
3. ФКЗ от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации". - СЗ РФ, 1994, N 13, ст. 1447.
4. Федеральный закон "О порядке предоставления Российской Федерацией военного и гражданского персонала для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности" СЗ РФ, 1995, N 26, ст. 2401
5. ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации" от 31 декабря 1999 г. N 228-ФЗ // СЗ РФ, 2000, N 1
6. Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" (с изменениями от 10 февраля, 19 ноября 1999 г., 2 января, 27 декабря 2000 г., 29, 30 декабря 2001 г., 28 июня, 25 июля 2002 г.) // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 8.
7. Указ от 17 сентября 1995 г. N 951 "О выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и в органы местного самоуправления" // СЗ РФ. 1995. N 39. Ст. 3753,
8. Регламент Совета Федерации, утвержденный постановлением Совета от 6 февраля 1996 г. N 42-СФ "О Регламенте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" // СЗ РФ, 1996, N 7, ст. 655.
9. ВКС. 1999. N 2.
10. Н.А.Васецкий, Ю.К.Краснов. Российское законодательство на современном этапе. Государственная Дума в формировании правового пространства России (1994-2003) - Издание Государственной Думы РФ, М., 2003
11. Комментарий к Конституции Российской Федерации (под общ. ред. Карповича В.Д.)
12. Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации (Отв. ред. В.В.Лазарев)- СПС "Гарант", 2003 г.. Комментарий к статье 103
13. Полуян Л.Я. Совет Федерации: направления и перспективы развития парламентаризма // "Гражданин и право", NN 9/10, 11/12, сентябрь-октябрь, ноябрь-декабрь 2002 г.
14. Перспективы перераспределения полномочий между Президентом, Правительством и Федеральным Собранием (Л.А. Окуньков, "Законодательство", N 9, сентябрь 2000 г.)
15. Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации (под ред. Окунькова Л.А.) - М.: Издательство БЕК, 1994 г.
16. Радченко В.И. Президент в конституционном строе Российской Федерации. Саратов, 2000. С. 129.
17. Сравнительное конституционное право / Под ред. В.Е. Чиркина. М., 1996. С. 399.