Введение
Глава 1. Становление и развитие конституционных прав и свобод принципы
Глава 2. Виды основных прав и свобод
2.1. Понятие
Глава 3. Гарантии прав и свобод
3.1. Понятие и виды гарантий
3.2. Государственная защита
Заключение
Курсовая работа|Конституционное право
Авторство: Strela
Год: 2005 | Страниц: 46
Введение
Глава 1. Становление и развитие конституционных прав и свобод принципы
Глава 2. Виды основных прав и свобод
2.1. Понятие
Глава 3. Гарантии прав и свобод
3.1. Понятие и виды гарантий
3.2. Государственная защита
Заключение
Тема данной курсовой работы: «Конституционные права и свободы человека и гражданина».
Проблема становления, развития и реализации прав и свобод человека все больше стала отражать конкретно-исторические процессы укрепления демократических основ государственности, связанные как с применением мер государственного принуждения к правонарушителям, так и предоставлением возможности гражданам в порядке гражданского судопроизводства самостоятельно защитить свои права, свободы и законные интересы.
Вместе с тем права человека — не просто средство, инструмент развития и углубления самоуправления, осуществления политической реформы. Подобный инструментальный подход к одному из основополагающих институтов современной демократии ущербен в самой своей основе, не позволяет определить реальное место прав человека, а, в конечном счете, и самого человека в политической системе общества и системе местного самоуправления, низводит индивида, личность до положения «средства», «фактора» развития самоуправления. Демократическое преобразование политических структур и углубление самоуправления превращаются в этом случае в некую самоцель, на которую «работают» и права человека, и сам человек.
Проблема прав человека - это многоплановая проблема.
Проблема прав и свобод человека уже с самого начала перехода общества из естественного в политико-правовое состояние в той или иной мере привлекала внимание, как самих народных масс, так и особенно политических деятелей и мыслителей, ученых-юристов.
Хотя различные типы правопонимания в большей или меньшей мере различают право и закон , но не допускают приоритета права, и, прежде всего, субъективных и неотчуждаемых прав и свобод человека перед законом, а потому не позволяют адекватно понять собственно правовую природу прав человека и не могут служить подлинно научной основой для практического решения возникающих здесь проблем как на внутригосударственном, так и на международном уровнях.
Казалось бы указанные тенденции выдвигают на первый план «человека экономического», на чем настаивают многие ученые. Но формирование такого человека невозможно без соответствующего превращения его в подлинный, активный субъект политики и права, сокращения на этой основе дистанции «человек-власть».
Поэтому можно согласиться с теми исследователями, которые полагают, что наиболее адекватная новым условиям социальная субъективность личности может проявляться лишь тогда, когда произойдет ее универсальное становление и как «политической» как правовой личности . Фундаментом формирования последней должно стать широкое развитие комплексного института, который может проявиться в парадигмах «Личность и политика», «Личность и право».
Пространство этого политико-правового института должно определяться прежде всего такими социальными ориентирами, как поиск путей к более последовательному, прежде всего, к системно-гармоническому сочетанию прав, свобод и обязанностей человека, к оптимальному для каждого этапа общественного развития, сочетанию частных и общих интересов, к всестороннему развитию личности.
Степень научной разработанности темы. Проблемам прав человека посвящен довольно большой объем литературы.
Во-первых, выявляются теоретические истоки данной концепции, в частности, в особенности преломления в ней философских, социологических, естественно-научных идей. Здесь следует отметить труды Нерсесянца В.С., Бондарь Н.С., Явич Л.С.
Во-вторых, делается попытка обобщения концепции реализации прав человека, придания идеям устойчивого развития определенной системности в связи с ориентацией исторического процесса. В этом отношении заслуживают внимания работы: Комарова И.А., Наконечного И.Г., Коваленко А.И., Малько А.В., Румянцева О.Г., Полениной С.В., Кислинской Л, Бутылина В.Н.
Вопросы формирования правовой культуры и правового сознания в области прав человека рассмотрены в работах: Лезова С., Ростовщикова И.В., Водолагина С.
Объект данного исследования - комплекс социальных, психологических, юридических отношений, складывающихся в ходе реализации и защиты прав человека.
Предмет исследования - особенности законодательного регулирования и защиты прав человека, а также практика непосредственной реализации норм конституционного права в сфере реализации прав человека.
Основная цель настоящего исследования состоит в выявлении оснований перехода состояния прав человека к устойчивому развитию, раскрытии механизмов формирования соответствующих социальных установок.
В соответствии с целью, нами были поставлены следующие задачи:
1) выявить истоки формирования понятия «права человека» в западно-европейской традиции
2) установить особенности развития права человека в советских конституциях
3) выявить проблемы прав и свобод человека в Конституции 1993 года
4) проанализировать реализацию норм международного права, обеспечивающих соблюдение прав человека в Российской Федерации
5) раскрыть сущность борьбы за соблюдение прав человека в СССР в 60-80 годы
6) проанализировать состояние прав человека в Российской Федерации в 90-е годы XX века. В рамках этой задачи нами были установлены особенности соблюдения прав подследственных, прав человека в исправительно-трудовых учреждениях России.
7) обосновать проблемы и перспективы соблюдения прав человека в Российской Федерации
8) Проанализировать деятельность уполномоченных структур по защите прав человека. В рамках данной задачи нами были раскрыты сущность и значение института Уполномоченного по правам человека, проанализирована деятельность прокуратуры в порядке надзора за соблюдением прав человека в Российской Федерации, установлены особенности деятельности общественных организаций по защите прав человека
Теоретико-методологическую основу исследования составляет системный подход к анализу социально-правовых закономерностей развития законодательства в области реализации и защиты прав человека.
В процессе исследования изучалась научная литература по проблемам прав человека, законотворческого процесса, использовались общенаучные и частные научные методы: сравнительно-правовой анализ, анализ документов и т.п. научные методы познания.
В соответствии со спецификой исследуемой темы построена структура работы, которая состоит из введения, трех глав и заключения.
ГЛАВА 1. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ И СВОБОД
1.1. Становление прав и свобод человека и гражданина в советских конституциях
Впервые слова «свобода» и «право» были употреблены еще в XXIV в. до н.э. одним из правителей Древнего Шумера, но только в VI в. до н.э. известный афинский реформатор Солон выдвинул идею о том, что человек повинуется не господину, а закону.
Возникновение же понятия «права человека», т.е. осознание этой проблемы как научной, неразрывно связано с появлением и распространением идей естественного права.
Древний мыслитель Цицерон (106-43 г. до н.э.) считал, что именно потому, что людям как божьим творениям по природе присущи разум, право, справедливость, стала возможной не только их социально-политическая, но и правовая общность в виде государства. То есть, по его мнению, государство является также и правовым образованием не в силу соблюдения им своих же законов и иных внешних обстоятельств, а потому, что государство по своему источнику, по своей «материи!» и сути – это естественное право народа, согласованное и упорядоченное.
Различие понятий человека и гражданина как первичных и основных субъектов права не случайно. Эти понятия не тождественны ни по объему, ни по содержанию. Правовой статус человека и гражданина во многом не совпадает. Такое несовпадение проявилось уже в колыбели европейской цивилизации – Древней Греции и Риме. Здесь именно гражданство было определяющим свойством положения индивида в государстве. То же в целом характерно и для европейского Средневековья.
Признание обществом правового статуса человека и гражданина предполагало не только некий договор, который призывал людей уважать личность, но и создание правовой системы, защищающей ее от произвола.
История человечества показала, что права человека не могут быть ограничены узко национальными рамками, ибо все крупнейшие мировые события накладывают на нее свой отпечаток, независимо от территориальных, идеологических или иных барьеров. Поэтому закономерно, что мировое сообщество пришло к пониманию и осознанию правого статуса человека и гражданина как важнейшей фундаментальной проблемы.
Важнейшую роль в признании обществом правового статуса гражданина играет основной закон государства – Конституция.
Первые конституционные акты Советского государства свидетельствовали о стремлении решить проблему прав человека не на индивидуалистической основе, характерной для теории и практики буржуазного конституционализма, а в неразрывном единстве с обеспечением прав трудящегося и эксплуатируемого народа, его социальным и национальным освобождением, изменением на этой основе самой природы политической и экономической власти. Это была подлинно революционная, новаторская постановка вопроса о правах человека. Вместе с тем последующий исторический опыт нашего государства свидетельствует, что подобный подход требует предельно внимательного отношения к проблеме сочетания личных и общественных интересов, создания отлаженного механизма координации прав личности и прав народа, наций, классов. Уже на начальном этапе социалистических преобразований пришлось столкнуться с нигилистическими представлениями о правах человека, попытками максимально «обобществить» человеческую личность, признав безусловный приоритет за правами трудящихся классов. Так, при подготовке проекта Конституции 1918 г. высказывалось мнение, что личные права граждан провозглашать не следует; достаточно «известных ограничений высшей власти в целях обеспечения основного и единственного права трудящихся, а именно права на социальную революцию и установление социалистического правопорядка». Советская Конституция не должна содержать перечня прав граждан: если трудовой народ находится у власти, то ясно, что он использует эту власть в своих интересах.
Из всех советских конституций Конституция 1918 года была в высшей степени идеологизированна, имела открыто классовый характер. В Конституции прямо закреплялось понятие диктатуры пролетариата.
Следует указать на такую особенность Конституции, как открытое признание насилия для утверждения принципов нового социалистического строя. Эта черта не характерна для последующих советских конституций. Конституция закрепляла насильственное уничтожение частной собственности, допускало ее принудительное безвозмездное изъятие .
Новая структура власти практически исключила систему выборов. Глава 13 Конституции установила откровенную дискриминацию, предоставив право избирать и быть избранным только тем, кто «добывает средство к жизни производительным и общественно-полезным трудом», а также солдатам и нетрудоспособным. Этого права лишались люди, использующие наемный труд, живущие на проценты с капитала, частные торговцы, священнослужители, служащие и агенты бывшей полиции. Система Советов постепенно выстраивалась в централизованную систему, являла собой олицетворение диктатуры верхов.
Конституция СССР 1924 года сохранила, как и прежние, классовую сущность, воплощала диктатуру пролетариата. Однако форма выражения этой сущности изменилась. В связи с ликвидацией эксплуататорских классов было отменено лишение политических прав граждан по социальному признаку, введено всеобщее. Равное, прямое избирательное право при тайном голосовании
Конституция впервые закрепила принцип равноправия граждан, но в весьма усеченном виде. В ст.127 Конституции предусматривалось равноправие граждан только «независимо от их национальности и расы».
Впервые введены главы об основных правах и обязанностях граждан. Первое место среди зафиксированных прав занимали социально-экономические права: право на труд, на отдых, на материальное обеспечение в старости, в случае болезни и потери трудоспособности, на образование. Однако возможность использования политических прав гарантировалось только «в соответствии с интересами трудящихся и в целях укрепления социалистического строя»
Конституция закрепила неприкосновенность личности, жилища, тайны переписки, как бы гарантировав людей от незаконных арестов, обысков, осмотров личной корреспонденции и иных мер, ограничивающих свободу. По иронии судьбы конституционные нововведения совпали по времени с чудовищными репрессиями против миллионов невинных людей, которые без суда и следствия лишались свободы, подвергались заключению в концлагеря, где их труд использовался в целях «социалистического строительства».
В Конституции 1936 года впервые были введены главы об основных правах и обязанностях граждан. В частности, впервые было закреплено право на труд. Однако возможность использования политических прав гарантировалась по Конституции только « в соответствии с интересами трудящихся и в целом укрепления социалистического строя».
Первый шаг к выходу за рамки этих понятий сделала Конституция СССР 1977 г. Однако в ней по-прежнему фиксировались права и свободы граждан, но не личности. Лишь после принятия Декларации прав и свобод человека и гражданина Российской Федерации понятие «права человека» получило и конституционное признание.
Такое изменение отношения к проблеме прав человека, как на международном уровне, так и внутри государств, во многом стало возможным благодаря учрежденной в 1945 году организации Объединенных Наций и ее деятельности. Ее основной задачей является поддержание мира, безопасности, уважение правового статуса человека и гражданина и распространение идей об этих правах.
Конституция 1977 года впервые закрепляла положение о том, что наиболее важные вопросы государственной жизни выносятся на всенародное обсуждение, а также ставятся на всенародное голосование.
Таким образом, мы проследили наиболее значимые аспекты развития прав и свобод человека и личности в западноевропейской и Советской традициях. Закрепление основ правового статуса личности в Конституции Российской Федерации 1993 г. базируется на принципиально новой концепции прав человека и взаимоотношения государства и личности.
нет
Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших
экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!
Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!