Тема данной курсовой работы: «Основы конституционного строя».
Реформационные процессы, происходящие в России, требуют адекватных действий, которые обеспечили бы рациональные подходы к разрешению возникающих проблем. Поступательный характер развития государства и общества поддерживается перспективной методологией конституционно-правовых реформ.
Конституционная реформа ставит перед политиками и государствоведами сложные задачи. Происходит переосмысление многих концептуальных позиций, а успех предпринимаемых шагов зависит от добротности теоретической базы, положенной в их обоснование.
Такие значимые вопросы, как укрепление государственного единства, оптимизации правового регулирования взаимоотношений Российской Федерации и ее субъектов, создание эффективных демократических институтов, обеспечение конституционности правотворчества и правоприменительной практики, повышение уровня правовой культуры, наращивание экономического потенциала страны, носят системный характер. Они взаимосвязаны и взаимообусловлены, вследствие чего их решение должно быть комплексным. Поэтому необходимо проведение общей правовой политики, формирующей единство правового пространства России, являющегося важным фактором национальной безопасности.
Современный период в истории российской государственности характеризуется как переходный. Общественная, государственная, правовая, политическая, экономическая системы переходят от одних параметров порядка к другим. Кризисные явления, сопровождающие данный процесс, также приобрели системные критерии. Сложность задач не позволяет решать их одновременно. Для этого необходимо установить цепь причинно-следственных связей, определить степень влияния различных факторов на намеченную перспективу, выбрать несколько звеньев и сосредоточить на них свои усилия.
Приоритет конституционного блока проблем в разрезе формирования правовой политики РФ сомнений не вызывает. Нельзя не согласиться с Б. С. Эбзеевым, указывающим, что Конституция России выдвигает перед юриспруденцией задачу глубокого исследования новых явлений конституционного строительства, свойственных данному этапу российской государственности. По существу, надо говорить о формировании конституционной доктрины России .
Проблемам сущности конституции, ее юридических свойств, конституционного контроля и надзора, парламентского контроля за конституционностью законов, соотношения социалистической и конституционной законности, функций, выполняемых социалистической конституцией, возможности использования основного закона в качестве внешнеполитического фактора, механизма, формах и практике реализации конституционных норм, допустимости непосредственного действия конституционных положений, системы гарантий, обеспечивающих реальность основного закона, уделяли пристальное внимание Л. Д. Воеводин, А. Б. Венгеров, Ю. П. Еременко, Д. Л. Златопольский, И. П. Ильинский, А. В. Кузнецов, В. В. Копейчиков, В. Ф. Коток, А И. Лепешкин, Л. А. Морозова, В. С. Основин, В. А. Рянжин, М. С. Строгович, Б. Н Топорнин, В. А. Пертцик, С. И. Русинова, И. Е. Фарбер, Б. В. Щетинин, М А. Шафир, А. А. Югов и др.
Творческий подход, критический анализ исследуемого материала не могли не привести к тому, что уровень научной теории советской конституции был много выше партийных постулатов. Особенностью концептуальных разработок С. А. Авакьяна, М. В. Баглая, А. М. Барнашова, А. А. Белкина, Н. С. Бондаря, Н. А. Бобровой, Н. В. Витрука, Г. А. Гаджиева, Т. Д. Зражевской, В. Т. Кабышева, A. Н. Кокотова, В. А. Кряжкова, Е. И. Козловой, О. Е. Кутафина, В. О. Лучина, Б. М. Лазарева, Н. А. Михалевой, О. О. Миронова, Ж. И. Овсепяна, B. А. Ржевского, Ф. М. Рудинского, И. М. Степанова, Ю. А. Тихомирова, В. А. Туманова, Т. Я. Хабриевой, И. Г. Шаблинского, Ю. Л. Шульженко, Б. С. Эбзеева и др. является их направленность на комплексную теоретическую разработку проблем, имеющих принципиальное значение для практики конституционного строительства.
Объект данного исследования - комплекс социальных, психологических, юридических отношений, складывающихся применительно к основам конституционного строя.
Предмет исследования - особенности конституционного закрепления и непосредственной реализации основ конституционного строя России.
Основная цель настоящего исследования состоит в выявлении оснований перехода современной доктрины основ конституционного строя к устойчивому развитию, раскрытии механизмов формирования соответствующих социальных установок.
В соответствии с целью, были поставлены следующие задачи:
1) дать понятие и значение основ конституционного строя, показать взаимосвязь правовой системы России и ее конституционного строя
2) определить основные тенденции конституционного развития России
3) проанализировать проблемы теории и практики конституционного правосудия
Теоретико-методологическую основу исследования составляет системный подход к анализу социально-правовых закономерностей основ конституционного строя.
Глава 1. Понятие и значение основ конституционного строя
1.1. Основы государственного строя России
К настоящему времени российская политическая и правовая наука преодолела односторонний (классовый) подход в понимании государства. Оно уже не рассматривается только как орудие политической власти экономически господствующего класса, как его диктатура, как машина для подавления одного класса другим. В определении государства теперь преобладает общечеловеческий подход, в соответствии с которым оно трактуется как средство решения задач, стоящих перед всем обществом, как организация социальной жизнедеятельности.
С этих позиций государство можно определить как политико-территориальную суверенную организацию публичной власти населения, призванную обеспечить социальный компромисс (а в определенных случаях - классовое или групповое господство) и управление обществом .
Главное, определяющее в государстве - его сущность. Это то основополагающее начало, которое характеризует природу государства, его назначение и функции. Сущность государства двуедина по своей природе. С момента возникновения и на протяжении довольно длительного исторического времени государства (рабовладельческие, феодальные, раннебуржуазные) в основе своей деятельности имели насилие. Сущность современных государств - общесоциальный компромисс, управление обществом в целях его гармонии и всестороннего развития.
Сущность государства определяет и его форму, которая показывает, как организована и осуществляется государственная власть, какие методы она использует в своей деятельности, каково национально-территориальное устройство государства. Форма государства включает в себя: форму правления, форму государственного устройства, политический режим.
Форма правления - порядок образования и организация высших органов государственной власти, их взаимоотношения с нижестоящими государственными органами и населением. По форме правления государства делятся на монархии, где верховная, как правило пожизненная, власть принадлежит единоличному главе государства - монарху, и республики, в которых высшие органы государственной власти являются выборными. В зависимости от полноты власти главы государства, роли представительных органов и порядка формирования высших органов государственной власти различают президентские и парламентарные республики.
Форма государственного устройства - это внутреннее строение государства, его национально-территориальное устройство.
Федеративное государство - это сложное государство, составные части которого обладают суверенитетом или являются государственноподобными образованиями, т.е. обладают тем или иным набором признаков суверенитета. Наряду с общефедеративными органами власти, общефедеративной правовой системой, в таком государстве существуют высшие органы и законодательство субъектов Федерации.
Российская Федерация - Россия есть демократическое государство. Это проявляется в том, что в современном российской государстве закрепляется народовластие, поскольку единственным источником власти Конституция признает российский многонациональный народ. Свою власть он реализует в двух формах демократии - представительной и непосредственной. Суть представительной демократии в том, что народ управляет государственными делами через выбранных им Президента, депутатов Государственной Думы, депутатов представительных органов субъектов Федерации и глав администрации, через органы местного самоуправления. Непосредственная демократия проявляется в непосредственном решении каждым гражданином государственных, общественных, производственных, организационных и иных вопросов путем референдумов, обсуждения законопроектов, собраний учредителей и др.
Необходимыми условиями демократии в нашей стране являются народовластие, разделение властей, плюрализм мнений и многопартийность, нормативное закрепление прав и свобод граждан.
Россия является федеративным государством. В основе федеративного государственного строя России лежат глубокие исторические, социально-экономические, геополитические и этнические корни.
Сущность российского федерализма составляют государственная целостность, единство системы государственной власти, разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами власти субъектов Российской Федерации, равноправие и самоопределение народов.
Российская Федерация включает три типа субъектов: национально-государственные (республики), административно-территориальные (края, области, города федерального подчинения), национально-территориальные (автономная область, автономные округа). В составе Российской Федерации 89 субъектов: 21 республика, 6 краев, 49 областей, два города федерального значения (Москва, Санкт-Петербург), одна автономная область, 10 автономных округов.
Россия как федеративное государство построена по смешанному национально-территориальному принципу. Республики, автономные области, автономные округа в основе своей имеют национальный принцип, края и области - территориальный. Однако и в некоторых национальных образованиях коренное национальное население не составляет большинства (республики Алтай, Коми, Саха (Якутия) и др.).
Россия является асимметричной федерацией: правовое положение и полномочия ее субъектов не унифицированы и во многом не равнозначны. Республики находятся в более "привилегированном" положении, чем края и области. В частности, конституции республик и их договоры с Российской Федерации о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий устанавливают, например, их суверенитет, гражданство, предусматривают создание своего Конституционного суда и даже фиксируют особое положение в составе Федерации (ассоциированное членство Татарстана в составе Российской Федерации).
Несмотря на эти различия, всем субъектам Российской Федерации присущи общие черты:
- наличие конституций, уставов, где фиксируется их правовое положение и закрепляется компетенция;
- официальное представительство в федеральных органах государственной власти (по два представтеля в Совете Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти);
- самостоятельное установление системы органов государственной власти в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти;
собственное законодательство, бюджет;
частичная международная правосубъектность;
собственная символика;
право заключения двусторонних договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъекта Федерации.
Россия есть правовое государство. В основе правового государства лежат следующие принципы: 1) верховенство закона, примат права над государством; 2) разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную; 3) ответственность государства перед своими гражданами; 4) равенство граждан перед законом, их правовая защищенность. Россия стала на путь формирования правового государства, но таковым еще не стала. Правовое государство для нашей страны - цель, но пока еще не реальность.
Российское государство по форме правления представляет собой республику. Это значит, что высшие органы власти (Президент, Федеральное Собрание) избираются населением страны и ответственны перед ним.
Современные республики, как уже отмечалось выше, делятся на парламентарные и президентские. Различаются они главным образом порядком формирования правительства и его правовым положением, а также полномочиями главы государства (президента). В парламентарных республиках правительство формируется парламентским большинством, т.е. из членов партии (или коалиции партий), победившей на выборах в парламент. Здесь правительство целиком зависит от парламента: подотчетно ему и в случае выражения ему парламентом недоверия уходит в отставку. Президент в такой республике, если он есть (Италия, Германия), не обладает большими полномочиями и выполняет в основном представительские функции. В президентской республике президент формирует правительство и зачастую возглавляет его. Правительство ответственно перед президентом и парламент не может отправить его в отставку. Президент в такой республике наделен значительными законодательными функциями и является верховным главнокомандующим вооруженными силами.
Изложенное дает основание считать Россию президентской республикой с элементами парламентаризма (своего рода смешанная форма правления). Правительство в нашей стране формируется Президентом, но не возглавляется им (есть Председатель Правительства). Государственная Дума может выразить правительству недоверие или отказать в доверии, но решение об отставке правительства принимает в конечном счете президент. Если он не согласится с решением Государственной Думы, а та повторно в течение трех месяцев выразит недоверие Правительству, Президент имеет право распустить Государственную Думу. Он в течение семи дней может принять решение о роспуске Государственной Думы, если она откажет в доверии Правительству, после постановки такого вопроса Председателем Правительства перед Государственной Думой. Президент Российской Федерации является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами, наделен значительными законодательными функциями. Его указы по своей юридической силе значительно выше иных подзаконных актов российского государства и весьма близки к закону.
Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны. Это значит, что они в равной степени могут употребляться в государственных, международных, правовых и иных документах, а также в обыденном словоупотреблении для обозначения Российского государства.
1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.)// Российская газета от 25 декабря 1993.
2. Всеобщая декларация прав человека. Ст.22, 25 // Российская газета. 1995. 5 апр
3. Федеральный конституционный закон "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" //СЗ РФ. 1997. N 9.
4. Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" (с изменениями от 10 февраля, 19 ноября 1999 г., 2 января, 27 декабря 2000 г., 29, 30 декабря 2001 г., 28 июня, 25 июля 2002 г.) // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 8.
5. Закон РФ от 27 апреля 1993 г. N 4866-1 "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан"
6. Федеральный закон от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений"
7. Федеральный закон РФ от 5 декабря 1995 г. «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» II Собрание законодательства РФ. 1995. № 50. Ст. 4869.
8. Федеральный закон РФ от 5 августа 2000 г. «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» //' Собрание законодательства РФ. 2000. № 32. Ст. 3336.
9. Федеральный закон от24 июня 1999 г. «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1999. №26. Ст. 3176
10. Постановление Конституционного Суда РФ от 21 марта 1997 г. по делу о проверке конституционности положений абзаца второго пункта 2 статьи 18 и статьи 20 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1997. № 13. Ст. 1602.
11. Определение Конституционного Суда РФ от 22 мая 1996 г. об отказе в принятии к рассмотрению Беловского городского народного суда Кемеровской области как не соответствующего требованиям Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» // Конституционный Суд Российской Федерации: Постановления. Определения. 1992-1996 / Сост. и отв. ред. Т. Г. Морщакова. М.. 1997. С. 501-503.
12. Постановление Государственной Думы, Федерального Собрания РФ от 10 февраля 1995 г О выполнении в Российской Федерации статьи 29 Конституции РФ // Собрание законодательства РФ. 1995. № 8. Ст. 648.
13. Постановление Государственной Думы. Федерального Собрания РФ от 27 января 1999 г. // Проект федерального закона «Об обеспечении соответствия нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации федеральным законам» // Собрание законодательства РФ. 1999. № 6. Ст. 826.
14. Постановление Конституционного Суда Республики Саха (Якутия) от 30 сентября 1994 г. по делу о проверке конституционности Указа Президента Республики Саха (Якутия) от 14 марта 1994 г. № 743 «О регулировании некоторых вопросов налогообложения физических лиц» '/ Вестник Конституционного Суда РФ. 1995. № 4. С. 60-62.
б) научная литература
15. Богданова Н. А. Понятия науки конституционного права: опыт аналитического и синтетического подходов к построению их систем // Вести. Моск. ун-та. Сер. И. Право. 1999. № 5. С. 11
16. Белкин А. А. К соотношению Конституции и государственно-правовых актов (производное нормотворчество) /' Правоведение. 1985. № 5. С. 3-4.
17. Бопцова В. В. Служба зашиты прав человека и гражданина. Мировой опыт. М.. 1996. С. 2,1.
18. Выступление министра юстиции РФ С.В.Степашина в Генеральной прокуратуре РФ (февраль 1998 г.) // Бюл. Министерства юстиции РФ. 1998. № 2. С. 12.
19. Конституционное право: восточноевропейское обозрение 2000. №2. С. 122.
20. Государственное право Российской Федерации. Под ред. О. Е. Кутафина. М., 1996. С. 50.
21. Ельцин Б. Н. Выступление на Конституционном совещании /' Конституционное совещание. Стенограммы. Материалы. Документы. М, 1995. Т. 2. С. 7.
22. Комментарий к Федеральному конституционному закону «О судебной системе Российской Федерации» / Отв. ред. В. И. Радченко. М. 1998. С. 334.
23. Митюков А.Н.. Проблема реализации демократического потенциала Конституции Российской Федерации // Пробелы в российской Конституции и возможности ее совершенствования. М., 1998. С. 47.
24. Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации. Отв. ред. В.В.Лазарев- М., 2003
25. Овсепян Ж.И. Понятие и сущность конституции // Северо-Кавказский юрид. вестн. 2000. № 1. С. 3-4.
26. Конституция, закон, подзаконный акт. М., 1994. С. 6-7.
27. Правовые системы стран мира: Энциклопедический справочник (отв. ред. докт. юрид. наук, проф. А.Я. Сухарев). - "НОРМА", 2003 г.
28. Попова Е. П. Рациональность как критерий позитивности организационного изменения // Вестн, Волгогр. гос. ун-та. Сер. 5. Политика. Социология Право. 1998. Вып. 1. С. 35
29. ШапоА. Самоограничение власти (краткий курс конституционализма): Пер. Свенг. М, 1999. С. 33.
30. Щупъженко Ю. Л. Самоохрана Конституции Российской Федерации. М., 1997. С. 5.
31. ФарберИ. Е. Конституционное регулирование в советском обществе // Проблемы конституционного права. Саратов, 1974. Вып. 1(2). С. 10.
32. ЭбзеееБ. С. Конституция. Правовое государство. Конституционный Суд. М„ 1997. С. 5.