Введение
Глава 1. Природа и место Правительства Российской Федерации в системе государственных органов РФ
Глава 2. Особенности формирования, организации работы и структуры Правительства РФ
Глава 3. Перспективы изменения полномочий Правительства РФ
Заключение
Библиографический список
Тема данной курсовой работы: «Особенности формирования Правительства Российской Федерации, организация работы и его структура»
Происходящее усложнение процессов социального управления, не менее стремительное изменение реалий политико-правового мироустройства и обновление конкретных форм государственности, постоянная трансформация взаимоотношений между властными структурами внутри отдельно взятого социума и многие другие моменты, характеризующие современную общественную жизнь, требуют инновационного подхода к их научному осмыслению.
Представляется, что некоторые, в том числе и основополагающие, постулаты классической, восходящей еще к Дж. Локку и Ш.-Л. Монтескье теории разделения властей практически устарели, не вполне соответствуют сегодняшней действительности и поэтому нуждаются в корректировке и обновлении. Пересмотру, на мой взгляд, подлежат укоренившиеся в отечественной и зарубежной юридической науке представления о соотношении, взаимосвязи и взаимодействии трех основных властей - законодательной, исполнительной и судебной, и прежде всего об их значимости и роли в государственной системе общества.
По моему убеждению, ни о каком реальном равенстве законодательной, исполнительной и судебной властей сегодня не может быть и речи. Очевидно, что в тех странах, где на практике последовательно проводится принцип разделения властей, первостепенная, можно даже сказать главенствующая, роль в их политических системах принадлежит исполнительной власти. Конечно, в обстановке постоянно и достаточно быстро меняющейся политической ситуации баланс властей в демократических государствах характеризуется динамизмом, относительно высокой степенью подвижности. В различные периоды современной истории он не оставался стабильно-неизменным, а, напротив, постоянно менялся. Однако эти изменения были не столь значительны, ибо, несмотря ни на что, верховенство в подавляющем большинстве случаев сохранялось за исполнительной властью. Следует подчеркнуть, что это суждение не несет какой-либо оценочной и даже идеологической нагрузки. Мы просто фиксируем сложившееся положение вещей, констатируем бесспорный, как нам кажется, факт.
Этот факт, кстати, в той или иной степени признают, прямо или косвенно подтверждают своими высказываниями и рассуждениями некоторые отечественные ученые-юристы. Так, А.А. Мишин называет правительство самым могущественным органом государственной власти . Развивая свою мысль, он далее пишет: "В системе высших органов власти зарубежного государства правительство является наиболее активным и динамичным элементом, в наименьшей степени подверженным правовой регламентации. Оно стоит над всеми другими высшими органами государства. Не будучи подвержено контролю со стороны, правительство имеет возможность само определять объем своих полномочий" . Л.М. Энтин отмечает: "Правительство в большинстве зарубежных стран осуществляет верховное политическое руководство и общее управление делами государства. В деятельности правительства находят свое выражение и практически реализуются общие и наиболее существенные общественные интересы . К.С. Бельский подчеркивает: "И последовательный сторонник прусской монархии философ Гегель, и либеральный французский государствовед Эсмен, и умеренно-консервативный государствовед Н.М. Коркунов одинаково подчеркивали, что исполнительная власть гораздо полнее, чем законодательная, представляет единство, сущность, функциональную направленность государства..." . Эти и аналогичные им суждения справедливы. Доказательств (или проявлений) могущества, доминирования исполнительной власти над другими ветвями власти множество. Приведем лишь некоторые из них.
Именно исполнительная власть, на вершине которой находится правительство, сосредоточивает в своих руках неизмеримо большие по сравнению с другими ветвями государственной власти финансовые, материально-технические, технико-технологические, организационные, людские и иные ресурсы.
Именно она обладает сегодня наиболее полной, если не сказать исчерпывающей, информацией о процессах, происходящих во всех сферах жизнедеятельности общественного организма и на международной арене. Как не вспомнить здесь ставшее уже крылатым изречение: "Кто владеет информацией, владеет миром".
Кроме того, правительство сегодня располагает чрезвычайно большими возможностями воздействия на все другие государственно-властные структуры, и прежде всего на парламент. Так, в частности, оно активнейшим образом вторгается в сферу, традиционно считавшуюся сферой исключительной компетенции высшего представительного учреждения, а именно в законодательный процесс.
Поэтому на современном этапе развития российских правовых отношений, институт Правительства РФ приобретает особую актуальность.
Объектом изучения в представляемой работе выступают общественные отношения, которые складываются применительно к институту Правительства РФ.
Предметом исследования выступают нормы законодательства, представленные в источниках российского права, регулирующие общественные отношения, связанные с институтом Правительства РФ.
Методология исследования предполагает использование общенаучных и специальных методов познания.
Среди общенаучных методов, которые использовались при написании данной курсовой работы, можно выделить исторический метод и метод системного анализа.
Исторический метод, в рамках которого рассмотрено становление института Правительства РФ в отечественном законодательстве.
Метод системного анализа – изучение системообразующих структурных элементов института Правительства РФ в отечественном государственном праве.
Среди специальных и частно-научных методов можно выделить формально-юридический, метод сравнительного правоведения и конкретно-социологический метод.
Суть формально-юридического метода состоит в исследовании внутреннего строения и анализ источников норм о Правительстве РФ.
Метод сравнительного правоведения – рассмотрение института Правительства в законодательстве различных стран
Конкретно-социологический метод находит свое выражение в исследовании правовых проблем, связанных с институтом Правительства РФ.
Целью работы является обобщение представленных в разнообразных источниках отечественного права материала и представление его в виде единого комплекса с учетом особенностей становления и развития института Правительства РФ в российском праве. В связи с этим были поставлены следующие задачи:
1) Охарактеризовать природу и место Правительства РФ в системе отечественных государственных органов РФ
2) Определить особенности формирования, организации работы и структуры Правительства РФ
3) Проанализировать перспективы изменения полномочий Правительства РФ
Соответственно с учетом поставленной цели и задач исследования, была построена структура курсовой работы, которая состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка.
А) нормативные акты
1. Конституция Российской Федерации 1993 г.
2. Закон "О Совете Министров - Правительстве Российской Федерации" 1992 г. (ВВС РФ, 1993, N 1, ст. 14)
3. ВВС РСФСР, 1989, N 44, ст. 1303
4. ВВС РФ, 1992, N 20, ст. 1084/
5. СЗ РФ, 1997, N 51, ст. 5712; 1998, N 1, ст. 1.
6. СЗ РФ, 1998, N 7, ст. 801.
7. СЗ РФ, 2000, N 23, ст. 2435.
8. СЗ РФ, 2001, N 31, ст. 3289
9. СЗ РФ, 1994, N 17,ст. 2003
10. Указ от 17 мая 2000 г. N 867 - СЗ РФ, 2000, N 21, ст. 2168; N 39, ст. 3856; N 49, ст. 4799
11. Регламент Государственной Думы и Регламент Совета Федерации. - СЗ РФ, 1998, N 7, ст. 801; 1996, N 7, ст. 655.
Б) научная и учебная литература
12. Чеботарев Г.Н. Принцип разделения властей в государственном устройстве Российской Федерации. Тюмень: Изд-во Тюменского гос. ун-та, 1997. С.7.
13. Политическая энциклопедия: В 2 т. Т.2. М.: Мысль, 1999. С.314.
14. Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Белые альвы, 1996. С. 219.
15. Конституционное право зарубежных стран / Под общ. ред. М.В. Баглая, Ю.И. Лейбо, Л.М. Энтина. М.: НОРМА-ИНФРА-М, 1999. С.266.
16. Козлов Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. – М., 1995. - С.409.
17. Радченко В.И. Президент в конституционном строе Российской Федерации. Саратов, 2000. С. 129.
18. Еллинек Г. Общее учение о государстве. Спб., 1908. С. 404.
В) монографии
19. Бельский К.С.О функциях исполнительной власти // Государство и право. 1997. N 3. С.15.
20. Окуньков Л.А. Перспективы перераспределения полномочий между Президентом, Правительством и Федеральным Собранием // "Законодательство". – 2000. - N 9. – С.46.
21. Политические игры: что может произойти в стране после 26 марта // Независимая газета. 2000. 23 марта.