Тема данной курсовой работы «Проблемы реализации избирательных прав».
В условиях становления и развития в России демократического правового государства народовластие, которое в советский период было одним из формальных институтов государства, ныне превратилось в реальную конституционную основу всей российской государственности, механизм ее реформирования и дальнейшего развития. От решения избирателей, определяющих путем выборов конкретный состав представительных органов государственной власти и местного самоуправления, а также партийную принадлежность и связанный с ней дальнейший политический курс выборных органов федерального, регионального и местных уровней, в значительной степени зависит общее направление движения страны на обозримый период.
Становление российской государственности - крайне сложная и противоречивая сфера, где происходят глубокие и быстрые перемены: отказ от старых стереотипов и поиск новых форм, переосмысление исторического опыта и критика классических авторитетов. Отражением этих процессов явился и новый подход к способам и порядку формирования государственных органов.
Актуальность рассматриваемой темы очевидна. Избирательная система определяет порядок проведения выборов в государстве, а также включает в себя все общественные отношения, связанные с ними. Конституция РФ 1993года объявила референдум и выборы высшим выражением власти народа, непосредственным ее проявлением. В связи с этим особую роль приобретают проблемы реализации избирательных прав, чему и посвящена данная курсовая работа.
Недостаточно объявить Россию демократическим государством, включив в Конституцию страны соответствующее положение. Главное - добиться, чтобы этот постулат прочно укоренился в сознании миллионов граждан, сделать демократию потребностью широких масс населения. Важнейшую роль в этом процессе играют выборы и референдум
В истории достижений человеческой цивилизации выборы и избирательные процедуры занимают особое место. Право граждан участвовать в формировании властных институтов является общепризнанным элементом современного общества и государства.
Выборы - это форма непосредственной демократии. Любое демократическое государство немыслимо без проведения периодических свободных выборов, составляющих основу представительной демократии. Через выборы большинство граждан участвует в осуществлении государственной власти. Выборы являются важнейшей формой контроля граждан за деятельностью государственных и муниципальных органов. Избрание депутатов и должностных лиц порождает ответственность органов власти перед населением.
Цель настоящей работы - раскрытие сути и структуры, порядка функционирования избирательной системы, выявление ее недостатков и предложение путей выхода из сложившейся ситуации.
Стержнем для формирования избирательной системы должно стать обеспечение политической свободы каждого гражданина, его права выбирать. Избирательное право является формальным, а нормы избирательного права лишены правозащитной силы, если у гражданина нет возможности сделать реальный выбор между разными политическими силами, которые по-разному рассматривают приоритеты развития страны и государства, задачи этого государства в увязке с формами их разрешения.
Избирательные права граждан – одна из основных гарантий реального перехода к системе политической демократии. Избирательные права определяют сферу политической свободы личности, ее автономию и самоопределение. Избирательные права определяют содержание политической правосубъектности граждан, условия и границы взаимоотношений между политическим обществом и государством, публично-правовую ответственность представительных и исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления за результаты своей деятельности. Избирательное право составляет органичную часть современной правовой системы России, связанную с организацией народовластия. Совмещение политических, административных и финансовых элементов в механизме осуществления народовластия нашло свое непосредственное отражение прежде всего в системе, предмете и методах правового регулирования избирательного права.
Объектом в рассмотрении выбранной темы выступили общественные отношения, которые складываются в процессе реализации избирательных прав гражданами, а также отношения, которые складываются применительно к вопросам создания, функционирования, проблематике избирательной системы и выборов.
При исследовании данной темы мною были применены следующие методы:
1) сравнительно-правовой (сопоставление норм избирательного права Российской Федерации с нормами избирательного права зарубежных стран)
2) исторический метод (исследование норм избирательного права в их развитии)
3) метод системного анализа (всестороннее полное изучение данной темы)
4) логический – применений таких логических пункций как обобщение или сужение понятий
Глава 1. Избирательные права граждан : история и современность
1.1. Избирательные права граждан в советский период
В связи с болезненностью и нестабильностью развивающегося в нашей стране процесса демократизации, часты упреки на бедность отечественной истории демократическими традициями. Их недостаточностью подчас объясняются все беды сегодняшнего Отечества. Однако дело совсем не в слабостях российских традициях (в том числе и избирательных), а в том, что на протяжении более чем 70 лет эти традиции последовательно игнорировались. По этому поводу удачно высказался С.Егоров: «Поскольку мы выступали в роли созидателей неведомой миру и истории новой советской государственности и демократии, то считали для себя недостойным учиться у кого-либо и чему-либо». Мы упорно не хотели признавать то, что отдельные институты и принципы различного типа демократической государственности имеют общечеловеческий характер, как и то, что «та» история есть предпосылка для существовавшего «коммунистического будущего».
Всеобщие, равные и прямые выборы органов государственной власти – Советов всех уровней – граждане страны «победившего социализма» получили с принятием Конституции 1936 года, не без основания именуемой «сталинской». Сам по себе этот факт, мало что изменивший в реальной политической жизни страны, означал лишь полное и окончательное упрочение тоталитарного режима, абсолютной уверенности диктатора, что его подданные не примут изображения предмета за сам предмет.
В первой советской Конституции РСФСР 1918 г. вопрос о праве избирать и быть избранным решался иначе. Правом избирать и быть избранным Советы наделялись «независимо от вероисповедания, национальности, оседлости и т.п.,
следующие обоего пола граждане Российской Социалистической федеративной советской республики, коим ко дню выборов исполнилось восемнадцать лет:
Избирательного права лишались следующие категории лиц:
А) лица, прибегающие к наемному труду с целью извлечения прибыли;
Б) лица, живущие на нетрудовой доход, как=то: проценты с капитала, доходы с предприятий, поступления с имущества;
B) частные торговцы, торговые и коммерческие посредники;
Г) монахи и духовные служители церквей и религиозных культов;
Д) служащие и агенты бывшей полиции, особого корпуса жандармов и охранных отделений, а также члены царствовавшего в России дома;
Е) лица, признанные в установленном порядке душевнобольными или умалишенными, а равно лица, состоящие под опекой;
Ж) лица, осужденные за корыстные и порячащие преступления на срок, установленный законом или судебным приговором» (ст65).
«Лишенцы» просуществовали как юридически обозначенная группа населения с 1918 по 1936 год. Официальная идеология, нашедшая свое отражение в Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа (раздел 1 Конституции РСФСР 1918 года), оправдывала неравенство политических прав граждан характером основной задачи, стоящей перед советским государством. Эта задача формулировалась как «уничтожение всякой эксплуатации человека человеком, полное устранение деления общества на классы, беспощадное подавление эксплуататоров, установление социалистической организации общества и победы социализма во всех странах» (ст.3).
Хотя к 1936 году эту задачу вряд ли можно было считать выполненной хотя бы частично («эксплуатация человека человеком» была заменена более беспощадной эксплуатацией человека партийно-государственной машиной, отмена частной собственнгости превратила все слои населения в однородную массу зависимых от власти индивидов), поскольку не удалось добиться победы социализма во всех странах, тем не менее безраздельное господство советского режима было достигнуто и «лишенцев» (оставшихся в живых и не за колючей проволокой) можно было превратить в полноправных граждан».
Конституция СССР 1977 года в принципе сохранила установленную избирательную систему, внеся в нее лишь частичные изменения. Так, например, было исключено упоминание о лишении избирательных прав по приговору суда. Таким образом, лишенными избирательных прав оказались только лица, признанные в установленном законом порядке умалишенными (ст.96). До 21 года был повышен возраст для лиц, которые могут быть избраны в Верховный Совет СССР (ст.96).
Право выдвижения кандидатов в депутаты было предоставлено «организациям Коммунистической партии Советского Союза, профессиональных союзов, Всесоюзного Коммунистического Союза Молодежи, кооперативным и другим общественным организациям и другим общественным организациям, трудовым коллективам, а также собраниям военнослужащих по воинским частям (ст.100). При этом гражданам СССР и общественным организациям Конституция гарантировала «свободное и всестороннее обсуждение политических, деловых и личных качеств кандидатов в депутаты, а также право агитации на собраниях, в печати, по телевидению, радио. Расходы, связанные с проведением выборов в Советы народных депутатов производятся за счет государства» (ст.100). Конституция СССР 1977 года закрепила уже сложившуюся практику создания избирательных комиссий «из представителей от общественных организаций, трудовых коллективов и собраний военнослужащих по воинским частям» (ст.101)
Новые формулировки конституционных положений, касающихся избирательного права, разумеется, не вносили каких-либо существенных изменений в реальную практику формирования представительных органов власти. По-прежнему партийные органы решали, кто будет депутатом, задавали должную социальную и демографическую структуру Советов, а также процент пришедших на выборы и проголосовавших за отобранного кандидата.
Таким образом, Конституция 1977 года не меняла суть избирательной системы. Технология получения «всеобщего одобрения» в своих основных чертах сохранилась, отражая лишь некоторую трансформацию откровенного страха перед последствиями «ненадлежащего» проведения на выборах в привычный бессодержательный ритуал. Голосование фактически перестало быть тайным (бюллетень с единственной фамилией на глазах у окружающих опускался в урну, без уединения избирателя в кабине). Оно не было и выбором, поскольку можно было быть только «за» или «против» одного кандидата «от блока коммунистов и беспартийных». Смягчение тоталитарного надзора и внутреннее согласие власти и народа по поводу фиктивности всей избирательной процедуры выражались в голосовании одного человека по нескольким паспортам (т.е. один из членов семьи, соседей и т.п. осуществлял «выбор» за остальных родственников или соседей).
Юридическое регулирование избирательного права в советский период нашей страны, в аспекте рассматриваемой проблемы позволяет сделать следующие выводы:
1) Внешняя демократизация избирательной системы, свойственная каждой последующей Конституции СССР при реальном изменении политического режима, создавала возможность для превращения голосования одного кандидата выбор между несколькими кандидатами без изменения соответствующих юридических норм.
2) Советская система выборов с их фиктивностью и предрешенностью исхода не могла создать предпосылок для развития у населения позитивного политического сознания. Закрепляя отчуждение народа от власти такая система могла породить лишь негативные эмоции, пассивность и равнодушие.
3) Фиктивный характер выборов в Советы, явно подчиненная роль последних партийным органам способствовали тому, что в массовом сознании ценность важнейшего политического права гражданина – права избирать и быть избранным – не была сколько-нибудь значимой для советского человека.
Все политические и экономические реформы в России, происходившие на протяжении последних десяти лет, неразрывно связаны с реформой избирательной системы.
Уже первые, осторожные шаги М.Горбачева, предпринятые в этом направлении, произвели ошеломляющий эффект. Легенда об якобы нерушимом блоке коммунистов и беспартийных рухнула уже на первых полусвободных выборах народных депутатов СССР в 1989 г., отличавшихся от всех предыдущих выборов в СССР и РСФСР двумя принципиальными новшествами:
1) допуском (на практике всегда ограниченном) наблюдателей и журналистов на избирательные участки
2) альтернативностью выборов, т.е. возможностью выдвигать в каждом из округов и от ряда общественных организаций имеющих квоту на представительство на Съезде народных депутатов СССР, нескольких кандидатов на одно и то же место в парламенте.
А) нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации. Официальный текст. М.: Буквица. 1996. 48с.
2. Федеральный Закон «Об основных гарантиях избирательных прав граждан и права на участие в референдуме» №124-ФЗ от 30.03.99. Официальный текст. М.: Инфра-М-Норма. 1999.
3. ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ» от 1 июля 1999 года №121-ФЗ. Официальное издание. М.: Приор. 1999. С.171.
4. ФЗ «О выборах Президента РФ» от 31 декабря 1999 года №228-ФЗ. Официальное издание. М.: Приор.1999. С.86.
5. Бюллетень Верховного Суда РФ. 1996. N 3. С.5-6
6. Бюллетень Верховного Суда РФ. 1997. N 8. С.17 - 18
Б) Литература
1. М.В. Баглай, Б.Н. Габричидзе. Конституционное право РФ.М. 1996.С. 195.
2. Воронин А.В. История Российской государственности. Мурманск. 1998. С.214.
3. И.Б.Михайловская, Е.Ф.Кузьминский «Право избирать и факторы, влияющие на его реализацию», М, 1996,с.5
4. Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации под ред. академика Б.Н.Топорнина, М, Юристъ, 1997. – с. 247
5.
6. Постников А.Е. «Избирательное право России» – М, ИНФРА-М – НОРМА, 1996. – с. 3
7. Собянин А.А. , В.Г.Суховольский «Демократия, ограниченная фальбсификациями», М, 1995,с.51
8. Саидов А.Х. Избирательное право в Республике Узбекистан. Вопросы реформы, законодательства и зарубежный опыт. Ташкент. 1993. С.9.
в) монографии
1. Васильев В. Пропорциональная, мажоритарная, смешанная…Какая система лучше на выборах в Государственную Думу? / Независимая газета. 25 апреля 1997 года.
2. Егоров С.А. Бедна ли Россия демократическими традициями?//Государство и право. 1997.№6. С.102.
3. Журавлева Л.К. Политические партии и партийные системы // Социально-политический журнал. 1996. №3.С.67-72.
4. Киселева Л. Подведомственность дел о защите избирательных прав граждан// "Российская юстиция". 1998. N 9. – С. 24.
5. Лапаева В.В. Стратегия совершенствования российской избирательной системы // Законодательство и экономика. 1997. №11-12.С.3.
6. Сомов С. Избирательному законодательству - свой понятийный аппарат //"Российская юстиция", N 4, апрель 2001 г. – С.25.
7. Сивицкий В.А. Некоторые вопросы прав граждан на участие в управлении государством. Судебная практика Конституционного Суда Российской Федерации // "Гражданин и право", N 9, сентябрь 2001 г.)