Тема данной курсовой работы: «Юридические свойства и функции Конституции Российской Федерации 1993 г.»
Огромное значение Конституции в жизни всякого общества, ее принципиально особое место во всей правовой системе вызывает необходимость всестороннего исследования Конституции в качестве самостоятельного объекта научного исследования.
Ученые исследуют проблемы понятия и сущности конституции, предпосылок, способов ее возникновения, ее видов, юридических свойств, места в правовой системе государства, ее принципов, функций и других сторон ее правовой природы.
В каждой стране своеобразными путями появляются и сменяются конституции, что всегда связано с существенными, а зачастую и коренными переменами в жизни общества, закрепляемыми и порождаемыми конституционными установлениями
Проблема становления, развития и реализации конституционных основ все больше стала отражать конкретно-исторические процессы укрепления демократических основ государственности.
Вместе с тем Конституция — не просто средство, инструмент развития и углубления самоуправления, осуществления политической реформы.
Привычные представления рушатся, появляется другое мышление – синтезированное.
Именно поэтому мы считаем данную тему особенно актуальной.
Проблема юридических свойств и функций Конституции уже с самого начала перехода общества из естественного в политико-правовое состояние в той или иной мере привлекала внимание, как самих народных масс, так и особенно политических деятелей и мыслителей, ученых-юристов.
Объект данного исследования - комплекс социальных, юридических отношений, складывающихся в ходе реализации и применении положений Конституции Российской Федерации 1993 г.
Предмет исследования – особенности и закономерности Конституции 1993 года.
Основная цель настоящей работы: выявление юридических свойств и функций Конституции РФ 1993 г.
В соответствии с целью, мною были поставлены следующие задачи:
1) Выявить этапы развития конституционного законодательства в России,
2) Раскрыть и проанализировать понятие и юридические свойства Конституции Российской Федерации 1993 года
3) Охарактеризовать структуру Конституции Российской Федерации
4) Проанализировать некоторые аспекты конституционных преобразований и анализ современного состояния конституции РФ.
Теоретико-методологическую основу исследования составляет системный подход к анализу социально-правовых закономерностей развития конституционного законодательства.
В процессе исследования изучалась научная литература по проблемам юридических свойств и функций Конституции, законотворческого процесса, использовались общенаучные и частные научные методы: сравнительно-правовой анализ, анализ документов и т.п. научные методы познания.
Использование всей совокупности привлеченных источников позволяет решать поставленные цели и задачи данной работы.
В соответствии со спецификой исследуемой темы построена структура работы, которая состоит из введения, четырех глав, заключения и библиографического списка.
Глава 1. Этапы развития конституционного законодательства: исторический аспект
Огромное значение Конституции в жизни всякого общества, ее принципиально особое место во всей правовой системе вызывает необходимость всестороннего исследования Конституции в качестве самостоятельного объекта научного исследования.
Ученые исследуют проблемы понятия и сущности конституции, предпосылок, способов ее возникновения, ее видов, юридических свойств, места в правовой системе государства, ее принципов, функций и других сторон ее правовой природы.
В каждой стране своеобразными путями появляются и сменяются конституции, что всегда связано с существенными, а зачастую и коренными переменами в жизни общества, закрепляемыми и порождаемыми конституционными установлениями.
Термин "конституция" ( с лат. - установление) употреблялся в древнем Риме для обозначения одного из видов правовых актов императора (наряду с декретами, эдиктами и др.) В эпоху феодализма наряду с этим термином применялась и формулировка «основной закон», которая теперь часто используется как синоним слова «конституция».
Термин «конституция» применяется уже много столетий, но ни в античном мире, ни в средние века его значение не совпадало с современным. Тогда не существовало основных законов, которые являлись бы юридической базой текущего законодательства (хотя и были некоторые достаточно значимые акты, например, Золотая булла 1222 г. в Венгрии или Великий мартовский ордонанс 1357 г. во Франции, включавшие, как правило, нормы различных отраслей права) Теоретическое обоснование необходимости конституции, разработка ее понятия, принятие первых конституций (США в 1787 г., Франция и Польша в 1791 г.) были связаны с борьбой молодой, революционной буржуазии против феодального строя и феодального права.
Наука конституционного права России последние ¾ века не существовала как самостоятельная, а входила в состав единой науки «советского государственного права». Все научные разработки государствоведов дооктябрьской революции были полностью отброшены как несоответствующие новой, ставшей господствующей, идеологии марксизма-ленинизма.
В советский период сформировалась наука «социалистического типа», отправным постулатом которой стали основополагающие идеи марксистско-ленинского учения о праве, государстве, демократии. Только в их параметрах допускались, в частности, конституционно-правовые исследования.
Первые конституционные акты Советского государства свидетельствовали о стремлении закрепить конституционные основы не на индивидуалистической основе, характерной для теории и практики буржуазного конституционализма, а в неразрывном единстве с обеспечением прав трудящегося и эксплуатируемого народа, его социальным и национальным освобождением, изменением на этой основе самой природы политической и экономической власти. Это была подлинно революционная, новаторская постановка вопроса о правах человека. Вместе с тем последующий исторический опыт нашего государства свидетельствует, что подобный подход требует предельно внимательного отношения к проблеме сочетания личных и общественных интересов, создания отлаженного механизма координации прав личности и прав народа, наций, классов. Уже на начальном этапе социалистических преобразований пришлось столкнуться с нигилистическими представлениями о правах человека, попытками максимально «обобществить» человеческую личность, признав безусловный приоритет за правами трудящихся классов. Так, при подготовке проекта Конституции 1918 г. высказывалось мнение, что личные права граждан провозглашать не следует; достаточно «известных ограничений высшей власти в целях обеспечения основного и единственного права трудящихся, а именно права на социальную революцию и установление социалистического правопорядка». Советская Конституция не должна содержать перечня прав граждан: если трудовой народ находится у власти, то ясно, что он использует эту власть в своих интересах.
Из всех советских конституций Конституция 1918 года была в высшей степени идеологизированна, имела открыто классовый характер. В Конституции прямо закреплялось понятие диктатуры пролетариата.
Следует указать на такую особенность Конституции, как открытое признание насилия для утверждения принципов нового социалистического строя. Эта черта не характерна для последующих советских конституций. Конституция закрепляла насильственное уничтожение частной собственности, допускало ее принудительное безвозмездное изъятие .
Новая структура власти практически исключила систему выборов. Глава 13 Конституции установила откровенную дискриминацию, предоставив право избирать и быть избранным только тем, кто «добывает средство к жизни производительным и общественно-полезным трудом», а также солдатам и нетрудоспособным. Этого права лишались люди, использующие наемный труд, живущие на проценты с капитала, частные торговцы, священнослужители, служащие и агенты бывшей полиции. Система Советов постепенно выстраивалась в централизованную систему, являла собой олицетворение диктатуры верхов.
Конституция СССР 1924 года сохранила, как и прежние, классовую сущность, воплощала диктатуру пролетариата. Однако форма выражения этой сущности изменилась. В связи с ликвидацией эксплуататорских классов было отменено лишение политических прав граждан по социальному признаку, введено всеобщее. Равное, прямое избирательное право при тайном голосовании
Конституция впервые закрепила принцип равноправия граждан, но в весьма усеченном виде. В ст.127 Конституции предусматривалось равноправие граждан только «независимо от их национальности и расы».
Впервые введены главы об основных правах и обязанностях граждан. Первое место среди зафиксированных прав занимали социально-экономические права: право на труд, на отдых, на материальное обеспечение в старости, в случае болезни и потери трудоспособности, на образование. Однако возможность использования политических прав гарантировалось только «в соответствии с интересами трудящихся и в целях укрепления социалистического строя»
Конституция закрепила неприкосновенность личности, жилища, тайны переписки, как бы гарантировав людей от незаконных арестов, обысков, осмотров личной корреспонденции и иных мер, ограничивающих свободу. По иронии судьбы конституционные нововведения совпали по времени с чудовищными репрессиями против миллионов невинных людей, которые без суда и следствия лишались свободы, подвергались заключению в концлагеря, где их труд использовался в целях «социалистического строительства».
Принятие Конституции СССР 1936 года явилось следствием обновления всей конституционной системы Союза и объяснялось вступлением страны в новый этап своего развития, знаменовавший, как считалось основ социализма, что дало возможность значительного расширения социалистической демократии. Данная Конституция с позиции юридической формы имела более совершенный вид, в ней четко были выделены основные государственно-правовые институты, систематизированы конституционные нормы. В области прав и свобод человека она сохранила, как и прежние, классовую сущность, воплощала диктатуру пролетариата, о чем прямо упоминалось, в частности, в ст.2 Конституции. Однако форма выражения этой сущности изменилась. В связи с ликвидацией эксплуататорских классов было отменено лишение политических прав граждан по социальному признаку, введено всеобщее, равное, прямое избирательное право при тайном голосовании. Конституция 1936 года впервые закрепила принцип равноправия граждан, но в усеченном виде. Ст.127 Конституции 1936 года предусматривала равноправие граждан только «независимо от их национальности и расы».
В Конституции 1936 года впервые были введены главы об основных правах и обязанностях граждан. В частности, впервые было закреплено право на труд. Однако возможность использования политических прав гарантировалась по Конституции только « в соответствии с интересами трудящихся и в целом укрепления социалистического строя».
Первый шаг к выходу за рамки этих понятий сделала Конституция СССР 1977 г. Однако в ней по-прежнему фиксировались права и свободы граждан, но не личности. Лишь после принятия Декларации прав и свобод человека и гражданина Российской Федерации понятие «права человека» получило и конституционное признание.
Такое изменение отношения к проблеме прав человека, как на международном уровне, так и внутри государств, во многом стало возможным благодаря учрежденной в 1945 году организации Объединенных Наций и ее деятельности. Ее основной задачей является поддержание мира, безопасности, уважение правового статуса человека и гражданина и распространение идей об этих правах.
Конституция 1977 года впервые закрепляла положение о том, что наиболее важные вопросы государственной жизни выносятся на всенародное обсуждение, а также ставятся на всенародное голосование.
Таким образом, в данной главе мы проследили наиболее значимые аспекты конституционного развития. Необходимо отметить, что Конституция Российской Федерации 1993 г. базируется на принципиально новых концепциях, и в первую очередь на принципиально новой концепции прав человека и взаимоотношения государства и личности.