Курсовая работа|Конституционное право

Курсовая Понятие, предмет конституционного права Российской Федерации

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: Strela

Год: 2010 | Страниц: 26

Введение

Глава 1. Анализ понятия и предмета конституционного права Российской Федерации

1.1 Понятие и предмет конституционного права России

1.2 Метод конституционного права России

Глава 2. Роль конституционного права России как отрасли права

2.1 Наука конституционного права России

2.2 Анализ категорий науки конституционного права России

Заключение

Список литературы

Тема курсовой работы: «Понятие, предмет конституционного права Российской Федерации».

Нормы конституционного права РФ закрепляют и регулируют, главным образом, важнейшие общественные отношения, составляющие основы конституционного строя, правового положения личности, государственного устройства, организации и деятельности органов государства и местного самоуправления. При этом нормы конституционного права могут одновременно входить и в другие отрасли права в качестве основы, на которой строится соответствующая отрасль. Например, ст. 37 Конституции РФ, закрепляющая свободу труда и право на труд, содержит, прежде всего, нормы конституционного права, но в то же время представляет собой основу отрасли, именуемой "трудовое право". Отсюда - ведущая роль конституционного права РФ в системе российского права.

Рассматривая же предмет конституционного права РФ, следует иметь в виду, что нормы конституционного права, в отличие от других отраслей права, охватывают практически все сферы общественных отношений, поэтому важно понять, что критерий, позволяющий выделить этот предмет, заключается главным образом в значимости регулируемых отношений. Однако встречаются и такие нормы конституционного права, которые регулируют менее значимые отношения (например, между депутатами в парламенте), не регулируемые нормами иных отраслей права.

Таким образом, целью данной курсовой работы является анализ понятия и предмета конституционного права Российской Федерации.

В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:

1) рассмотреть понятие и предмет конституционного права России;

2) проанализировать метод конституционного права России;

3) изучить науку конституционного права России;

4) исследовать категории науки конституционного права России;

5) сделать выводы по данной теме.

Глава 1. Анализ понятия и предмета конституционного права Российской Федерации

1.1 Понятие и предмет конституционного права России

Из общей теории права известно, что единая система права в любой стране объединяет различные отрасли права. Среди основных и профилирующих отраслей системы права (наряду с уголовным, гражданским и др.) особое место занимает конституционное (государственное) право.

Для того чтобы выяснить понятие, предмет, метод, место конституционного права в системе российского права, необходимо, как и при исследовании любого общественного явления, выявить сущность, специфику, соотношение названий рассматриваемой отрасли права Российской Федерации.

Дискуссия о конституционном или государственном праве восходит к началу 18 века. Это - спор между защитниками государственного права как выражения неограниченной, преимущественно монархической власти государства, с одной стороны, и сторонниками конституционного права как демократического ограничения государственного произвола с помощью конституции - с другой.

Государственное или конституционное право - этот вопрос был объектом научного спора в досоветской государственно-правовой литературе , являлся дискуссионным в советском государствоведении. В 60-х годах нынешнего столетия в СССР возобновилась дискуссия о предмете государственного (конституционного) права. Авторы данных основных концепций - В.Коток и А.Лепешкин - отстаивали противоположные подходы к определению предмета этой отрасли права и науки. В.Ф.Коток защищал позицию широкого понимания государственного права, отождествляя государственно-правовое регулирование с конституционным регулированием. Эта точка зрения была уязвимой в том отношении, что предмет государственного (конституционного) права не является узко-юридическим. А.И.Лепешкин включал в предмет государственного права те отношения, которые связаны с осуществлением государственной власти, то есть конституционное регулирование, по его мнению, включает нормы права, политики. В дальнейшем, выяснению специфики предмета регулирования государственного (конституционного) права как особой отрасли права было посвящено множество исследований, где высказывались различные взгляды.

В течение 60-х,70-х годов эти различия в основном приняли форму полемики сторонников "конституционного" и "государственного" права. Причем в каждом из этих направлений не было единства не только по вопросу о предмете данной отрасли права, но и о её названии. Некоторые сторонники переименования государственного права в конституционное считали, что название не имеет существенного значения. Другие, напротив, полагали, что данный вопрос имеет принципиальный характер. Они ссылались, в частности, на то, что всякое право есть система норм, установленных или санкционированных государством, и в этом смысле государственное. Говорилось также о целесообразности разделения государственного и конституционного права и об образовании отдельных дисциплин.

Вопрос о названии рассматриваемой отрасли не решён и сегодня. Существуют различные названия учебных курсов, учебников и учебных пособий, кафедр ВУЗов и подразделений научных заведений.

Приобретая характер "вечной", данная проблема по мнению Н.А.Богдановой связана, во-первых, с различными подходами к объёму правового регулирования рассматриваемой отрасли права и, во-вторых, с неодинаковой позицией по вопросу о значимости для характеристики отрасли и науки существенных сторон общественного и государственного строя. Кроме того, в качестве аргумента в споре приводится такой формальный момент, как отражение в наименовании отрасли названия её основного источника. В определенной степени исторические и правовые традиции играют роль в выборе имени отрасли и науки: государственное или конституционное.

При обсуждении актуальных проблем науки конституционного права в Институте законодательства и сравнительного правоведения центральное место в дискуссии занял вопрос о понятии конституционного права и названии отрасли. В частности В.А. Кикоть отметил, что конституционное право не синоним и не новый этап развития государственного права. По мнению В.А. Кикотя, спор о конституционном или государственном праве становится терминологическим и теряет значение, когда цивилизованное государство становится демократическим, социальным. Он высказался за выделение из государственного конституционного права как самостоятельной отрасли.

Профессор Н.А.Михалёва, полемизируя с В.А. Кикотем, показала идентичность объекта правового регулирования, структуры норм и системы институтов государственного и конституционного права, видя в этом беспочвенность и бесперспективность отделения от государственного права конституционного. Даже, она отметила, что дробление государственного права обесценит его содержание, которое в условиях демократизации государства и общества существенно меняется, гуманизируется, утрачивает идеологическую окраску. Конституционное регулирование было и остаётся органической составной частью государственно-правового регулирования.

Профессор И.П.Ильинский видит разницу между конституционным и государственным правом в том, что конституционное право вбирает в себя нормы, относящиеся к разным отраслям права. Он считает малопродуктивным возобновлять спор о государственном или конституционном праве.

Итак, мнения о названии рассматриваемой отрасли разделились, впрочем, также как в недалёком прошлом. В каждом из рассуждений есть свои рациональные посылки. На наш взгляд, удачный выход из создавшейся проблемы находит Н.А.Богданова, отмечая, что оценочный подход позволяет отразить в названии отрасли и науки не только формальную, но и содержательную сторону предмета регулирования и исследования. Развитое конституционное право Н.А.Богданова видит лишь в конституционном государстве, являющимся реальным воплощением государства правового. Далее делается вывод: "Качественные признаки демократического государства определяют название отрасли, занимающей ведущее место в его правовой системе, а конституционное право представляет собой особый качественный этап в развитии государственного права".

В зарубежной практике называется ещё один аргумент в выборе названия рассматриваемой отрасли - формальное и фактическое определение приоритета во взаимосвязи государства и права. Если первенствующая роль признаётся за государство, то соответствующая отрасль должна называться государственным правом. Нормативное же закрепление идеи правового государства, подчинения государства праву, верховенство конституции и закона, последовательное обеспечение этих юридических провозглашений отражаются в наименовании отрасли - "конституционное право".

Сегодня лишь небольшая группа стран пользуется термином "государственное право", подавляющее же их большинство обозначает основополагающую отрасль системы права термином "конституционное право".

Конечно, для Российской Федерации в современный период названии отрасли "Конституционное право России" является в определенной степени условным, что объясняется незавершенностью конституционной реформы, а именно: сложностью воплощения объявленных на высшем правовом уровне - в Конституции РФ 1993 года демократических начал в государственную практику. Вместе с тем, поддерживая многих ученых, также рассчитывая на перспективу демократических преобразований, способных обеспечить стабильность конституционного строя России, термин "российское конституционное право" вполне обоснован, его допустимо и целесообразно использовать в наименовании соответствующих отрасли, науки, учебных курсов.

Каждая отрасль права имеет свой предмет регулирования, который является первоначальным и основным критерием деления системы права на отрасли.

В общей теории права под предметом правового регулирования понимаются волевые общественные отношения, регулируемые правом, а также те виды и уровни деятельности, которые объективно требуют правового регулирования или те общественные отношения, которые подвергаются правовому регулированию.

Самостоятельность и специфика конституционного права России обусловливается в первую очередь особым предметом правового (конституционного) регулирования, то есть теми специфическими общественными отношениями, которые регулируются его нормами. В наиболее общем виде предмет конституционного права России составляют общественные отношения, которые образуют основу всего устройства общества и государства и непосредственно связаны с установлением, осуществлением, передачей государственной власти в различных формах; установлением пределов государственной власти; гарантированием прав и свобод человека и гражданина. Это отношения между человеком, обществом и государством и основополагающие отношения, определяющие устройство государства и его функционирование.

Из вышеотмеченного можно выделить следующие конкретные группы общественных отношений, которые входят в предмет конституционного права Российской Федерации:

1.Общественные отношения, вытекающие из основ конституционного строя Российской Федерации.

Эти отношения характеризуются тем, что содержат:

1) главные принципы общества и государства;

2) механизм реализации власти многонационального народа Российской Федерации;

3) основы социальной политики Российской Федерации;

4) основы экономической системы России;

5) основы политической системы Российской Федерации.

2.Общественные отношения, вытекающие из основ правового статуса личности.

Конституционные нормы регулируют отношения, связанные:

1) с принципами правового статуса человека и гражданина;

2) с гражданством Российской Федерации;

3) с основными правами, свободами и обязанностями человека и гражданина Российской Федерации;

4) с юридическими гарантиями по обеспечению основных прав и свобод.

3.Общественные отношения, вытекающие из федеративного устройства России.

Здесь, общественные отношения характеризуют:

1) структуру Российского государства;

2) статус и компетенцию России и субъектов Российской Федерации;

3) государственные символы России;

4) систему органов исполнительной власти "по горизонтали" (центр - регионы).

4.Общественные отношения, выражающие принципы организации и деятельности органов государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации.

Эти отношения характеризуются тем, что содержат:

1) принципы выборов Президента Российской Федерации; его статус и компетенцию; порядок отрешения от должности;

2) механизм формирования парламента России - Федерального Собрания; полномочия его палат: Совета Федераций и Государственной Думы; процедуру принятия законов;

3) механизм формирования Правительства Российской Федерации; его компетенцию и ответственность;

4) структуру и принципы деятельности судебной власти;

5) принцип формирования и деятельности местного самоуправления в России.

Представляется, что обозначенные группы общественных отношений являются наиболее важными составляющими предметом конституционного регулирования.

Содержание коституционно-правовых отношений, их особенности и виды будут рассмотрены в последующих вопросах лекции. Кроме того, современная политическая и экономическая системы усложнились и будут развиваться дальше, что повлечёт за собой расширение предмета конституционного регулирования.

1. Белкин А.А. Наименование отрасли: государственное и конституционное право// Правоведение.2007.№4

2. Богданова, Н.А. Целостность и структура науки конституционного права / Н.А. Богданова // Российский юридический журнал. – 2001. – С. 10 – 19.

3. Богданова, Н.А. Система науки конституционного права / Н.А. Богданова. – М.: ЮРЛИТ, 2001. – 280 с.

4. Богданова, Н.А. Понятие науки конституционного права: опыт аналитического и систематического подходов к построению их системы / Н.А. Богданова // Вестник Московского государственного университета. Сер. 2, Право. – 1999. – № 5. – С. 3 – 22.

5. Богданова Н.А. К новой концепции преподавания конституционного права. Государство и право. 2004. №7. С.11-12.

6. Бойцова В., Бойцова Л., Ломовский В. Конституционное право в российской правовой системе. Общественные науки и современность. 1993, №7., С.38.

7. Ковалевский М.М. Общее конституционное право. Лекция. С.П.б., 1908,С.3-6; Лазаревский Н.И. Русское государственное право. Изд. 3-е.С.П.б. - 1913.Т.1. Конституционное право. - С.88.

8. Кокотов А.Н. Конституционное право в российском праве: понятие, значение и

9. Конституционное право Российской Федерации. Учебник для студентов юридических вузов и факультетов. Баглай М.В.-М. Норма-Инфра-М, 2009,-741 с.

10. Кутафин, О.Е. Источники конституционного права Российской Федераци / О.Е. Кутафин. – М.: ЮРЛИТ, 2002. – 348 с.

11. Кутафин, О.Е. Предмет конституционного права / О.Е. Кутафин. – М.: ЮРЛИТ, 2001. – 443 с.

12. Лучин В.О. Тенденции развития советского государственного права. М. 1976.

13. Страшун Б.А. К вопросу о понятии конституционного права // Журнал российского права. 2006. №10.

14. Фарбер Е.И., Ржевский В.А. Вопросы теории советского конституционного права. Саратов. - 1967.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Конституционное право
2010 год 35 стр.
Курсовая Конституционный Суд
diplomstud
Курсовая работа Конституционное право
2014 год 28 стр.
Курсовая Приобретение российского гражданства и выход из него
VAshueva
Курсовая работа Конституционное право
2011 год 35 стр.
Курсовая Формирование и функционирование гражданского общества
diplomstud
Курсовая работа Конституционное право
2013 год 25 стр.
Курсовая Конституционные свободы и обязанности человека и гражданина в России
Telesammit
Курсовая работа Конституционное право
2014 год 42 стр.
Курсовая Институт президента РФ
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское