Тема курсовой работы: «Понятие, предмет конституционного права Российской Федерации».
Нормы конституционного права РФ закрепляют и регулируют, главным образом, важнейшие общественные отношения, составляющие основы конституционного строя, правового положения личности, государственного устройства, организации и деятельности органов государства и местного самоуправления. При этом нормы конституционного права могут одновременно входить и в другие отрасли права в качестве основы, на которой строится соответствующая отрасль. Например, ст. 37 Конституции РФ, закрепляющая свободу труда и право на труд, содержит, прежде всего, нормы конституционного права, но в то же время представляет собой основу отрасли, именуемой "трудовое право". Отсюда - ведущая роль конституционного права РФ в системе российского права.
Рассматривая же предмет конституционного права РФ, следует иметь в виду, что нормы конституционного права, в отличие от других отраслей права, охватывают практически все сферы общественных отношений, поэтому важно понять, что критерий, позволяющий выделить этот предмет, заключается главным образом в значимости регулируемых отношений. Однако встречаются и такие нормы конституционного права, которые регулируют менее значимые отношения (например, между депутатами в парламенте), не регулируемые нормами иных отраслей права.
Таким образом, целью данной курсовой работы является анализ понятия и предмета конституционного права Российской Федерации.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть понятие и предмет конституционного права России;
2) проанализировать метод конституционного права России;
3) изучить науку конституционного права России;
4) исследовать категории науки конституционного права России;
5) сделать выводы по данной теме.
Глава 1. Анализ понятия и предмета конституционного права Российской Федерации
1.1 Понятие и предмет конституционного права России
Из общей теории права известно, что единая система права в любой стране объединяет различные отрасли права. Среди основных и профилирующих отраслей системы права (наряду с уголовным, гражданским и др.) особое место занимает конституционное (государственное) право.
Для того чтобы выяснить понятие, предмет, метод, место конституционного права в системе российского права, необходимо, как и при исследовании любого общественного явления, выявить сущность, специфику, соотношение названий рассматриваемой отрасли права Российской Федерации.
Дискуссия о конституционном или государственном праве восходит к началу 18 века. Это - спор между защитниками государственного права как выражения неограниченной, преимущественно монархической власти государства, с одной стороны, и сторонниками конституционного права как демократического ограничения государственного произвола с помощью конституции - с другой.
Государственное или конституционное право - этот вопрос был объектом научного спора в досоветской государственно-правовой литературе , являлся дискуссионным в советском государствоведении. В 60-х годах нынешнего столетия в СССР возобновилась дискуссия о предмете государственного (конституционного) права. Авторы данных основных концепций - В.Коток и А.Лепешкин - отстаивали противоположные подходы к определению предмета этой отрасли права и науки. В.Ф.Коток защищал позицию широкого понимания государственного права, отождествляя государственно-правовое регулирование с конституционным регулированием. Эта точка зрения была уязвимой в том отношении, что предмет государственного (конституционного) права не является узко-юридическим. А.И.Лепешкин включал в предмет государственного права те отношения, которые связаны с осуществлением государственной власти, то есть конституционное регулирование, по его мнению, включает нормы права, политики. В дальнейшем, выяснению специфики предмета регулирования государственного (конституционного) права как особой отрасли права было посвящено множество исследований, где высказывались различные взгляды.
В течение 60-х,70-х годов эти различия в основном приняли форму полемики сторонников "конституционного" и "государственного" права. Причем в каждом из этих направлений не было единства не только по вопросу о предмете данной отрасли права, но и о её названии. Некоторые сторонники переименования государственного права в конституционное считали, что название не имеет существенного значения. Другие, напротив, полагали, что данный вопрос имеет принципиальный характер. Они ссылались, в частности, на то, что всякое право есть система норм, установленных или санкционированных государством, и в этом смысле государственное. Говорилось также о целесообразности разделения государственного и конституционного права и об образовании отдельных дисциплин.
Вопрос о названии рассматриваемой отрасли не решён и сегодня. Существуют различные названия учебных курсов, учебников и учебных пособий, кафедр ВУЗов и подразделений научных заведений.
Приобретая характер "вечной", данная проблема по мнению Н.А.Богдановой связана, во-первых, с различными подходами к объёму правового регулирования рассматриваемой отрасли права и, во-вторых, с неодинаковой позицией по вопросу о значимости для характеристики отрасли и науки существенных сторон общественного и государственного строя. Кроме того, в качестве аргумента в споре приводится такой формальный момент, как отражение в наименовании отрасли названия её основного источника. В определенной степени исторические и правовые традиции играют роль в выборе имени отрасли и науки: государственное или конституционное.
При обсуждении актуальных проблем науки конституционного права в Институте законодательства и сравнительного правоведения центральное место в дискуссии занял вопрос о понятии конституционного права и названии отрасли. В частности В.А. Кикоть отметил, что конституционное право не синоним и не новый этап развития государственного права. По мнению В.А. Кикотя, спор о конституционном или государственном праве становится терминологическим и теряет значение, когда цивилизованное государство становится демократическим, социальным. Он высказался за выделение из государственного конституционного права как самостоятельной отрасли.
Профессор Н.А.Михалёва, полемизируя с В.А. Кикотем, показала идентичность объекта правового регулирования, структуры норм и системы институтов государственного и конституционного права, видя в этом беспочвенность и бесперспективность отделения от государственного права конституционного. Даже, она отметила, что дробление государственного права обесценит его содержание, которое в условиях демократизации государства и общества существенно меняется, гуманизируется, утрачивает идеологическую окраску. Конституционное регулирование было и остаётся органической составной частью государственно-правового регулирования.
Профессор И.П.Ильинский видит разницу между конституционным и государственным правом в том, что конституционное право вбирает в себя нормы, относящиеся к разным отраслям права. Он считает малопродуктивным возобновлять спор о государственном или конституционном праве.
Итак, мнения о названии рассматриваемой отрасли разделились, впрочем, также как в недалёком прошлом. В каждом из рассуждений есть свои рациональные посылки. На наш взгляд, удачный выход из создавшейся проблемы находит Н.А.Богданова, отмечая, что оценочный подход позволяет отразить в названии отрасли и науки не только формальную, но и содержательную сторону предмета регулирования и исследования. Развитое конституционное право Н.А.Богданова видит лишь в конституционном государстве, являющимся реальным воплощением государства правового. Далее делается вывод: "Качественные признаки демократического государства определяют название отрасли, занимающей ведущее место в его правовой системе, а конституционное право представляет собой особый качественный этап в развитии государственного права".
В зарубежной практике называется ещё один аргумент в выборе названия рассматриваемой отрасли - формальное и фактическое определение приоритета во взаимосвязи государства и права. Если первенствующая роль признаётся за государство, то соответствующая отрасль должна называться государственным правом. Нормативное же закрепление идеи правового государства, подчинения государства праву, верховенство конституции и закона, последовательное обеспечение этих юридических провозглашений отражаются в наименовании отрасли - "конституционное право".
Сегодня лишь небольшая группа стран пользуется термином "государственное право", подавляющее же их большинство обозначает основополагающую отрасль системы права термином "конституционное право".
Конечно, для Российской Федерации в современный период названии отрасли "Конституционное право России" является в определенной степени условным, что объясняется незавершенностью конституционной реформы, а именно: сложностью воплощения объявленных на высшем правовом уровне - в Конституции РФ 1993 года демократических начал в государственную практику. Вместе с тем, поддерживая многих ученых, также рассчитывая на перспективу демократических преобразований, способных обеспечить стабильность конституционного строя России, термин "российское конституционное право" вполне обоснован, его допустимо и целесообразно использовать в наименовании соответствующих отрасли, науки, учебных курсов.
Каждая отрасль права имеет свой предмет регулирования, который является первоначальным и основным критерием деления системы права на отрасли.
В общей теории права под предметом правового регулирования понимаются волевые общественные отношения, регулируемые правом, а также те виды и уровни деятельности, которые объективно требуют правового регулирования или те общественные отношения, которые подвергаются правовому регулированию.
Самостоятельность и специфика конституционного права России обусловливается в первую очередь особым предметом правового (конституционного) регулирования, то есть теми специфическими общественными отношениями, которые регулируются его нормами. В наиболее общем виде предмет конституционного права России составляют общественные отношения, которые образуют основу всего устройства общества и государства и непосредственно связаны с установлением, осуществлением, передачей государственной власти в различных формах; установлением пределов государственной власти; гарантированием прав и свобод человека и гражданина. Это отношения между человеком, обществом и государством и основополагающие отношения, определяющие устройство государства и его функционирование.
Из вышеотмеченного можно выделить следующие конкретные группы общественных отношений, которые входят в предмет конституционного права Российской Федерации:
1.Общественные отношения, вытекающие из основ конституционного строя Российской Федерации.
Эти отношения характеризуются тем, что содержат:
1) главные принципы общества и государства;
2) механизм реализации власти многонационального народа Российской Федерации;
3) основы социальной политики Российской Федерации;
4) основы экономической системы России;
5) основы политической системы Российской Федерации.
2.Общественные отношения, вытекающие из основ правового статуса личности.
Конституционные нормы регулируют отношения, связанные:
1) с принципами правового статуса человека и гражданина;
2) с гражданством Российской Федерации;
3) с основными правами, свободами и обязанностями человека и гражданина Российской Федерации;
4) с юридическими гарантиями по обеспечению основных прав и свобод.
3.Общественные отношения, вытекающие из федеративного устройства России.
Здесь, общественные отношения характеризуют:
1) структуру Российского государства;
2) статус и компетенцию России и субъектов Российской Федерации;
3) государственные символы России;
4) систему органов исполнительной власти "по горизонтали" (центр - регионы).
4.Общественные отношения, выражающие принципы организации и деятельности органов государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации.
Эти отношения характеризуются тем, что содержат:
1) принципы выборов Президента Российской Федерации; его статус и компетенцию; порядок отрешения от должности;
2) механизм формирования парламента России - Федерального Собрания; полномочия его палат: Совета Федераций и Государственной Думы; процедуру принятия законов;
3) механизм формирования Правительства Российской Федерации; его компетенцию и ответственность;
4) структуру и принципы деятельности судебной власти;
5) принцип формирования и деятельности местного самоуправления в России.
Представляется, что обозначенные группы общественных отношений являются наиболее важными составляющими предметом конституционного регулирования.
Содержание коституционно-правовых отношений, их особенности и виды будут рассмотрены в последующих вопросах лекции. Кроме того, современная политическая и экономическая системы усложнились и будут развиваться дальше, что повлечёт за собой расширение предмета конституционного регулирования.
1. Белкин А.А. Наименование отрасли: государственное и конституционное право// Правоведение.2007.№4
2. Богданова, Н.А. Целостность и структура науки конституционного права / Н.А. Богданова // Российский юридический журнал. – 2001. – С. 10 – 19.
3. Богданова, Н.А. Система науки конституционного права / Н.А. Богданова. – М.: ЮРЛИТ, 2001. – 280 с.
4. Богданова, Н.А. Понятие науки конституционного права: опыт аналитического и систематического подходов к построению их системы / Н.А. Богданова // Вестник Московского государственного университета. Сер. 2, Право. – 1999. – № 5. – С. 3 – 22.
5. Богданова Н.А. К новой концепции преподавания конституционного права. Государство и право. 2004. №7. С.11-12.
6. Бойцова В., Бойцова Л., Ломовский В. Конституционное право в российской правовой системе. Общественные науки и современность. 1993, №7., С.38.
7. Ковалевский М.М. Общее конституционное право. Лекция. С.П.б., 1908,С.3-6; Лазаревский Н.И. Русское государственное право. Изд. 3-е.С.П.б. - 1913.Т.1. Конституционное право. - С.88.
8. Кокотов А.Н. Конституционное право в российском праве: понятие, значение и
9. Конституционное право Российской Федерации. Учебник для студентов юридических вузов и факультетов. Баглай М.В.-М. Норма-Инфра-М, 2009,-741 с.
10. Кутафин, О.Е. Источники конституционного права Российской Федераци / О.Е. Кутафин. – М.: ЮРЛИТ, 2002. – 348 с.
11. Кутафин, О.Е. Предмет конституционного права / О.Е. Кутафин. – М.: ЮРЛИТ, 2001. – 443 с.
12. Лучин В.О. Тенденции развития советского государственного права. М. 1976.
13. Страшун Б.А. К вопросу о понятии конституционного права // Журнал российского права. 2006. №10.
14. Фарбер Е.И., Ржевский В.А. Вопросы теории советского конституционного права. Саратов. - 1967.