Введение
Глава 1. Общая характеристика института Президентства в России
1.1 Становление и развитие института Президентства в России
1.2 Место Президент РФ в системе органов государственной власти
Глава 2. Элементы конституционно-правового статуса Президента РФ
2.1 Полномочия Президента РФ как главы государства
2.3 Акты Президента, их юридическая сила
Заключение
Список литературы
Тема курсовой работы – «Компетенция Президента РФ».
В правовом государстве статус главы государства максимально точно определяется конституцией и принимаемыми на ее основе законами. Устойчивость конституционного строя, гражданский мир и реальность свободы народа в решающей степени зависят от баланса и гармонии между поведением главы государства и других органов власти.
Конституционный статус реализуется в нормах конституции, определяющих функции и полномочия главы государства. Эти два понятия очень близки друг другу, но не тождественны. Под функциями понимаются наиболее важные общие обязанности главы государства, вытекающие из его положения в системе органов государственной власти. Полномочия же вытекают из функций, и состоят из конкретных прав и обязанностей главы государства по вопросам, отнесенным к его компетенции. В той мере, в какой функции и полномочия присущи исключительно главе государства (т. е. не делятся с парламентом, правительством или судебными органами), они называются прерогативами главы государства (например, предлагать парламенту кандидатуру на пост главы правительства или присваивать высшие воинские звания и т. д.).
Функции главы государства не могут быть конкретизированы полномочиями в полном объеме. Поэтому у главы государства всегда есть не раскрытые в конституции полномочия, которые выявляются в экстраординарных непредвиденных условиях, получая де-факто признание парламента или опираясь на судебное толкование конституции.
Цель курсовой работы – комплексный анализ содержания компетенции Президента как главы государства и как гаранта Конституции.
Для достижения поставленных целей были сформулированы задачи:
- раскрытие природы возникновения и становления института Президента в России, структуры института российской президентуры;
- анализ основных источников, содержащих нормы института российской президентуры, в том числе правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации;
- выявление основных проблем, связанных с реализацией норм института президентуры в современной России, в том числе проблемы систематизации норм и источников института российской президентуры.
Объектом исследования является правовое регулирование деятельности Президента как высшего должностного лица и как верховного представителя государства в системе государственной власти Российской Федерации.
Предметом исследования является статус Президента Российской Федерации как комплексное правовое образование
Глава 1. Общая характеристика института Президентства в России
1.1 Становление и развитие института Президентства в России
Впервые вопрос об учреждении в СССР поста президента ставился при обсуждении Конституции СССР 1936 г. Так, в одной из внесенных к проекту Конституции поправок предлагалось избирать Председателя Президиума Верховного Совета Союза ССР не Верховным Советом СССР, а всем населением страны. Однако в своем докладе "О проекте Конституции Союза СССР" И.В. Сталин категорически отверг это предложение, отметив, что: "президент в СССР коллегиальный, - это Президиум Верховного Совета, включая и Председателя Президиума Верховного Совета, избираемого не всем населением, а Верховным Советом, и подотчетного Верховному Совету".
Таким образом, еще надолго была утверждена формула о том, что в СССР не должно быть единоличного президента, избираемого всем населением наравне с Верховным Советом, ибо такое решение противоречило бы всей системе Советской Конституции .
Президиум Верховного Совета СССР официально выполнят в течение полувека большую часть функций главы советского государства. То, что ему было не под силу, восполнялось руководителем партии.
Очередная попытка ввести в СССР институт президента была предпринята в середине 60-х гг. В 1964 г. Н. С. Хрущев внес на рассмотрение комиссии по подготовке проекта новой Конституции СССР предложение учредить пост президента. Даже была подготовлена соответствующая глава проекта Конституции СССР. С одной стороны, ее авторы стремились использовать институт президентской власти как инструмент в политической борьбе, разгоравшейся в высших эшелонах партии и государства. С другой - в меняющемся внешнеполитическом положении СССР "железный занавес", отделявший его от всего мира, начавшийся процесс демократизации партии и советского общества требовали легализации государственных полномочий лидера правящей партии, приведения их в соответствие с его реальной властью, с положениями Конституции СССР. Однако и эта попытка введения поста президента потерпела неудачу Руководство страны опасалось проводить такие либеральные реформы устройства государственной власти.
Нормативные акты
1. Конституция РФ: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. – М.: Юрид. Лит. – 1993. – 64 с.
2. Федеральный закон РФ «О выборах Президента Российской Федерации» от 10.01.2003 г. № 19-ФЗ (ред. от 24.07.2007) // Российская газета от 16.01.2003 г. - N 6 (3120).
3. Федеральный закон РФ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 06.10.1999 г. N 184-ФЗ (ред. от 08.11.2007). // Российская газета, N 206, 19.10.1999 г.
4. Федеральный закон РФ "Об общих принципах местного самоуправления в РФ" от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ (ред. от 08.11.2007). // Парламентская газета, N 186, 08.10.2003 г.
5. Федеральный закон РФ «О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи» от 12.02.2001 г. N 12-ФЗ (ред. от 24.07.2007). // Собрание законодательства РФ", 12.02.2001 г., N 7. - Ст.617.
Научная литература
6. Авакьян С.А. Президент РФ: эволюция конституционно-правового статуса. // Вестник Московского университета. Сер. 11. Право. – 1998, № 1. – С. 25-26.
7. Бобылева К.Н. Взаимодействие Президента с федеральными органами исполнительной власти РФ. // Административное право и процесс, 2007, N 2. – С. 11.
8. Баглай М.В. Конституционное право РФ. – М., 2000. – С. 420.
9. Глотов С. России-Президента. // Народный депутат. – 1990, № 12. – С. 12.
10. Горбачев-Ельцин: 1500 дней политического противостояния. / Сост. Л. Доброходов. – М., 1992. – С. 401-403.
11. Голощапов А.М. Послания Президента РФ - конституционная основа формирования государственно-правовой стратегии РФ. // Право и политика. 2004. N 6. - С. 4-11.
12. Зыкова, Н. С. Отрешение от должности Президента РФ и участие в этой процедуре Конституционного Суда РФ / Н. С. Зыкова // Конституционное и муниципальное право. – 2010. – N 10. – С. 29.
13. Калинина Л.А. Принцип разделения властей - политико-правовая основа осуществления и реализации исполнительной власти в Российской Федерации: история и современность. - М., 2005. N 3(33). - С. 186.
14. Калинин А.Ю. Принцип разделения властей и особенности правообразования в России // Юридический мир. 2009. № 8.- С.45- 49
15. Конституция РФ. Комментарий. / Под ред. Б.Н. Топорнина. – М., 1994. – С. 399.
16. Колесников Е.В. Источники российского конституционного права. – М., 1998. – С. 117.
17. Конституционное право. / Под ред. Лазарева В.В. – М., 1998. – С. 386.
18. Козлова Е.И. Президент России. // Человек и закон. – 1994, № 5. – С. 9.
19. Лазарев Б.М. Президент СССР. // Советское государство и право. – 1992, № 7. – С. 4.
20. Лучин В.О., Мазуров А.В. Указ Президента РФ. – М., 2000. – С. 19.
21. Мордкович С.В., Мещеряков А.Н. Институт президентства в РФ (конституционно-правовая характеристика). – Челябинск, 2003. – С. 35-39.
22. Окуньков Л.А. Президент РФ. Конституция и политическая практика. – М., 1996. – С. 14.
23. Окуньков Л.А. Вето Президента // Журнал российского права. 1998. N 2. - С. 11 - 28.
24. Правоприменение в советском государстве. – М., 1985. – С. 11.
25. Радченко В.И. Чрезвычайное и военное положение в России. Конституционно-правовые проблемы//Вестник Саратовской государственной академии права. 1998. N 3. - С. 111.
26. Россия на рубеже эпох: Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 30 марта 1999 г. // Российская газета. 1999. 31 марта.
27. Румянцев О.Г. Основы конституционного строя России (понятие, содержание, вопросы становления). – М., 1994. – С. 188.
28. Снежко О.А. Президент РФ – гарант прав и свобод граждан. // Право и политика, 2005, N 2. – С. 8.
29. Суворов В. Институт главы государства: юридическая природа и положение в системе власти. // Право и жизнь. – М., 1998, № 13. – С. 55-56.
30. Хабриева Т.Я., Чиркин В.Е. Теория современной конституции. – М.: Норма, 2010.
31. Щукин А.С. Конституционно-правовые основы участия Президента РФ в законодательном процессе. – Оренбург, 1999. – С. 16-17.