Введение
Глава 1. Правовая природа законодательных органов
1.1. Правовые основы законодательных органов Российской Федерации
Глава 2. Система законодательных органов России
2.1. Совет Федерации как законодательный орган: направления и перспективы развития
2.2. Государственная Дума: конституционно-правовой статус
Глава 3. Проблемы и перспективы компетенции законодательных органов
Заключение
Список литературы
Тема представляемой курсовой работы: «Законодательные органы государства».
Проблема разделения властей в общем, и законодательной власти, в частности, с древнейших времен привлекала внимание людей различных слоев.
Современный цивилизованный мир придерживается тенденции, в соответствии с которой власть в стране делиться на законодательную, исполнительную и судебную. Россия не является исключением.
Так, в ст. 110 Конституции Российской Федерации закреплено, что Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации. Ст. 118 Конституции устанавливает, что правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом, выделяя тем самым судебную ветвь власти, и, наконец, ст. 94 определяет, что Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации - является представительным и законодательным органом Российской Федерации (это законодательная ветвь власти).
При написании данной курсовой работы были поставлены следующие задачи:
1) определить правовую природу законодательных органов
2) охарактеризовать систему законодательных органов, их конституционно-правовой статус и компетенцию
3) проанализировать проблемы и перспективы компетенции законодательных органов
Глава 1. Правовая природа законодательных органов
1.1. Правовые основы законодательных органов Российской Федерации
В сфере организации системы органов государственной власти основной целью законодательной деятельности была реализация конституционных принципов разделения властей и единства государственной власти. Государственной Думой созданы основы правового регулирования порядка формирования и функционирования органов законодательной, исполнительной и судебной власти.
На основе и во исполнение Конституции Российской Федерации был принят Федеральный конституционный закон "О Правительстве Российской Федерации" (1997 г.), определивший полномочия Правительства Российской Федерации, порядок его организации и функционирования, основы взаимоотношений с иными органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Рассматривая взаимодействие Президента Российской Федерации и Федерального Собрания Российской Федерации, следует отметить, что в основном оно осуществляется в рамках законодательного процесса. На сегодня актуальна задача создания механизма реализации норм Конституции Российской Федерации, обязывающих Президента подписывать законы, на которые не может быть наложено вето, например федеральные конституционные законы или федеральные законы, уже отклоненные Президентом, но в отношении которых отлагательное вето Президента было преодолено в установленном порядке. Решением этой проблемы могло бы стать наделение одного из федеральных органов государственной власти помимо Президента Российской Федерации (например, Конституционного Суда Российской Федерации) правом опубликования, введения в действие законов, которые обязан был подписать и обнародовать Президент Российской Федерации. Однако следует отметить, что введение подобного механизма потребует изменения норм федеральной Конституции, а также принятия специальных нормативных актов.
1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.)// Российская газета от 25 декабря 1993.
2. Федеральный конституционный закон "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" //СЗ РФ. 1997. N 9.
3. ФКЗ от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации". - СЗ РФ, 1994, N 13, ст. 1447.
4. Федеральный закон "О порядке предоставления Российской Федерацией военного и гражданского персонала для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности" СЗ РФ, 1995, N 26, ст. 2401
5. ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации" от 31 декабря 1999 г. N 228-ФЗ // СЗ РФ, 2000, N 1
6. Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" (с изменениями от 10 февраля, 19 ноября 1999 г., 2 января, 27 декабря 2000 г., 29, 30 декабря 2001 г., 28 июня, 25 июля 2002 г.) // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 8.
7. Указ от 17 сентября 1995 г. N 951 "О выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и в органы местного самоуправления" // СЗ РФ. 1995. N 39. Ст. 3753,
8. Регламент Совета Федерации, утвержденный постановлением Совета от 6 февраля 1996 г. N 42-СФ "О Регламенте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" // СЗ РФ, 1996, N 7, ст. 655.
9. ВКС. 1999. N 2.
10. Н.А.Васецкий, Ю.К.Краснов. Российское законодательство на современном этапе. Государственная Дума в формировании правового пространства России (1994-2003) - Издание Государственной Думы РФ, М., 2003
11. Комментарий к Конституции Российской Федерации (под общ. ред. Карповича В.Д.)
12. Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации (Отв. ред. В.В.Лазарев)- СПС "Гарант", 2003 г.. Комментарий к статье 103
13. Полуян Л.Я. Совет Федерации: направления и перспективы развития парламентаризма // "Гражданин и право", NN 9/10, 11/12, сентябрь-октябрь, ноябрь-декабрь 2002 г.
14. Перспективы перераспределения полномочий между Президентом, Правительством и Федеральным Собранием (Л.А. Окуньков, "Законодательство", N 9, сентябрь 2000 г.)
15. Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации (под ред. Окунькова Л.А.) - М.: Издательство БЕК, 1994 г.
16. Радченко В.И. Президент в конституционном строе Российской Федерации. Саратов, 2000. С. 129.
17. Сравнительное конституционное право / Под ред. В.Е. Чиркина. М., 1996. С. 399.