Введение
Глава 1. Теоретические основы национализма
1.1 Понятие и сущность национализма
1.2 Виды национализма и причины его возникновения
Глава 2. Анализ борьбы с националистическими движениями в императорской России
2.1 Генезис русского национализма
2.2 Русский национализм и войны императорской России
Заключение
Список литературы
Считается, что именно национализм подорвал и стер с карты Земли такие великие мировые империи, как Османская, Австро-Венгерская, Российская, Британская. Необходимо отметить, что многие великие успехи в науке и технике, литературе и искусстве были в значительной мере обусловлены национализмом.
Задачу притягательности национализма пытались решить многие умы. Проблеме национализма, поискам его корней и истоков, раскрытию природы и сущности этого явления посвящены сотни книг, и, тем не менее, нельзя утверждать, что эта загадка раскрыта.
Таким образом, целью курсовой работы является анализ националистических движений и борьбы с ними в императорской России.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
1) дать понятие и раскрыть сущность национализма;
2) рассмотреть виды национализма и причины его возникновения;
3) проанализировать генезис русского национализма;
4) исследовать русский национализм и войны императорской России.
Глава 1. Теоретические основы национализма
1.1 Понятие и сущность национализма
Национализм появился в России во второй половине XVIII века, в связи с интересом образованных кругов высшего общества к течениям западноевропейской философии и политической мысли. Поначалу под нацией понималась культурная и интеллектуальная элита (преимущественно дворянство) в рамках существующего порядка. Например, в своём предисловии к трагедии «Дмитрий Самозванец» (1771 г.) А. Сумароков называет основой русской нации то, что удел рабов — послушание, царя — власть, а «сынов отечества» (то есть, элиты) — забота о государстве. Национализм трактовался в духе примордиализма, что стимулировало интерес к истокам России и её культуре.
В работах американских ученых середины 20 века (таких, как Г.Кон, Ф.Нортон, В.Эбенштейн и др.) восхваляется дух свободы, терпимости и компромисса, будто бы свойственный англо-саксонскому или американскому национализму. В ряде зарубежных теорий национализм служит основой для анализа исторического процесса. В них он выдвигается на первый план в качестве движущей силы истории, в противовес классовой борьбе, взаимоотношениям и борьбе между нациями.
Американский профессор Б.Шейфер определяет национализм («групповую лояльность»), выдвигая несколько положений, которые описывают базовые атрибуты национализма. Положения включают следующее:
1. Определенная территория, населенная каким-либо народом или желаемая им.
2. Народ, называемый нацией, имеющий общую культуру и способный к свободному общению внутри себя.
3. Любовь к общей земле, языку и исторической культуре.
4. Общее независимое государство или стремление иметь таковое.
5. Разделяемая всеми вера в общее происхождение и историю.
6. Предпочтительное и более уважительное отношение к соотечественникам, нежели к инородцам.
7. Присущее всем чувство гордости за прошлые и настоящие достижения, равно как разделяемая всеми скорбь по бедам и несчастьям.
8. Безразличие или враждебное чувство к другим народам.
9. Преданность ассоциации, называемой нацией.
10. Разделяемая всеми надежда на будущее процветание нации и ее членов.
Хейс, «отец» американских академических исследований национализма, рассматривал последний как «современный эмоциональный сплав двух очень старых явлений – национальной принадлежности и патриотизма». Ганс Кон определял национализм как «состояние ума», «акт сознания преобладающего большинства какого-либо народа», признающего «национальное государство в качестве идеальной формы организации народа». Для Кона национализм включает в себя веру в то, что человек должен проявлять «высшую преданность» своему народу. Современный российский исследователь Виктор Строганов также разделяет понимание национализма как патриотическое чувство. Он отмечает, что именно такой национализм пронизывает всю историю российского государства.
Рассмотрев определения национализма некоторых американских исследователей, можно сделать вывод, что для них национализм – это чувство, национальное чувство. Стоит отметить, что это чувство неотделимо от культуры предков и любви к родине; можно сказать, что это чувство - патриотизм. И если национализм тождественен патриотизму и национальному чувству, то он присущ всем временам и народам, и бороться с ним или осуждать его было бы равносильно борьбе с другими свойственными человеку чувствами. Но нельзя не сказать, что национализм – это социальное явление и непостоянное, его порождает народ в какие-то периоды своего развития, он связан с какими-то событиями, поворотами в его социальной жизни. Именно поэтому национализм хоть и связан с социальным чувством того или иного народа, он не тождественен ему.
Рассмотрим второй подход к определению национализма. Марксистские взгляды на проблему национализма (как и на другие социальные проблемы) связаны с классовой борьбой, составляющей для марксистов главную движущую силу общественного развития. Рассмотрим некоторые определения.
Национализм:
1. Реакционная буржуазная и мелкобуржуазная идеология и политика, направленная на разжигание национальной вражды под лозунгом защиты своих национальных интересов, национальной исключительности и практически служащая интересам эксплуататорских классов.
2. В порабощенных и зависимых странах – движение, направленное на борьбу против империализма, за национальную независимость.
Таким образом, национализм – буржуазная и мелкобуржуазная идеология и политика, а также психология в национальном вопросе, противоположная пролетарскому интернационализму. Основа национализма – идея национального превосходства и национальной исключительности, трактовка нации как высшей внеисторической и надклассовой формы общности. В условиях развитого капитализма – идейное знание буржуазии в борьбе против феодализма и национального гнета, в эпоху империализма – орудие империалистической и колониальной политики, сближается с расизмом, приобретает антикоммунистическую направленность. Такое определение национализму дают марксисты.
Здесь национализм рассматривается как идеология и политика класса буржуазии в сфере национальных отношений. Отличительная черта этой группы определений от предыдущей заключается в том, что в последней национализму приписывается идея национального превосходства и национальной исключительности, что сводит национализм к одной, крайней форме его выражения типа фашистской идеи нацизма. Стоит отметить, что большинство исторических форм нацизма в прошлом и настоящем не всегда были связаны с идеей превосходства. Последняя больше связана с расизмом.
Именно расизм – это совокупность антинаучных концепций, основу которых составляют положения о физической и психологической неравноценности человеческих рас и о решающем влиянии расовых различий на историю и культуру общества, об исконном разделении людей на высшие и низшие расы, из которых первые якобы являются единственными создателями цивилизации, призванными к господству, а вторые не способны к созданию и даже усвоению высокой культуры и обречены на эксплуатацию. Выдвинув первую расистскую концепцию, француз Ж.А. Габино объявил арийцев «высшей расой».
Таким образом, национализм – это идеология и политика государств, партий, иных союзов, организаций и групп, которые в качестве главного средства для достижения своих целей используют как национальные, так и патриотические чувства. Необходимо отметить и цели национализма как идеологии или политики. Они могут быть самыми разными:
- борьба против реального или предполагаемого национального угнетения со стороны других народов;
- консолидация народа с целью оформления его в самостоятельное государство;
- мобилизация общества против реальной или предполагаемой внешней угрозы (военной, экономической, политической и т.д.)
Всякая идеология требует наличия противника, и национализм без такового не может существовать, такой противник составляет питательную почву национализма.
1. Андерсон Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма / Пер. с англ. В. Николаева; Вступ. ст. С. Баньковской. М.: Канон-Пресс, 2001.
2. Буровский А. Крах империи. М.: АСТ, 2004.
3. Бызов Л. Г. Придут ли к власти радикальные русские националисты? // Вестник российской академии наук. 2005. Т. 75. № 7. С. 635—637.
4. Дугин А.Г. Испытание национализмом. – Правда, 31 мая, 2006.
5. Дугин А.Г. Философия политики. М.: Арктогея, 2004.
6. Емельянов В. Десионизация, М.: Русская Правда, 2001.
7. Ильин И. О русском национализме. М., 2006.
8. Ларионов В. Расовые и генетические аспекты этнической истории русского народа. М., 2002.
9. Малахов В.С. Понаехали тут. Очерки о национализме, расизме и культурном плюрализме. М.: Новое литературное обозрение, 2007.
10. Малахов В.С. Скромное обаяние расизма // Знамя. 2000. №6.
11. Меньшиков М.О. Письма к русской нации. М., 2000.
12. Миллер А. Национализм и империя. М.: ОГИ, 2005.
13. Поздняков Э.А. Нация. Национализм. Национальны интересы. - М.,2004. С.56
14. Соловей В. За спиной — стенка. Проблемы и перспективы русского национализма. 13 декабря 2007.
15. Соколов М. Национализм и либерализм.//Эксперт, №1(402), 12.01.2004. С.96.
16. Севастьянов А. Н. Время быть русским! М., 2004.
17. Шафаревич И. Русофобия. М.: Эксмо, 2005.