Тема курсовой работы – «Президент Российской Федерации: конституционный статус и политическая практика».
В правовом государстве статус главы государства максимально точно определяется конституцией и принимаемыми на ее основе законами. Устойчивость конституционного строя, гражданский мир и реальность свободы народа в решающей степени зависят от баланса и гармонии между поведением главы государства и других органов власти.
Конституционный статус реализуется в нормах конституции, определяющих функции и полномочия главы государства. Эти два понятия очень близки друг другу, но не тождественны. Под функциями понимаются наиболее важные общие обязанности главы государства, вытекающие из его положения в системе органов государственной власти. Полномочия же вытекают из функций, и состоят из конкретных прав и обязанностей главы государства по вопросам, отнесенным к его компетенции. В той мере, в какой функции и полномочия присущи исключительно главе государства (т. е. не делятся с парламентом, правительством или судебными органами), они называются прерогативами главы государства (например, предлагать парламенту кандидатуру на пост главы правительства или присваивать высшие воинские звания и т. д.).
Характеризуя конституционный статус Президента, необходимо помнить важную особенность его положения как главы федеративного государства. Он выполняет функцию "Президента всех россиян" независимо от того, как проголосовало большинство избирателей в том, или ином регионе. Федеральное Собрание представляет многонациональный народ России в лице своих избирателей, т. е. население избирательных округов и регионов, и отсюда неизбежность известной несогласованности выражаемых депутатами парламента интересов. Но Президент РФ, получая свой мандат на прямых всеобщих выборах, представляет совокупные, т. е. общие, интересы всего народа и всей России. Вот почему неправомерны какие-либо его действия в интересах одних регионов при безразличии к другим. Президент РФ как глава федеративного государства вправе контролировать президентов республик и глав администраций других субъектов РФ. Он также вне интересов отдельных политических партий или каких-либо общественных объединений, это своеобразный правозащитник и "лобби" всего народа. Взаимодействие Президента и парламента должно обеспечить единство общегосударственных и региональных интересов.
Объектом исследования является правовое регулирование деятельности Президента как высшего должностного лица и как верховного представителя государства в системе государственной власти Российской Федерации.
Предмет исследования является статус Президента Российской Федерации как комплексное правовое образование, а также конституционно-правовой институт российской президентуры и источники, содержащие нормы указанного института.
Цель исследования – комплексный анализ на основе обобщения имеющегося теоретического, практического материала содержание правового статуса президента как главы государства и как гаранта Конституции.
Для достижения поставленных целей были сформулированы задачи:
- раскрытие природы возникновения и становления института Президента в России, структуры института российской президентуры;
- анализ основных источников, содержащих нормы института российской президентуры, в том числе правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации;
- рассмотрение порядка вступления в должность и прекращение полномочий Президента РФ;
- выявление основных проблем, связанных с реализацией норм института президентуры в современной России, в том числе проблемы систематизации норм и источников института российской президентуры.
Глава 1. Общая характеристика института Президентства в России
1.1. Становление и развитие института Президентства в России
Впервые вопрос об учреждении в СССР поста президента ставился при обсуждении Конституции СССР 1936 г. Так, в одной из внесенных к проекту Конституции поправок предлагалось избирать Председателя Президиума Верховного Совета Союза ССР не Верховным Советом СССР, а всем населением страны. Однако в своем докладе "О проекте Конституции Союза СССР" И.В. Сталин категорически отверг это предложение, отметив, что: "президент в СССР коллегиальный, - это Президиум Верховного Совета, включая и Председателя Президиума Верховного Совета, избираемого не всем населением, а Верховным Советом, и подотчетного Верховному Совету".
Таким образом, еще надолго была утверждена формула о том, что в СССР не должно быть единоличного президента, избираемого всем населением наравне с Верховным Советом, ибо такое решение противоречило бы всей системе Советской Конституции .
Президиум Верховного Совета СССР официально выполнят в течение полувека большую часть функций главы советского государства. То, что ему было не под силу, восполнялось руководителем партии.
Очередная попытка ввести в СССР институт президента была предпринята в середине 60-х гг. В 1964 г. Н. С. Хрущев внес на рассмотрение комиссии по подготовке проекта новой Конституции СССР предложение учредить пост президента. Даже была подготовлена соответствующая глава проекта Конституции СССР. С одной стороны, ее авторы стремились использовать институт президентской власти как инструмент в политической борьбе, разгоравшейся в высших эшелонах партии и государства. С другой - в меняющемся внешнеполитическом положении СССР "железный занавес", отделявший его от всего мира, начавшийся процесс демократизации партии и советского общества требовали легализации государственных полномочий лидера правящей партии, приведения их в соответствие с его реальной властью, с положениями Конституции СССР. Однако и эта попытка введения поста президента потерпела неудачу Руководство страны опасалось проводить такие либеральные реформы устройства государственной власти.
Новый этап в развитии советской государственности связан с так называемой "перестройкой", одним из первых шагов которой стала реорганизация высших органов государственной власти СССР.
В 1985 г. наступил новый этап в развитии российской государственности. Первым шагом политической реформы стала реорганизация высших органов государственной власти СССР. В ходе подготовки и проведения политической реформы учеными, специалистами-практиками была предложена идея создания института президента СССР. Однако сначала эта идея была отвергнута.
Юридическую основу политической реформы в стране составили два акта, принятых в 1988 году: Закон СССР "Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного закона) СССР" и "Закон о выборах народных депутатов СССР" .
В соответствии с указанными законами создавался новый орган высшей государственной власти - Съезд народных депутатов СССР, созываемый на сессии не реже одного раза в год. В период между съездами высшим органом государственной власти оставался Верховный Совет СССР, избираемый съездом из своего состава в качестве "постоянно действующего органа государственной власти СССР".
Но такая формула не решала вопрос о месте Верховного Совета "иерархии власти" Возникал вопрос: Верховный Совет - это тоже высший орган государственной власти (наряду со съездом народных депутатов), или он - "орган органа", т.е. орган съезда народных депутатов СССР. В свою очередь, Верховный Совет СССР избирал "свой орган – Президиум, то есть третью ступень пирамиды власти. При такой "двух-трехступенчатой" системе представительных органов государственной власти СССР становилась очевидной несостоятельность трактовки Президиума Верховного Совета СССР как коллегиального главы государства.
Как показывает мировая практика, особенно в переходные периоды (а СССР переживая в те времена именно такой период), очень велико значение единоличного руководителя исполнительной власти.
После введения поста Председателя Верховного Совета (учрежденного вместо должности президента) все отчетливее стало проявляться дублирование и непоследовательность в разграничении властных функций, отсутствие координации между парламентом и правительством, плохо организованная работа самого правительства и его координация с другими исполнительными структурами - государственный аппарат просто не мог нормально функционировать, требовались кардинальные перемены.
В марте 1990 года Внеочередной третий Съезд народных депутатов СССР принимает закон "Об учреждении поста Президента СССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию (основной закон) СССР" и избирает первого Президента СССР.
Главной исторической предпосылкой введения поста Президента СССР был переход системы, сложившейся в стране после 1917 г, в состояние неустойчивого равновесия. Вот как описывает эту ситуацию американский политолог С. Биалер: "на мой взгляд, Советский Союз оказался сейчас в тисках системного кризиса эффективности. Он будет продолжаться и в обозримом будущем, и нет никаких признаков того, что его интенсивность ослабнет".
С.А. Авакьян называет следующие причины возникновения должности Президента СССР: 1) размежевание функций партии и государства; 2) необходимость согласования деятельности законодательных и исполнительных органов, появившаяся после проведения разделения властей; 3) настоятельная потребность в стабилизации обстановки и быстром разрешении чрезвычайных ситуаций .
Учреждение поста Президента СССР отличалось особым радикализмом и имело далеко идущие последствия. В сущности, введение президентства в стране влекло за собой изменение формы правления, переход от республики Советов к президентской республике. Таковой была и официальная оценка, данная этому факту Съездом: "Мы решаем не просто вопрос о посте Президента, мы решаем вопрос о структуре государственной власти в Советском Союзе и президентской форме правления. То есть, мы решаем вопрос политической системы нашего общества» .
Таким образом, президентство в СССР родилось в результате попыток вывести страну из тупика путем реформ. Причем, институт Президента СССР был совершенно новым явлением в контексте советской и российской истории, и его создатели не имели никакого опыта президентской власти.
Идея президентства в РСФСР зародилась и прокладывала себе дорогу на фоне разрастающегося экономического и политического кризиса, усугубившихся дезинтеграционных процессов, падения авторитета и влияния центральной власти. Имелось несколько вариантов воплощения ее в жизнь.
В первом из них, президент - глава государства с чисто представительскими функциями, он ни во что не вмешивается внутри страны, а довольствуется открытием официальных мероприятий, принимает иностранные делегации и т.д. Почти все управление страной выполняет премьер-министр.
Во втором варианте президент - тоже глава государства, но не для антуража, а реальный руководитель страны, который сам делает либо предопределяет все.
Третий вариант предполагал, что президент представляет - глава государства и глава исполнительной власти, иначе говоря, и лидер страны, и руководитель государственного аппарата. Эта модель ориентировала бы президента на координационные функции в отношении государственных органов, принадлежащих к другим ветвям власти.
По четвертой модели президент - глава исполнительной власти и высшее должностное лицо государства. Данная модель прямо ориентирует Президента на руководство аппаратом государственного управления. У такой модели - разные проявления: президент не является главой правительства, но руководит им вплоть до председательствования на его заседаниях; президент - официально глава правительства; президент самостоятельно формирует состав правительства, кроме премьера, кандидатура которого согласуется с парламентом; президент представляет парламенту на утверждение состав правительства либо ряд его ключевых фигур и т. д.
Конечно, из-за первого варианта вряд ли имело смысл вводить президентство. Ведь речь шла об усилении самого государства, и названной цели должен был служить президент. Государству нужна была сильная фигура для укрепления и отстаивания своих интересов. Использование второй модели президентской власти было малореальным, поскольку была сильна боязнь авторитарности этой должности, что вообще могло похоронить идею президентства. Ввести такую модель можно было лишь по мере роста авторитета уже функционирующего президента, но не от начала этого конституционного института. По тем же соображениям сложно было использовать третью модель. Поэтому объективно оставался четвертый вариант. Он и был отражен в нормативных актах РСФСР .
После длительной дискуссии в средствах массовой информации, в научных кругах, а также среди субъектов Российской Федерации , в марте 1991 года вопрос об учреждении должности Президента РСФСР был вынесен на всероссийский референдум. В результате голосования большинство граждан РСФСР (порядка 70%) высказались за учреждение поста Президента РСФСР.
IV Съезд народных депутатов РСФСР в мае 1991 г. утвердил ранее принятые законы РСФСР "О Президенте РСФСР" и «О выборах Президента РСФСР" , а в июне 1991 года уже состоялись выборы первого Президента РСФСР.
Согласно названным законам Президент РСФСР был высшим должностным лицом и главой исполнительной власти, а также был наделен полномочиями, свойственными главе государства (например, право ведения переговоров и подписания от имени РСФСР международных и межреспубликанских договоров).
С июня по август 1991 года институт Президента РСФСР функционировал параллельно с институтом Президента СССР, при их скрытом противостоянии. Ход политических событий способствовал росту авторитета и популярности Президента РСФСР.
В принятой в 1993 году Конституции Российской Федерации полномочия Президента были существенно расширены.
Интересно мнение Л.А. Окунькова о том, что в новую Конституцию необходимо было включить ряд положений, содержащихся в законе 1991 года "О Президенте РСФСР". Согласно упомянутому закону Президент РСФСР не мог быть народным депутатом. На время выполнения своих полномочий Президент приостанавливал свое членство в политических партиях и общественных объединениях. Президент РСФСР не мог занимать никаких других должностей в государственных и общественных органах и организациях . Несмотря на значимость указанных положений, в Конституции 1993 года они отражения не нашли.
Отдельные недостатки принятого в 1993 году президентского проекта Конституции РФ были очевидны, и, как считает О.Г. Румянцев, "активистов борьбы тогда волновала не конституция, а привкус желанной победы» .
Согласно ст. 80 Конституции РФ 1993 года Президент Российской Федерации - глава государства. Само понятие "президент" в конституционно-правовом смысле означает главу государства. Ради этого данный институт и был создан в мировой практике. Такая его роль внутренне присуща любой современной демократической республике, где есть президент, даже если в конституции об этом прямо и не говорится .
С июня по август 1991 г институт Президента РСФСР функционировал параллельно с институтом Президента СССР. В СССР президентство оказалось кратковременным: оно прекратилось вместе с распадом самого Союза ССР. Напротив президентство в РСФСР получило свое дальнейшее развитие .
Таким образом, понятие "президент" в конституционно-правовом смысле означает главу государства. Ради этого данный институт и был создан в мировой практике. Такая его роль внутренне присуща любой современной демократической республике, где есть президент, даже если в конституции об этом прямо и не говорится.
1. Конституция РФ: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. – М.: Юрид. Лит. – 2014. – 64 с.
2. Федеральный закон РФ «О выборах Президента Российской Федерации» от 10.01.2003 г. № 19-ФЗ (ред. от 24.07.2007) // Российская газета от 16.01.2003 г. - N 6 (3120).
3. Федеральный закон РФ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 06.10.1999 г. N 184-ФЗ (ред. от 08.11.2007). // Российская газета, N 206, 19.10.1999 г.
4. Федеральный закон РФ "Об общих принципах местного самоуправления в РФ" от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ (ред. от 08.11.2007). // Парламентская газета, N 186, 08.10.2003 г.
5. Федеральный закон РФ «О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи» от 12.02.2001 г. N 12-ФЗ (ред. от 24.07.2007). // Собрание законодательства РФ", 12.02.2001 г., N 7. - Ст.617.
6. Бобылева К.Н. Взаимодействие Президента с федеральными органами исполнительной власти РФ. // Административное право и процесс, 2007, N 2. – С. 11.
7. Голощапов А.М. Послания Президента РФ - конституционная основа формирования государственно-правовой стратегии РФ. // Право и политика. 2004. N 6. - С. 4-11.
8. Зыкова, Н. С. Отрешение от должности Президента РФ и участие в этой процедуре Конституционного Суда РФ / Н. С. Зыкова // Конституционное и муниципальное право. – 2010. – N 10. – С. 29.
9. Калинин А.Ю. Принцип разделения властей и особенности правообразования в России // Юридический мир. 2009. № 8.- С.45- 49
10. Калинина Л.А. Принцип разделения властей - политико-правовая основа осуществления и реализации исполнительной власти в Российской Федерации: история и современность. - М., 2005. N 3(33). - С. 186.
11. Мордкович С.В., Мещеряков А.Н. Институт президентства в РФ (конституционно-правовая характеристика). – Челябинск, 2003. – С. 35-39.
12. Хабриева Т.Я., Чиркин В.Е. Теория современной конституции. – М.: Норма, 2010.