Введение
1 Понятие коммерческой тайны и субъекты правоотношений, обладающих доступом к коммерческой тайне
1.1 Понятие коммерческой тайны
1.2 Субъекты правоотношений, обладающих доступом к коммерческой тайне
2 Меры по защите коммерческой тайны и ответственность за разглашение коммерческой тайны
2.1 Меры по защите коммерческой тайны
2.2 Ответственность за разглашение коммерческой тайны
Заключение
Список использованных источников и литературы
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в настоящее время, практически не существует людей, которые ничего не знали бы и никогда не слышали о коммерческой тайне. Данная ситуация вполне объяснима. На современном этапе развития цивилизации образовался новый тип общества – информационный. Формирование и развитие информационных технологий обусловило предпосылки для качественно нового витка цивилизации и предоставило уникальные возможности для качественного развития общества, государства и граждан. В наши дни информация выступает как наиболее ценный товар, превышающий по стоимости природные, финансовые, трудовые и иные ресурсы. Глобальные компьютерные сети создали своеобразное киберпространство, виртуальный мир, функционирующий по своим собственным правилам. Разумеется, что в подобных условиях возросла важность защиты информации, и в первую очередь той информации, доступность которой ограничивается ее конфиденциальностью. В Российской Федерации актуальность проблемы защиты конфиденциальной информации обусловлена еще и сменой общественно-политической формации, образованием нового информационного пространства, возникновением неизвестных раньше видов тайн, которые охраняются законом, и отсутствием эффективной системы мер их обеспечения. К новым видам тайн стоит отнести коммерческую и банковскую, защита которых является показателем демократичности любого общества. Сведения, формирующиеся в результате коммерческой деятельности относительно желания занять лидирующие позиции на товарном рынке и составляют коммерческую тайну. При этом стоит отметить, что ее охрана является трудоемким и дорогостоящим процессом.
В отечественной и зарубежной литературе проблемам ответственности за разглашение сведений коммерческой тайны посвящены исследования Р.Г. Асланяна, Ж. Бержье, Б.В. Волженкина, Р.М. Гасанова, Л.Д. Гаухмана, С.А. Диева, А.Ф. Жигалова, И. Иванов, С.В. Иванова, Л. Корнеева, В.П. Коняхина, А.В. Крысина, А.А. Левина, Н.А. Лопашенко, Э.В. Ломакиной, С.В. Максимова, С.Г. Новикова, В.В. Семенихина, Э. Соловьева, И.Б. Ткачука, А.Г. Шаваева, А.А. Шиверского, П. Швейзера, В.И. Ярочкина, Е.Н. Яковец, П.С. Яни и др.
Объект данного исследования – правовая защита общественных отношений, связанных с созданием, распространением, преобразованием и потреблением информации, составляющей коммерческую тайну.
Предмет исследования – нормы российского законодательства в сфере информационного права.
Цель данного исследования заключается в анализе видов ответственности за незаконное получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую тайну.
Исходя из поставленной цели, задачи настоящего исследования следующие:
1. Раскрыть понятие коммерческой тайны.
2. Рассмотреть субъектов правоотношений, обладающих доступом к коммерческой тайне.
3. Проанализировать меры по защите коммерческой тайны
4. Исследовать ответственность за разглашение коммерческой тайны.
Методологической основой исследования является доктрина современного информационного права. В качестве методов исследования использованы следующие: логико-юридический (догматический), сравнительно-правовой, историко-правовой.
Структурно работа состоит из введения, двух глав, включающих по два параграфа, заключения и списка использованных источников и литературы.
1 Понятие коммерческой тайны и субъекты правоотношений, обладающих доступом к коммерческой тайне
1.1 Понятие коммерческой тайны
В соответствии с Федеральным законом «О коммерческой тайне» от 29.07.2004 N 98-ФЗ (в ред. Федерального закона от 18.12.2006 N 231-ФЗ) , под коммерческой тайной понимается режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду. Схематично понятие и содержание коммерческой тайны (по ФЗ «О коммерческой тайне») представлено на рис.1.
Чтобы информация получила реальную защиту, при внедрении режима коммерческой тайны необходимо выполнить совокупность обязательных мер, предусмотренных в ст. 10 Закона. В ином случае режим коммерческой тайны не будет считаться установленным.
Словарь бизнес терминов указывает, что коммерческая тайна — режим конфиденциальности информации, который позволяет её обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличивать доходы, избегать неоправданных расходов, сохранять положение на рынке товаров, работ, услуг или получать иную коммерческую выгоду.
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 03.08.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019) // Российская газета, N 238-239, 08.12.1994.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 27.12.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 08.01.2019). - Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, N 25, ст. 2954.
3. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 27.12.2018). - Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 3.
4. Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 19.07.2018) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // Российская газета, N 165, 29.07.2006.
5. Федеральный закон «О коммерческой тайне» от 29.07.2004 N 98-ФЗ (в ред. Федерального закона от 18.12.2006 N 231-ФЗ) // Российская газета, N 166, 05.08.2004.
6. Постановление Конституционного Суда РФ от 26.10.2017 N 25-П «По делу о проверке конституционности пункта 5 статьи 2 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в связи с жалобой гражданина А.И. Сушкова» // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_281568/
7. Артемов В.В. Проблемы совершенствования уголовного закона об ответственности за незаконное получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну // Российский следователь. 2010. № 3.
8. Артемьева О. Коммерческая тайна организации // Кадровый вопрос: электрон. журн. 2015. N 8. С. 77 - 92.
9. Гаврилов Э.П. Защита частным правом секретов производства и информации, составляющей коммерческую тайну // Патенты и лицензии. 2015. № 4.
10. Гаврилов Э.П. К вопросу об охране коммерческой, служебной и личной тайны. Гражданско-правовые аспекты // Хозяйство и право. 2003. № 5.
11. Городов О.А. Интеллектуальная собственность предпринимателя // Коммерческое право. В 2 ч.: Учебник / Под ред. В.Ф. Попондопуло, В.Ф. Яковлевой. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2004. Ч. 1. С. 287.
12. Ефремова М.А. Уголовно-правовая охрана сведений, составляющих коммерческую, банковскую и налоговую тайны // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2015. № 1.
13. Еременко В.И. Особенности правовой охраны секретов производства и информации, составляющей коммерческую тайну // Законодательство и экономика. 2014. № 12.
14. Еременко В.И. Особенности правовой охраны секретов производства и
15. Ефремова М.А. Уголовно-правовая охрана сведений, составляющих коммерческую, банковскую и налоговую тайны // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2015. N 1. С. 124 - 132.
16. Забегайло Л.А., Назарова И.А. Актуальные вопросы применения уголовной ответственности за нарушение прав на коммерческую тайну // Право и экономика. 2014. № 1.
17. Иванов И. Не растерять коммерческую тайну // ЭЖ-Юрист. 2013. № 35.
18. Иванова С.В. Коммерческая тайна как объект защиты.
19. Коняхин В.П., Асланян Р.Г. Информация как предмет и средство совершения преступлений в сфере экономической деятельности // Российский следователь. 2016. N 8. С. 24 - 27.
20. Ломакина Э.В. Уголовная ответственность за нарушение порядка работы с документами. Правоприменительная практика // Делопроизводство. 2017. N 3. С. 94 - 98.
21. Ниязметова З. Чем дорожат, то и охраняют: режим коммерческой тайны // HTTPS://WWW.NORMA.UZ/NASHI_OBZORI/CHEM_DOROJAT_TO_I_OHRANYAYUT_REJIM_KOMMERCHESKOY_TAYNY
22. Новиков С.Г. Изменение мер ответственности за разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну // Налоговая проверка. 2015. N 5. С. 21 - 24.
23. Ответственность за разглашение коммерческой тайны // https://rusjurist.ru/tajna/kommercheskaya_tajna/otvetstvennost_za_razglashenie_kommercheskoj_tajny/
24. Погуляев В.В. Постатейный комментарий к Федеральному закону «О коммерческой тайне». М., 2005.
25. Словарь бизнес терминов. Коммерческая тайна // https://biznes-prost.ru/kommercheskaya-tajna.html
26. Семенихин В.В. Ответственность организаций и их руководителей. 4-е изд., перераб. и доп. М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2017. 934 с.
27. Фисун А.П., Касилов А.Н., Глоба Ю.А., Савин В.И., Белевская Ю.А. Право и информационная безопасность: Учебное пособие / Под редакцией А.Л. Фисуна и Ю.А. Белевской. М.: Приор-издат, 2005. С. 140.
28. Что такое коммерческая тайна – защита, сведения и ее составляющие + ответственность за разглашение // https://kakzarabativat.ru/pravovaya-podderzhka/kommercheskaya-tajna/
29. Яковец Е.Н. Своеобразие содержания и основные исторические этапы развития коммерческой тайны в России // Российская юстиция. 2013. № 7.