Введение
1 Теоретические аспекты государственного контроля предпринимательской деятельности
1.1 Понятие и сущность государственного контроля предпринимательской деятельности
1.2 Основные виды государственного контроля предпринимательской деятельности
2 Анализ системы государственного контроля предпринимательской деятельности
2.1 Порядок проведения проверок организациями государственного контроля
2.2 Виды осуществляемых проверок органами государственного контроля
2.3 Особенности проведения проверок в сфере предоставления услуг
3 Пути повышения эффективности государственного контроля предпринимательской деятельности по предоставлению услуг
Заключение
Библиографический список
Тема, анализируемая в данной работе, - "Государственный контроль предпринимательской деятельности по предоставлению услуг".
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в механизме государственного регулирования предпринимательской деятельности важное место принадлежит государственному контролю как одному из средств государственного регулирования экономики и предпринимательской деятельности.
Понятие "контроль" дословно означает "постоянное наблюдение, проверка чего-либо" Поэтому государственный контроль представляет собой систему проверки и наблюдения в той или иной сфере осуществления государственной власти. Государственному контролю противопоставляется общественный (негосударственный) контроль.
Государство регулирует предпринимательскую деятельность, закрепляя в законодательных актах право органов государственной власти и местного самоуправления на контроль и надзор за ее ведением.
Правила осуществления государственного контроля, в том числе проведения проверок, определены Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон о государственном контроле).
Применительно к отдельным видам предпринимательской деятельности эти нормы конкретизированы соответствующими законодательными актами. Так, ст. 16 Закона о торговле определяет порядок ведения государственного контроля (надзора) за соблюдением требований, определенных указанным актом, ст. 8.1 Градостроительного кодекса РФ закрепляет правила осуществления контроля за соблюдением органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности.
Объект исследования государственный контроль за предпринимательские деятельности.
Предмет исследования правовые нормы, регулирующие разные виды контроля (надзора) за осуществлением предпринимательской деятельности по предоставлению услуг.
Цель курсовой работы - проанализировать механизм государственного контроля предпринимательской деятельности по предоставлению услуг.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть теоретические аспекты государственного контроля предпринимательской деятельности;
2) проанализировать систему государственного контроля предпринимательской деятельности;
3) предложить пути повышения эффективности государственного контроля предпринимательской деятельности по предоставлению услуг
1 Теоретические аспекты государственного контроля предпринимательской деятельности
1.1 Понятие и сущность государственного контроля предпринимательской деятельности
Контроль - одно из средств государственного регулирования экономики и предпринимательской деятельности. Поскольку государственный контроль осуществляется государственными органами, его следует рассматривать как одну из форм реализации государственной власти.
Термин "государственный контроль", несомненно, является самостоятельным понятием. Однако его нельзя рассматривать в отрыве от понятия государственного регулирования, которое в юридической литературе трактуется по-разному. На наш взгляд, наиболее удачным является следующее определение: это совокупность мер экономического, правового и организационного воздействия на экономику, в том числе путем государственной поддержки и защиты субъектов предпринимательской деятельности, а также государственного контроля за соблюдением ими требований законодательства .
На основании данного определения можно сделать вывод о том, что государственный контроль является составной частью государственного регулирования. В связи с этим, считаем целесообразным исследовать понятие и сущность государственного регулирования и сформулировать его применительно к государственному регулированию предпринимательской деятельности.
В юридической литературе нет единства в теоретическом определении и понимании сущности государственного регулирования в сфере предпринимательской деятельности, при этом, как правило, особенность государственного регулирования раскрывается через категорию деятельности. Истоки данной проблемы лежат в отсутствии четкого понимания места предпринимательского права в системе отечественного права.
Ряд ученых рассматривают предпринимательское право как самостоятельную отрасль права, при этом они значительное внимание уделяют раскрытию организационно-экономической и правовой составляющих государственного регулирования экономики и, в частности, предпринимательской деятельности. Большинство ученых придерживается позиции, согласно которой предпринимательское право является либо смешанной отраслью права, либо выступает как подотрасль гражданского права. При исследовании категории государственного регулирования они или вообще не рассматривают данный вопрос , или суть исследования государственного регулирования предпринимательской деятельности сводят к правовому регулированию данным видом деятельности .
По нашему мнению, государственное регулирование предпринимательской деятельности представляет собой деятельность уполномоченных публичных органов, направленную на упорядочение экономических отношений в сфере предпринимательской деятельности с целью защиты частных интересов участников этих отношений, а также публичных интересов государства.
Относительно понятия "государственный контроль" следует отметить, что его определение раскрывается на законодательном уровне в Законе "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" . На основании п. 2 данного Закона под государственным контролем (надзором) понимается деятельность уполномоченных органов государственной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями установленных требований.
В юридической литературе нет единства в понимании сущности государственного контроля. Например, А.М. Тарасов рассматривает государственный контроль как функцию государственного управления . Как специфическую деятельность государственных органов определяют государственный контроль Л.В. Акопов и В.П. Беляев . Также высказывается мнение, что контроль выступает как один из методов управления . Причем такой вывод ученых основан на буквальном толковании ст. 4 Федерального закона от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" , в которой законодатель рассматривает государственный контроль (надзор) как один из методов, посредством которого осуществляется государственное регулирование.
Кроме того, государственный контроль рассматривается как способ обеспечения законности и дисциплины и в аспекте контроля гражданского общества над деятельностью государственных органов .
Такое многообразие в понимании сущности государственного контроля объясняется многоаспектностью данного явления. Поэтому можно принять точку зрения каждого из авторов, поскольку в их трактовках понимания сущности государственного контроля содержится тот или иной аспект данного явления. Однако в любом случае, очевидно, что по своей природе контрольная функция государства является производной по отношению к регулирующему воздействию на общественные отношения, в том числе и в сфере предпринимательства.
В Конституции РФ термин "государственное управление", равно как и термин "государственный контроль" не получили закрепления. При этом Конституция РФ оперирует такими понятиями, как исполнительная власть, исполнительные органы и система органов государственной власти. Однако это не означает, что Конституция РФ не признает контрольной функции государственного воздействия на общественные отношения. Такой вывод можно сделать из анализа конституционных норм, устанавливающих единство механизма государственного управления.
Как известно, данный механизм включает в себя законодательную, исполнительную и судебную власти. При этом, каждая из названных ветвей власти осуществляет не только государственное управление, но и контрольную функцию.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что, несмотря на отсутствие конституционного закрепления данного термина, государственный контроль за осуществлением предпринимательской деятельности является конституционной категорией.
Следовательно, государственный контроль в сфере предпринимательской деятельности представляет собой систему проверки и наблюдения за соблюдением коммерческими и некоммерческими организациями требований нормативных актов при осуществлении предпринимательской деятельности .
1. "Жилищный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 188-ФЗ (ред. от 26.07.2019)
2. Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" от 26.12.2008 N 294-ФЗ (с изменениями на 2 августа 2019 года)
3. Федеральный закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" от 28.12.2009 N 381-ФЗ (ред. от 25.12.2018))
4. О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (вместе с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах: постановление Правительства РФ от 05.05.2011 № 354 (ред. от 13.07.2019)
5. Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг: постановление Правительства РФ от 23.05.2006 № 306 (в ред. от 29.09.2017) // Собрание законодательства РФ. - 2006. - № 22. - Ст. 2338.
6. Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами: постановление Правительства РФ от 23.09.2010 № 731 (в ред. от 27.03.2018) // Собрание законодательства РФ. - 2010. - № 40. - Ст. 5064.
7. О прокуратуре Российской Федерации: федер. закон от 17.01.1992 № 2202-1 (в ред. от 26.07.2019)
8. Акопов Л.В. Контроль в управлении государством: Дисс. ... на соиск. докт. юрид. наук. Ростов-н/Д, 2012. С. 124-126.
9. Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации: Учебник. М., 2017. С. 297;
10. Андреева, Ю.А. К вопросу о соотношении понятий «контроль» и «надзор» / Ю.А. Андреева // Административное право и процесс. – 2014. −№ 2. – С. 34.
11. Белозеров С. А. Модернизация сферы ЖКХ как фактор повышения уровня жизни населения России / С. А. Белозеров, А. Э. Ващук // Уровень жизни населения регионов России. - 2017. - № 12. -С. 47-57.
12. Беляева, О.А. Предпринимательское право: Учебное пособие / Под ред. члена Научно-консультативного совета при Высшем Арбитражном Суде РФ, профессора Ляндреса В.Б. / О.А. Беляева. // ИНФРА-М, 2016. – 271 с.
13. Беляев В.П. Контроль и надзор в Российском государстве: Монография / Науч. ред. А.В. Малько. М.: ТК Велби, Проспект, 2005. С. 5-21.
14. Биншток, Ф. И. Государственное регулирование предпринимательской деятельности. Учебное пособие: моногр. / Ф.И. Биншток. - М.: ИНФРА-М, 2017. - 208 c.
15. Габричидзе Е.И., Чернявский А.Г. Административное право Российской Федерации: Учебник для вузов. М., 2016. С. 311.
16. Гражданское право. Актуальные проблемы теории и практики / Под общ. ред. В.А. Белова. М.: Юрайт, 2018. С. 64-93.
17. Государственное регулирование экономической деятельности в условиях членства России во Всемирной торговой организации, Евразийском экономическом сообществе и Таможенном союзе: монография / отв. ред. И. В. Ершова. - М.: Норма: ИНФРА-М, 2014.
18. Дойников И.В. О кодификации предпринимательского законодательства // Актуальные проблемы науки и практики коммерческого права: Сборник науч. статей. Вып. 6. М.: Волтерс Клувер, 2017.
19. Ершова И.В. Государственный контроль за осуществлением предпринимательской деятельности: законодательные и доктринальные подходы // Проблемы экономики и юридической практики. 2016. №3.
20. Зенин И.А. Предпринимательское право. М.: Высшее образование, 2017;
21. Контрольно-надзорная деятельность в Российской Федерации: Аналитический доклад - 2014. - М.: МАКС Пресс, 2015.
22. Круглова, Н.Ю. Основы бизнеса (предпринимательства): учебник / Н.Ю. Круглова// М.: КНОРУС, 2016. – 544 с.
23. Манохин В.М., Адушкин Ю.С. Российское административное право: Учебник. Саратов, 2016. С. 242.
24. Предпринимательское право. Курс лекций / Под ред. Н.И. Клейн. М.: Юрид. лит-ра, 2013. С. 207-215.
25. Проблемы законодательного обеспечения деятельности по государственному жилищному надзору, муниципальному жилищному контролю, общественному контролю в сфере жилищно-коммунального хозяйства и пути их решения // Муницип. право. - 2017. - № 4. - С. 34-38.
26. Самойлов, В. Д. Государственно-правовое регулирование социально-экономических и политических процессов / В.Д. Самойлов. - М.: Юнити, 2017. - 272 c.
27. Спектор А.А. Предпринимательская деятельность как объект государственного контроля (надзора) (правовые аспекты): монография. - М.:, 2012.
28. Спектор А.А. Виды контроля в сфере предпринимательства // Пробелы в российском законодательстве. 2014. №6.
29. Тарасов А.М. Государственный контроль: сущность, содержание, современное состояние // Журнал росс. права. 2012. № 1. С. 26.
30. Чибис, А. Кредитование капитальных ремонтов многоквартирных домов является надежным бизнесом / А. Чибис // Коммерсант Власть. - 2017. - № 38. - С. 47.