Введение
Глава 1 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ФОРМА ВЛИЯНИЯ НА ЭКОНОМИКУ
1.1 Необходимость государственного контроля и надзора за осуществлением предпринимательской деятельности
1.2 Понятие и виды контроля за предпринимательской деятельностью
Глава 2 МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ ЗА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
2.1 Анализ нормативно-правовых актов, регулирующих государственный контроль за осуществлением предпринимательской деятельности
2.2 Основные направления контроля за осуществлением предпринимательской деятельности
Глава 3 АНАЛИЗ ПРАКТИКИ ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»
3.1 Соотношение административного расследования и осуществления государственного контроля и надзора
3.2 Понятие дистанционного контроля
3.3 Распространение требований Закона № 294-ФЗ на осуществление государственного контроля и надзора
Заключение
Список использованных источников
Актуальность темы. Выбранная тема курсовой работы весьма актуальна в современных условиях, так как конституционный принцип свободы экономической деятельности – одно из основополагающих начал в становлении и развитии предпринимательства в России. Статья 34 Конституции Российской Федерации характеризует экономическую деятельность индивида как проявление его личной свободы в сфере, прежде всего, предпринимательства. Она органически развивает гарантированный ст. 8 Конституции принцип свободы экономической предпринимательской деятельности, определяя структуру последней и наполняя ее конкретным содержанием.
Контроль, прежде всего, публичный, за деятельностью предпринимателей необходим для соблюдения принципов осуществления экономической деятельности (законности, добросовестной конкуренции и т.д.). Контроль как способ государственного публичного воздействия представляет собой установление обязанности органов государства и местного самоуправления наблюдать и в определенных случаях проверять состояние дел предпринимателя, в предусмотренных случаях принимать надлежащие меры.
Ныне в связи с расширением деятельности саморегулируемых организаций, ассоциаций (союзов) коммерческих организаций, финансово-промышленных групп и холдинговых компаний, общественных организаций (объединений) контроль за осуществлением предпринимательской деятельности приобретает особое значение .
В настоящее время, как показывает анализ правоприменительной практики, при осуществлении контрольно-надзорных мероприятий нередко нарушаются права субъектов предпринимательства со стороны публичных органов власти, что влечет за собой неблагоприятные последствия для хозяйствующих субъектов. Среди наиболее распространенных нарушений прав предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) можно назвать нарушение сроков проведения контроля, нарушение порядка привлечения к ответственности, осуществление проверок без соответствующего правового основания и т.д.
Объектом исследования являются общественные отношения, связанные с осуществлением государственного контроля (надзора) за предпринимательской деятельностью в Российской Федерации.
Предметом исследования выступает система правовых норм, регулирующих указанные отношения, а также соответствующая правоприменительная практика и труды специалистов по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) за субъектами предпринимательской деятельности в Российской Федерации, деятельности органов государства, применяемых ими форм и методов.
Цель исследования состоит в комплексном системном анализе правового обеспечения контролирующей деятельности уполномоченных субъектов государства за предпринимательской деятельностью, в формулировании принципов, закономерностей, критериев контролирующей деятельности применительно к современным потребностям развития рыночной экономики России.
Задачи (основные вопросы, подлежащие разработке (исследованию)):
1. Обосновать необходимость государственного контроля и надзора за осуществлением предпринимательской деятельности.
2. Дать содержательную характеристику понятию и видам контроля за предпринимательской деятельностью.
3. Осуществить анализ нормативно-правовых актов, регулирующих государственный контроль за осуществлением предпринимательской деятельности.
4. Исследовать основные направления контроля за осуществлением предпринимательской деятельности.
5. Рассмотреть соотношение административного расследования и осуществления государственного контроля и надзора.
6. Сформулировать понятие дистанционного контроля.
7. Исследовать особенности распространения требований Закона № 294-ФЗ на осуществление государственного контроля и надзора.
Методологическая основа исследования. Раскрытие темы производится с позиций общенаучных методов (социологический, системный, статистический), общелогических методов теоретического анализа, частнонаучных методов (технико-юридического анализа, конкретизации, толкования).
Структура курсового исследования подчинена логике исследования, обусловлена целями и задачами работы и состоит из введения, трех глав, поделенных на параграфы, заключения и списка литературы.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // СПС Гарант.
2. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 № 95-ФЗ (ред. от 15.02.2016) // СПС Гарант.
3. Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 07.03.2001 № 24-ФЗ (ред. от 09.03.2016) // СПС Гарант.
4. Федеральный закон от 20.12.2004 № 166-ФЗ (ред. от 29.06.2015) «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» // СПС Гарант.
5. Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. от 30.12.2015) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // СПС Гарант.
6. Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ (ред. от 09.03.2016) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» // СПС Гарант.
7. Указ Президента РФ от 09.03.2004 № 314 (ред. от 22.06.2010) «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» // СПС Гарант.
8. Постановление Правительства РФ от 16.07.2009 № 584 (ред. от 29.03.2016) «Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности» (вместе с «Правилами представления уведомлений о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и учета указанных уведомлений») // СПС Гарант.
9. Постановление Правительства РФ от 05.04.2010 № 215 (ред. от 28.10.2015) «Об утверждении Правил подготовки докладов об осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности и об эффективности такого контроля (надзора)» // СПС Гарант.
10. Постановление Правительства РФ от 30.06.2010 № 489 (ред. от 24.12.2015) «Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» // СПС Гарант.
11. Постановление Правительства РФ от 15.12.2012 № 1311 (ред. от 07.03.2016) «О порядке оплаты услуг экспертов и экспертных организаций, а также возмещения расходов, понесенных ими в связи с участием в мероприятиях по контролю» // СПС Гарант.
12. Постановление Правительства РФ от 23.11.2009 № 944 (ред. от 20.01.2011) «Об утверждении перечня видов деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования и социальной сфере, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью» // СПС Гарант.
13. Приказ Минэкономразвития РФ от 30.04.2009 № 141 (ред. от 30.09.2011) «О реализации положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 13.05.2009 № 13915) // СПС Гарант.
14. Приказ Генпрокуратуры России от 11.08.2010 № 313 (ред. от 03.07.2015) «О порядке формирования органами прокуратуры ежегодного сводного плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» // СПС Гарант.
15. Приказ Генпрокуратуры России от 27.03.2009 № 93 (ред. от 03.07.2015) «О реализации Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» // СПС Гарант.
16. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 (ред. от 19.12.2013) «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» // СПС Гарант.
17. Белых В.С. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в России: Монография. – М.: Проспект, 2015. – С. 217.
18. Биншток Ф.И. Государственное регулирование предпринимательской деятельности. – М.:ИНФРА-М, 2013. – 416 с.
19. Богомолов В.А., Богомолова А.В. Антикризисное регулирование экономики: Теория и практика: Учебное пособие. – М.: ЮНИТИ, 2013. – 310 с.
20. Герасименко В.В. Ценообразование. – М.: ИНФРА-М, 2014. – 334 с.
21. Джобава Н.А. Государственное регулирование малого предпринимательства. – СПб: Изд-во СПбГУ, 2014. – 309 с.
22. Крашенинников В.М. Валютное регулирование в системе государственного управления экономикой. – М.: Экономика, 2013. – 390 с.
23. Литовченко С., Дынин А., Панов П. и др. Глобализация и конкурентоспособность: стратегии успеха. – М.: Ассоциация менеджеров, 2016. – 233 с.
24. Рубин Ю.Б. Теория и практика предпринимательской конкуренции. – М.: МаркетДС, 2014. – 355 с.