Тема, анализируемая в курсовой работе, - «ООН как механизм урегулирования политических конфликтов».
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что превентивные меры предназначаются для разрешения разногласий, управления ситуацией или сдерживания споров, пока они не приняли насильственного характера. Управление конфликтами, в свою очередь, означает ограничение, смягчение и сдерживание конфликта. В понятие предупреждения конфликта входят многочисленные действия, такие как избежание конфликта и разрешение конфликта с помощью таких методов, как посредничество, поддержание мира, миротворчество, меры по укреплению доверия и неформальная дипломатия.
Концепция предупреждения конфликтов в настоящее время получила развитие во впечатляющем списке литературы. Помимо этого, в последние годы ООН, региональные организации, государственные и неправительственные организации участвуют в осуществлении регулярного анализа «полученных уроков» и «лучшего опыта» в связи с неудачными миссиями или упущенными возможностями. Кроме того, в многочисленных и хорошо освещаемых и финансируемых исследовательских проектах и в специальных докладах даются рекомендации относительно политики, которые направляются непосредственно тем лицам, которые принимают решения на самом высоком уровне, в ООН и других организациях.
Однако, несмотря на все это, по-прежнему не ясно, как предупредить конфликт. Конфликты продолжают возникать, и многие из них приобретают насильственный характер.
Основным источником озабоченности международного сообщества является его неспособность достоверно и точно предсказывать конфликты, которые грозят приобрести насильственный характер, и быстро на них реагировать. Это происходит как из-за сложной динамики внутренних, этнических и религиозных конфликтов, так и из-за нежелания государств предпринимать усилия, связанные с большим риском и затратами. Тем не менее, нарастающее присутствие международных организаций, а также государственных и негосударственных организаций в зонах, чреватых конфликтами, дает надежду на то, что увеличение числа сторон, участвующих в предупреждении конфликтов, сможет снизить в будущем количество упущенных возможностей.
Степень научной разработанности: изучением данной темы занимались такие ученые, политологи и конфликтологи, как Галиева А.Т., Глухова А.В., Мунтян М.А., Торкунов А.В., Шаумян Т.Л. и др.
Теоретические основы исследования: Следует отметить, что политические конфликты являются объектом исследования не только политологии, конфликтологии, но и целого ряда других наук, например психологии, которой принадлежит значительная доля исследований на тему конфликта, а также социологии, истории, философии. Вместе с тем, в современной науке есть точка зрения, выделяющая политический конфликт как более узкую отрасль социального знания. Так, немецкий политолог К.фон Бойме, считает, что теория политического конфликта относительно самостоятельна и имеет свою историю и определенные направления развития. Современные концепции политического конфликта содержат три модели: либеральную, авторитарно-консервативную и социалистическую. Основателями этих моделей являются С.Липсет, К.фон Бойме, К.Маркс.
Вообще, благодаря, работам таких авторов как К.Шмитт, М.Вебер, Х.Арендт, к началу 20 века были выявлены все компоненты политического начала в общественной жизни и специфики политики как формы общественной деятельности.
Значительный вклад в разработку теоретической базы для исследований в области конфликтологии, в особенности в трактовку стадий развития политического конфликта, внес американский исследователь К.Райт.
В целом динамику политического конфликта современная наука трактует в рамках 2-х подходов. Первый рассматривает его социологически, через формирование конфликтных групп и динамику соотношения сил. Для второго характерно рассмотрение конфликта сквозь призму поведения противоборствующих субъектов. Методологические основания первого подхода разработаны Р. Дарендорфом в его работе «Элементы теории социального конфликта». Целый ряд отечественных исследователей, среди них В.Смирнова, А.Дмитриев, В.Кудрявцев, разделяют и развивают подход предложенный Дарендорфом.
Объект исследования – политические конфликты.
Предмет исследования – ООН как механизм урегулирования политических конфликтов.
Цель курсовой работы – проанализировать ООН как механизм урегулирования политических конфликтов.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть политические конфликты в современном мире;
2) дать понятие и рассмотреть направления деятельности ООН;
3) выявить особенности миротворческого процесса;
4) проанализировать деятельность ООН как механизм урегулирования политических конфликтов;
5) предложить пути модернизации деятельности ООН по урегулированию политических конфликтов.
Гипотеза исследования: в современных условиях опыт международного сотрудничества по урегулированию политических конфликтов позволяет адекватно решать неотложные задачи по выходу из кризиса, но лишь при условии, когда создаются необходимые предпосылки для перехода миротворческого процесса к невоенным методам урегулирования.
Методы исследования: анализ, синтез, герменевтика, сравнение, исследования документов.
Практическая значимость: политические конфликты на сегодняшний день и в ближайшем будущем не закончатся, а поэтому они требует дальнейшего изучения, в этом смысле, продолжение работы в этом направлении, представляется весьма перспективным. Таким образом, проблема урегулирования политических конфликтов посредством ООН имеет не только теоретическое, но и практическое политическое значение.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключение и списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические основы деятельности ООН в сфере урегулирования политических конфликтов
1.1 Политические конфликты: современное состояние
В современных международных отношениях политические конфликты играют особую роль, выступая, одновременно, как специальная форма политического взаимодействия акторов международных отношений и мировой политики, как способ разрешения противоречий и как система, защищающая международные отношения от перегрева, клапан «выпуска пара», направленный на сохранение существующей системы международных отношений (МО).
Политические конфликты, затрагивающие основу мировой политической системы, - национальные государства, - носят название политических кризисов. Внешнеполитические кризисы обусловлены международными противоречиями и конфликтами и затрагивают сразу несколько государств, остающихся в современном мире главными участниками международных отношений и мировой политики.
Политические конфликты, как особый способ разрешения противоречий между двумя и более субъектами политико-властного взаимодействия, существовали на всем протяжении исторического человечества. Также, они не утратили своей актуальности и в настоящее время, поскольку по-прежнему сохраняются конфликтные ситуации, в основе которых находятся складывающиеся объективно противоположные интересы, позиции и взгляды сторон.
При этом обозначенная база политического конфликта в равной степени справедлива как по отношению к межличностным или межгрупповым политическим конфликтам, так и по отношению к наднациональным, международным проявлениям конфронтации политического характера.
В результате их возникновения, развития и разрешения могут достигаться как негативные последствия - распространение насилия, материальные и человеческие матери, возникновение угрозы жизни и здоровью людей, и т. д., так и позитивные результаты – внутренняя консолидация общества, упразднение негативных внутрисоциальных явлений и процессов, укреплению единства нации, и т. д.
Кроме того, понятие «политический конфликт» находится в тесной содержательной взаимосвязи с понятием «политический кризис». В некоторых случаях исследователи приходят к выводу о возможности их отождествления, однако, в большинстве случаев признается их различных характер - как правило, политические конфликты предшествуют кризису, как резкому, внезапному ухудшению политической обстановки в обществе.
Однако анализ специальной литературы, посвященной характеристике современных мировых политических конфликтов, позволяет сделать вывод о том, что возможно и иное соотношение в последовательности наступления кризиса и конфликта.
Так, характеристика современных событий украинского кризиса 2013 г., демонстрирует, что обозначенные события, изначально начавшись как кризис власти, очень быстро приобрели надгосударственный характер и стали причиной столкновения интересов различных социальных и национально-этнических компонентом украинского общества. Иными словами, не политический конфликт привел к наступлению кризиса, а, напротив, кризис власти обусловил возникновение военно-политического конфликта на юго-востоке страны.
Поскольку в современной политической науке и специальной литературе вопросам изучения и формирования теории регулирования политических конфликтов уделяется большое внимание, в настоящее время существует множество подходов к типологии политических конфликтов, проведение характеристики которых способствует полному уяснению содержания и особенностей соответствующих форм политических противоречий.
Так, например, классификация политических конфликтов в современном мире может проводиться по следующим основаниям:
В зависимости от числа участников - двух- и многосторонние конфликты;
По степени географической распространенности - локальные, региональные и мировые конфликты;
По продолжительности существования - краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные конфликты;
В зависимости от степени интенсивности происходящей конфронтации - активные, умеренные и вялотекущие политические конфликты.
Еще одной распространенной в настоящее время классификацией видов политических конфликтов, в основание которой положены их предмет, движущие силы, а также преследуемые сторонами конфликта цели и интересы, выступает выделение следующих видов:
- Территориальные конфликты, возникновение которых обуславливается существованием территориальных (пространственных) противоречий между суверенными государствами, и осуществлением действий по освобождению собственных, либо захвату чужих территорий, а равно в связи с борьбой за спорные территории;
- Религиозные конфликты между сторонниками и противниками определенной веры, а равно внутри конкретного религиозного течения. Несмотря на то, что подобные столкновения преимущественно остались в прошлом, периодически они возникают и в современном мире;
- Конфликты, в основе которых находится борьба политических сил за власть - в них объединения сторонников правящего и оппозиционного режима борются соответственно за сохранение или свержение неугодного политического устройства и установление новых начал политико-властной организации общества и т. д.
В зависимости от субъектного состава и территориальной распространенности политические конфликты могут быть подразделены на внутренние (внутригосударственные) и внешние (международные). Соответственно ключевым признаком внутреннего политического конфликта выступает то, что в него вовлечены граждане одной страны. В свою очередь, в международных конфликтах участвует, как минимум, два суверенных государства-участника мирового сообщества.
Из глобального кризиса беженцев, распространения терроризма и гибридных войн наша коллективная неспособность решать конфликты рождает новые угрозы и чрезвычайные ситуации. Даже в мирном обществе политика страха ведет к опасной поляризации и демагогии. Недавно избранные мировые лидеры, такие как Тереза Мэй и Дональд Трамп, приняли испуганную терактами и беженцами Европу, полыхающие войны в Сирии, Йемене, Африке и Ираке, затяжной конфликт на востоке Украины, противостояние Саудовской Аравии и Ирана, агрессивную Россию и общий рост популизма и национализма в мире.
Националистические силы набрали силу и предстоящие выборы во Франции, Германии и Нидерландах будут проверять на прочность будущее европейского проекта. Потенциал развала Европейского Союза является одной из самых больших проблем, с которыми мы сталкиваемся сегодня - факт, который теряется на фоне многих других тревожных событий, конкурирующих за внимание. Миру нужна новая, инклюзивная стратегия безопасности и предотвращения конфликтов.
Война в Йемене создала еще одну гуманитарную катастрофу, разрушая страну, которая уже и так была самой бедной в арабском мире. Проблема с миллионами людей на грани голода, необходимость всеобъемлющего прекращения огня и политического урегулирования становятся все более актуальными. Йеменцы понесли огромные потери от воздушной бомбардировки, ракетных обстрелов и экономических блокад. По данным ООН, около 4000 гражданских лиц были убиты, большинство - от рук Саудовской Аравии во главе коалиционных авиаударов. Все стороны в конфликте обвиняются в совершении военных преступлений, в том числе хаотических нападениях на гражданские районы.
1. Алиев О.А. Особенности позиции ООН и Европейского Союза в вопросе урегулирования конфликтов в бывшей Югославии в начале 1990-х гг. // Система ценностей современного общества. 2010. № 16.
2. Андреев М.В. Политико-правовая институциональная система всеобъемлющей и региональной безопасности: Монография. Казань: Центр инновационных технологий. 2011.
3. Бахновский А.В., Бородаенко А.А. Реформирование Совета Безопасности ООН: вероятность замены эффективности в деятельности политическими амбициями // Теория и практика общественного развития. 2016. № 4. С. 100-102.
4. Белоногов А.М. Другой ООН у нас нет // Международная жизнь. 2008. № 6.
5. Братерский М.В. Россия и миротворческие операции: концептуальные и практические составляющие российской политики // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2018. №1.
6. Веричев Д.К. Миротворческая деятельность: основы, особенности и вызовы нового времени // Этносоциум и межнациональная культура. 2014. № 7 (73).
7. Галиева А.Т. ООН и региональные конфликты: достоинства и просчеты// Журнал: ИЗВЕСТИЯ КазУМОиМЯ имени Абылай хана. – № 8. - 2017.
8. Гильмутдинова Д., Ромадан Л. (2016) Новые тенденции и технологии в миротворческой деятельности Организации Объединенных наций в XXI веке // Международная жизнь. № 3.
9. Гришаева Л.Е. (2008) Косово: кризис миротворчества ООН // Новый исторический вестник. № 17. С. 143.
10. Глухова А.В. Политическая конфликтология перед вызовами глобализации // Социологические исследования. 2010. № 8.
11. Дарендорф Р. Современный социальный конфликт: Очерки политики свободы. М.: РОССПЭН, 2002.
12. Дарендорф Р. Элементы теории социального конфликта // Социологические исследования. 1994. № 5.
13. Денисов В. (2008) Миссия мира России // Красная звезда. 24 июля. Режим доступа: http://old.redstar.ru/2008/07/24_07/1_01.html (дата обращения: 19.01.2018).
14. Ефремова О. Прецедент урегулирования конфликта в Косово и миротворческая деятельность ООН // Дипломатическая служба. 2012. № 1. С. 70-74.
15. Заемский В.Ф. (2009) Современные проблемы миротворческой деятельности ООН. Политические исследования // ПОЛИС. Политические исследования. № 2. С. 138.
16. Зверев П.Г. Роль региональных организаций и соглашений в поддержании мира // Молодой ученый. 2014. № 5 (64).
17. Каюмова А.Р. Современные юрисдикционные проблемы операций ООН по поддержанию мира // Российский юридический журнал. 2013. № 1.
18. Костенко Н.И. Роль ООН в предупреждении транснациональной организованной преступности // Право и политика. – 2013. - № 9. – С.20-35.
19. Кольба Алексей Иванович. После 2009: современные тенденции управления социальными конфликтами в контексте теории Р. Дарендорфа // ПОЛИТЭКС. 2011. №1.
20. Кузьмина О.В. (2013) Реформа Организации Объединенных Наций и политика США в период администрации Барака Обамы (2008–2012) // Ойкумена. № 2. С. 74.
21. Миротворческая деятельность, её роль и место в поддержании международного мира и обеспечении коллективной безопасности Организации Договора о коллективной безопасности : сб. докл. / под ред. канд. воен. наук В. В. Карякина, генерал-майора запаса В. С. Зиновьева ; Рос. ин-т стратег. исслед. – М. : РИСИ, 2014. – 84 с.
22. Михеева Е.В., Пономарева Ю.Ю. Реформа ООН: с момента создания и до нашего времени // Инновации в современном мире Сборник статей Международной научно-практической конференции. Шайбаков Риф Насибуллович (отв. редактор). 2015. С. 30-33.
23. Мунтян М.А. Основы теории международных отношений [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://uchebnik-online.com/soderzhanie/textbookhtml - (дата обращения: 23.10.2019)
24. Никитин А.И. Миротворческие операции: концепции и практика. - М. Издательство: МГИМО РФ, 2000. – 234 c.
25. Петрова Е.Е. История проведения оон первой операции по поддержанию мира // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2012. № 149.
26. Рональд Атто. От миротворчества к миростроительству: эволюция роли Организации Объединенных Наций в операциях в пользу мира // Международный журнал Красного Креста. 2015. №891-892.
27. Сазонова Кира Львовна Процедуры урегулирования и предотвращения конфликтов, применяемые организацией Объединенных Наций // Известия ВУЗов. Поволжский регион. Общественные науки. 2012. №2.
28. Трефилова Ю. Трансформация концепции постконфликтного миростроительства ООН//Журнал «Международная жизнь». - №8. – 2019.
29. Торкунов А.В. Современные международные отношения. – М. Издательство: Аспект Пресс, 2012. – 584 с.
30. Хохлышева О.О. Международно-правовые проблемы силового миротворчества ООН и возможные варианты их решения. - Новгород, 2002. – 118 с.
31. Шаумян Т.Л. Независимая внешняя политика в условиях глобальной взаимозависимости // Вестник Московского университета. Серия 25: Международные отношения и мировая политика. 2017. № 1.