Введение
1. Роль и значение налоговых органов в обеспечении экономической безопасности
2. Правовая основа деятельности налоговых органов
3. Права и обязанности налоговых органов Российской Федерации
Заключение
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Курсовая работа|Налоговое право
Авторство: antiplagiatpro
Год: 2005 | Страниц: 29
Введение
1. Роль и значение налоговых органов в обеспечении экономической безопасности
2. Правовая основа деятельности налоговых органов
3. Права и обязанности налоговых органов Российской Федерации
Заключение
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги - основной источник доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса [5, C 143].
Налоги стали известны давным-давно, еще на заре человеческой цивилизации. Их появление связано с самыми первыми общественными потребностями.
Термин налоговые органы охватывает только органы ФНС, поскольку есть путаница на практике, когда под налоговыми органами понимают не только ФНС, но и иные органы.
На сегодняшний день налоговые органы представляют собой единую централизованную систему налоговых органов. Других налоговых органов не может существовать, кроме ФНС. Речь идет о субъектах РФ и о местном самоуправлении. Субъекты Федерации создавать собственные налоговые органы права не имеют. Что касается местного самоуправления, здесь сложнее вопрос. Есть закон о финансовых основах местного самоуправления, где предусмотрено создание муниципальных налоговых служб.
Однако эта норма противоречит НК и применению не подлежит. Поэтому если муниципальные органы создают налоговые органы или налоговые службы, то НК и Закон о налоговых органах РФ на эти местные органы не распространяется. Характеристика этой система как централизованной означает, что в ФНС действует только вертикальное подчинение.
Налоговая система в Российской Федерации начала создаваться в 1991 году, когда в декабре был принят пакет законопроектов о налоговой системе. Среди них закон “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”, “О налоге на прибыль предприятий и организаций”, “О налоге на добавленную стоимость” и другие.
Вопросам совершенствования деятельности налоговых органов в зарубежной и в отечественной науке уделяется немаловажное внимание. Современные проблемы по оптимизации деятельности налоговых органов нашли отражение в трудах Балабина В.И., Сокола М.П., Волошиной А.Н., Нестеров В.В. Кашина В.А., Бобоева М.Р., и других.
Однако предпринятые попытки исследования существующих проблем оказались недостаточными.
Актуальность указанных проблем, недостаточная их разработанность определили выбор темы, обусловили цели и задачи данного исследования.
Методологической и теоретической основой служат труды отечественных и зарубежных авторов.
Информационной базой исследования явились материалы, опубликованные в научной литературе и периодической печати.
1. Роль и значение налоговых органов в обеспечении экономической безопасности
В настоящий момент роль налоговых органов в развитии экономики и социальной сферы становится еще более значимой.
Сегодня особенно актуальна и трудноразрешима проблема организации эффективного налогового контроля в России, являющегося важным средством защиты имущественных интересов, как частных собственников, так и государства. Непременным условием четкого функционирования всей системы налогового контроля является эффективность работы налоговых органов, обеспечивающих формирование доходной части бюджета страны.
Немаловажную роль в проводимой ФНС России работе по подготовке процедур налогового контроля и разработке предложений по совершенствованию налогового законодательства играет изучение опыта стран с развитой рыночной экономикой, использование которого (с учетом особенностей современного этапа развития российской экономики, а также богатейшей практики работы налоговых органов на местах) дает возможность ориентировать разрабатываемые нормативные и методические документы на уровень современных международных стандартов и требований [10, C 237].
Одним из важнейших условий обеспечения экономического роста, развития предпринимательской активности, ликвидации теневой экономики, привлечения в нашу страну полномасштабных иностранных инвестиций является осуществление налоговой реформы.
Основы налоговой системы Российской Федерации заложены в 1992 г., когда был принят большой пакет законов РФ об отдельных видах налогов. За прошедшие годы было много отдельных частных изменений, но основные принципы сохраняются.
Первые попытки перейти к налоговой системе, отказавшись от порочной практики установления дифференцированных платежей из прибыли предприятия в бюджет, были сделаны еще во второй половине 1990 – 1991 гг. в рамках союзного государства. Плохо подготовленные половинчатые шаги в этом направлении были заменены с 1992 г. более стройной структурой российского налогового законодательства.
Основополагающим документом законодательства Российской Федерации о налогах и сборах является Налоговый кодекс РФ (НК РФ). Ему должны соответствовать федеральные законы о налогах и сборах, законы субъектов Федерации и законодательные акты органов местного самоуправления. Налоговый кодекс состоит из 2-х частей. Часть первая НК РФ принята в июле 1998 года и начала вводиться с 1 января 1999 г. Именно начала, поскольку некоторые статьи и положения вводились в действие в более поздние сроки. Что касается второй части НК, то ее четыре главы приняты в августе 2000 г. и введены с 1 января 2001г., а остальные главы к весне 2001 г. находились в стадии разработки. Позднее выпущены части первая и вторая НК РФ, с изменениями и дополнениями на 15 сентября 2003 г.
Налоговый кодекс заменяет Закон РФ «Об основах налоговой системы в РФ» от 27 декабря 1991 г. № 2118-1, устанавливает принципы построения и функционирования налоговой системы, прядок ведения, изменения и отмены федеральных налогов, сборов и пошлин, принципы установления региональных и местных налогов и других обязательных платежей.
НК РФ определяет правовое положение налогоплательщиков, налоговых органов, налоговых агентов, кредитных учреждений и других участников налоговых отношений. Он устанавливает основные положения по определению объектов налогообложения, исполнению налоговых обязательств, обеспечению мер по их выполнению, ведению учета поступающих финансовых ресурсов, привлечению налогоплательщиков к ответственности за налоговые правонарушения и обжалованию действий должностных лиц налоговых органов, практически речь идет о формировании новой отрасли права – налогового права с глубокой проработкой всех элементов, с учетом мирового и накопленного за последние годы российского опыта, а также особенностей развития национальной экономики.
НК РФ создается единая комплексная система налогов в стране, определяются функции, полномочия и ответственность всех уровней власти в проведении налоговой политики.
Введением части первой Налогового кодекса был сделан крупный шаг к стабилизации налоговой системы, положено начало упорядочению отношений между налогоплательщиком и государством в лице налоговых органов. Устранен такой бич нашего прошлого налогового законодательства, как введение налоговых изменений путем принятия законов, имеющих обратную силу.
Стабилизация налоговой системы проявляется в том, что устанавливается четкая кодификация налогов, а нормы и положения, регулирующие налогообложение, приводятся в единую упорядоченную систему. Причем эта система должна существенно упроститься за счет отмены множества подзаконных актов, зачастую вступающих в противоречие друг с другом.
После окончательного принятия части второй Налогового кодекса будет уменьшено общее количество видов налогов, которые могут быть введены на территории РФ. Закрытый список региональных и местных налогов и сборов будет надежной защитой налогоплательщиков от попыток поправить доходную часть соответствующих бюджетов местным, налоговым законодательством. В итоге каждый заранее будет четко знать правила «игры с государством». Это относится не только к предпринимателям, но и к любому налогоплательщику.
Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с предпринимателей и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Под сбором понимается обязательный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
1. Налоговый кодекс Российской Федерации: Части первая и вторая. - М.: Юрайт-М, 2001;
2. Налоговый кодекс: правонарушение и ответственность. – М.: ООО НПО Вычислительная математика и информатика, 2001;
3. Комментарий (постатейный) к главам 21 и 22 Налогового кодекса Российской Федерации "Налог на добавленную стоимость", "Акцизы" (в редакции Федеральных законов от 29.05.2002 № 57-ФЗ и от 24.07.2002 № 11-ФЗ): под ред. Старикова А.Н. - "Статус-Кво 97", 2003.
4. Письмо МНС РФ от 22 июля 2003 г. № ВГ-6-03/807 "Свод писем по применению действующего законодательства по налогу на добавленную стоимость за 1 полугодие 2003 года"// Консультант плюс
5. Налоги и цивилизация.// Информационный бюллетень Министерства финансов РК (№ 9- 1995)- 1,4 п.л.
6. Андреев И.М. О порядке заполнения налоговых деклараций по единому налогу/ И.М. Андреев // Налоговый вестник.-2003.-№4.-С.80-91.
7. Басалаева Е.В. О координации и гармонизации налоговых отношений / Е.В. Басалаева // Финансы.-2004.-№2.-С.27-29.
8. Барсукова В.Н. О едином социальном налоге/ В.Н. Барсукова / Налоговый вестник.-2004.-№2.-С.34-39.
9. Барсукова В.Н. О едином социальном налоге/ В.Н. Барсукова // Налоговый вестник.-2004.-№1.-С.24-28.
10. Барсукова В.Н. О едином социальном налоге/ В.Н. Барсукова // Налоговый вестник.-2004.-№3.-С.51-57.
11. Березин М.Ю. Состав и экономическое содержание функций налогов/ М.Ю. Березин // Финансы и кредит. – 2003 - №19.
12. Вайпан В.А., Гладких С.Р.,Щербинин С.С. Новый Таможенный кодекс Российской Федерации. Комментарий/ В.А. Вайпан, С.Р. Гладких, С.С. Щербинин // Право и экономика – 2003 - .№7, №8.
13. Воронцов Л.Д. Экономия на ЕСН за счет налога на прибыль / Л.Д. Воронцов. //Главбух. – 2004. - № 2.
14. Викентьева С.С. Заполнение декларации по налогу на добавленную стоимость/ С.С. Викентьева // Бухгалт.учет.-2004.-№2.-С.40-49.
15. Вылкова Е.С. Расчет налогового бремени в современных российских условиях/ Е.С. Вылкова // Налоговый вестник.-2003.-№1.-С.136-139.
16. Гончаренко Л. И., Грунина Д. К., Мельникова Н. П. Основы налогообложения: Учеб. пос. по курсу «Налоги и налогообложение» для специализации «Налоги и налогообложение» / Под ред. Л. П. Павловой; Финансовая академия при Правительстве РФ.– М.: ФА, 2003.– 51 с.
17. Горский К.В. Некоторые параметры налоговой реформы/ К.В. Горский // Финансы и кредит.-2004.-№2.-С.22-26.
18. Грунина Д.К., Ивченков Л.С. Государственные налоговые органы и органы налоговой полиции в Российской Федерации: Учебное пособие/ Д.К. Грунина, Л.С. Ивченков. - М.: ФА, 2000.
19. Горленко И.И. О налоге на добавленную стоимость/ И.И. Горленко // Налоговый вестник.-2004.-№3.-С.24-28.
20. Гусаковская Е.Г. Заработная плата и связанные с ней налоги/ Е. Г. Гусаковская // Бухгалтерский учет.-2004.-№1.-С.3-7.
21. Давыдова И.А. О налогообложении подакцизных товаров/ И. А. Давыдова // Налоговый вестник - №7 – 2001.
22. Дольнова В.Н. О едином социальном налоге // Налоговый вестник.-2003.-№1.-С.31-35.
23. Дольнова В.Н. Порядок исчисления и уплаты индивидуальными предпринимателями единого социального налога в 2003 году /В. Н. Дольнова // Налоговый вестник.-2003.-№7.-С.42-53.
24. Евстигнеев Е.Н. Основы налогового планирования/ Е.Н. Евстигнеев. – CПб.: Питер, 2004
25. Егорычева Е.Г. Заполнение налоговой декларации по единому социальному налогу / Е.Г. Егорычева // Бухгалтерский учет.-2003.-№4.-С.41-48.
26. Егорычева Е.Г. Заполнение налоговой декларации по единому социальному налогу за 2003 г./ Е.Г. Егорычева // Бухгалтерский учет.-2004.-№4 С 40-47.
27. Ильин А.В. Российская налоговая система на рубеже XXI века / А В. Ильин // Финансы.-2004.-№4.-С.31-34.
28. Ильин А.В. К проблеме обоснованности возмещения налога на добавленную стоимость / А. В. Ильин // ЭКО.-2003.-№2.-С.34-45.
29. Камин В.А., Бобоев М.Р. О совершенствование налоговой системы Российской Федерации/ В.А. Камин, М.Р Бобоев // Налоговый вестник – 2002.- №12.
30. Мельник Д.Ю. Налоговый менеджмент/ Д.Ю. Мельник. – М.: Финансы и статистика, 2001.
31. Астапов К. Приоритеты налоговой реформы в Российской Федерации / К. Астапов // Экономист.-2003.-№2.-С 54-59.
32. Изменения в налоговом законодательстве// Финансовая газета – 2004.- №2.
33. Министерство по налогам и сборам РФ - http://www.nalog.ru
34. Информационно – правовая система «Гарант»
Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших
экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!
Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!