Введение
- Теоретические основы налогообложения и предоставления налоговых льгот на местном уровне
1.1. Местные налоги. Их место и роль в налоговой системе Российской Федерации
1.2. Налоговые льготы. Сущность и классификация
1.3. Экономическая сущность льгот по местным налогам
- Анализ эффективности предоставленных налоговых льгот по местным налогам (на примере ЗАТО г. Островной)
2.1 Характеристика предоставленных налоговых льгот по земельному налогу ЗАТО г. Островной
2.2 Оценка эффективности местных налоговых льгот ЗАТО г. Островной за 2019 год
2.3 Предложения по совершенствованию законодательства по местным налогам
Заключение
Список использованной литературы
Приложение 1
Приложение 2
Налоговые льготы — это прямой вычет из налоговых поступлений государства, т. е. фактически это средства, которые бюджет не получает. Поэтому льготы рассматриваются как «зло», масштабы и результаты которого должны быть сведены к минимуму. Не случайно западные экономисты определяют налоговые льготы именно как субсидирование государством, устанавливая более благоприятные налоговые условия для определенных категорий налогоплательщиков. Следует отметить, что во многих странах, применяющих эту точку зрения, использование налоговых льгот возможно только в исключительных случаях, что должно быть обосновано и предписано законом.
Сторонники льгот настаивают на их значительной стимулирующей функции, которая объективно необходима для создания благоприятных условий для развития определенных видов экономической деятельности и их социальной функции, с тем чтобы снизить налоговую нагрузку на социально незащищенные слои населения. Соответственно, преимущества воспринимаются как необходимое «добро», которое во многом исправляет этические недостатки существующего социального и экономического неравенства в обществе.
Российский закон пытается принять комбинацию двух вышеуказанных позиций. Компромисс в этом случае обеспечивается введением небольшого числа налоговых льгот, которые в налоговом кодексе прямо упоминаются как льготы, и введением гораздо большего числа различных типов преференций, которые юридически не связаны с льготами, хотя на самом деле фактически ими являются.
Таким образом, все вышесказанное определяет актуальность темы данной курсовой работы.
Объектом исследования настоящей работы является транспортный налог. Предметом исследования является организация расчетов с бюджетом по транспортному налогу
Цель работы – изучение налоговых льгот по местным налогам и выявление их стимулирующей роли.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть местные налоги и их место и роль в налоговой системе РФ:
- изучить налоговые льготы, их сущность и классификацию;
- охарактеризовать экономическую сущность льгот по местным налогам;
- дать характеристику предоставленных налоговых льгот по земельному налогу ЗАТО г. Островной;
- провести оценку эффективности местных налоговых льгот ЗАТО г. Островной за 2019 год;
- рассмотреть предложения по совершенствованию законодательства по местным налогам.
Методами исследования послужили методы дедукции, индукции, абстрактно-логические, статистико-экономическая, графическая, сравнения и группировки.
Информационной базой исследования послужили законодательно – нормативные акты регулирующие правила предоставления налоговых льгот и работы по теории налогов и налогообложения таких авторов как Дадашев А.З., Колчин С.П., Мартыненко Т.А., Брагин А.С., Филлипов А.В., Сергиенко Н.С. и др.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
1. Теоретические основы налогообложения и предоставления налоговых льгот на местном уровне
1.1. Местные налоги. Их место и роль в налоговой системе Российской Федерации
Налоги представляют собой безвозмездные платежи, которые взимаются как с организаций, так и с физических лиц. Они являются обязательными для всех и взимаются в форме отчуждения денежных средств, принадлежащих организациям и физическим лицам на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления. Целью налогов является финансовое обеспечение деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Налоги являются инструментом для сбора части новой стоимости, которая становится государственной собственностью. Так что особенность налогов – это [4]
– тесные налоговые отношения с государственными органами, для которых они являются наиболее важным источником дохода;
– принудительный характер платежей, осуществляемый на основе законодательства;
– участие в экономических процессах общества.
Экономическая природа налогов характеризуется денежными отношениями с государством с юридическими и физическими лицами, имеющими конкретную цель - привлечение средств в распоряжение государства.
Сущность налогов проявляется в их функциях: фискальных и экономических. С помощью первого формируется бюджетный фонд; выполняя второе, государство влияет на производство, стимулируя или ограничивая его развитие, улучшая или ослабляя накопление капитала, увеличивая или уменьшая спрос населения.
В соответствии с частью первой Налогового кодекса Российской Федерации № 146-ФЗ от 31 июля 1998 г. в РФ установлены и взимаются следующие виды налогов и сборов [1]:
– федеральные налоги и сборы;
– региональные налоги и сборы;
– местные налоги и сборы.
К местным налогам относятся те, которые установлены налоговым кодексом и правовыми актами представительными органами местного самоуправления, которые в соответствии с этим кодексом были приняты нормативными актами представительных органов местного самоуправления и являются обязательными на территориях соответствующих муниципалитетов.
Введение местных налогов предусмотрено законом как дополнение к существующим федеральным налогам. Это позволило более полно учитывать разнообразие местных потребностей и видов доходов местных бюджетов.
Значение местных налогов заключается в формировании доходной части бюджета местных органов власти. Они гарантируют финансовую поддержку в реализации таких важных для региона социальных решений, как содержание полиции и пожарной охраны, жилищного фонда и объектов социально-культурного назначения, организация рекламы, а также свободная торговля и др [6].
Виды местных налогов и сборов определяются Налоговым кодексом Российской Федерации с последующими изменениями и дополнениями. Из кодекса следуют общие рекомендации о плательщиках, о предельных ставках, об источниках оплаты. Закон предоставил местным властям право взимать налоги, определять категории плательщиков, устанавливать ставки, порядок расчета и сроки платежей, а также предоставлять льготы.
Местные налоги взимаются на всей территории Российской Федерации. К местным относятся следующие виды налогов [4]:
1) Налог на имущество физических лиц - дифференцируется по предмету налогообложения. Сумма налоговых платежей зачисляется в местный бюджет по месту нахождения (регистрации) объекта налогообложения.
2) Налог на имущество - дифференцируется по типу земель, назначению и пользователю (порядок выдачи кредита определяется основным законодательством).
Характеристиками местных налогов Российской Федерации являются преобладание прямых налогов в местном налогообложении; нет ограничений по местным налогам; отсутствие инструкций по большинству местных налогов и сборов Министерства финансов Российской Федерации и ИФНС; налогоплательщиками местных налогов и сборов являются как юридические, так и физические лица; низкий процент поступлений от местных налогов и сборов в местные бюджеты.
Экономическая база местного самоуправления является одним из основных элементов местного самоуправления. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вводит понятие «местные финансы». В соответствии с требованиями Конституции Российской Федерации закон предусматривает, что каждый муниципалитет должен иметь свой бюджет.
Бюджетный кодекс Российской Федерации определяет местный бюджет как форму образования и расходования средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, возложенных на субъектов местного самоуправления.
Местный бюджет представляет собой совокупность регулируемых законом общественных отношений, которые развиваются в процессе формирования и расходования средств на реализацию функций и компетенций местного самоуправления [10].
Важную роль в доходах местного бюджета должны играть местные налоги. В соответствии с Бюджетным кодексом, каждому территориальному уровню назначается как минимум два вида налога.
Таким образом, с 1 января 2006 года земельный налог и налог на имущество физических лиц относятся исключительно к местным налогам.
1.2. Налоговые льготы. Сущность и классификация
Согласно ст. 56 НК «льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере» [1].