Введение
1 Политико-правовые основы обеспечения участия женщин в общественно-политических процессах
1.1 Гендерный подход в политике: теория и история становления
1.2 Развитие политических прав женщин в России
2 Политико-институциональные основы участия женщин в общественно-политической жизни России
2.1 Представительство женщин России в политике и структурах власти
2.2 Политическое участие женщин: факторы, проблемы и стратегии их разрешения
Заключение
Список использованных источников
Приложение А Программа социологического исследования
Приложение Б Бланк интервью
В России женщины занимают менее четверти мест в парламенте и единичные высокие посты в исполнительной власти. Между тем мировая статистика свидетельствует о том, что чем больше женщин в политике, тем лучше решаются вопросы социальной защиты, материнства и детства. Это связано с тем, что мужчины больше озабочены вопросами внешней политики и бюрократии. Их реже интересуют такие жизненно важные вопросы, как здравоохранение, образование, защита людей с ограниченными возможностями и так далее. Для женщины это естественно. Это первое, о чем она подумает. Кроме того, для женщин важно взаимопонимание, поэтому они ориентируются на консенсусное решение вопросов, а не на силовое продавливание.
Однако, процесс притока женщин в политику не соотносится со сложившимся стереотипом о том, что политика - для мужчин, а семья, дети - для женщин. Доля женщин на уровне принятия решений в большинстве стран остается низкой и далеко не соответствует их доле в населении и рабочей силе. Актуальным остается вопрос о факторах, влияющих на меньшее участие женщин в общественно-политических процессах.
Кроме того, актуальность темы исследования не в меньшей степени обусловлена растущим интересом российских ученых к проблеме развития международных прав женщин и их участия в политическом процессе. Исследования такого рода будут способствовать не только расширению представлений о проблеме развития политических прав женщин как социально-политического явления, но более глубокому пониманию сущности феномена влияния женщин на развитие современного российского общества.
Степень научной разработанности. Исследования, посвященные вопросам женских движений, берут своё начало с гендерного анализа. Методология гендерного анализа в большей мере разработана в трудах западных ученых.
Российские ученые O.A. Воронина, Е.А. Здравомыслова и другие дали глубокий анализ гендерной проблематики и разработали фундаментальные теории, в которых затрагиваются вопросы методологии гендерных исследований.
В 90-е годы XX столетия начинают появляться научные работы, статьи, посвященные проблеме активизации российского женского движения на волне реформаторства и деятельности общественно-политического движения «Женщины России». Эти исследования затрагивают тему обострения социально-экономического кризиса в России, в условиях которого женские организации ориентировались скорее на решение конкретных социальных задач, а именно преодоления повсеместного нарушения прав человека, чем на преодоление неравенства женщин в сфере политики.
Таким образом, к настоящему времени в российской политической мысли накоплен определенный научный багаж по вопросам, касающимся различных аспектов «женского движения». Однако следует признать, что пока незначительное число научных исследований посвящено глубокому и разностороннему политологическому изучению вопроса участия женщин в политике России.
Объект исследования – женщины в общественно-политических процессах.
Предмет исследования – политическое участие женщин в современной России.
Цель исследования – определить уровень политического участия женщин в современной России.
Задачи, поставленные для достижения цели исследования:
- изучить гендерный подход в политике;
- рассмотреть историю развития политических прав женщин в России и на Западе;
- проанализировать Российское законодательство по вопросам гендерного равенства;
- рассмотреть представительство женщин России в политике и структурах власти;
- определить основные направления политической деятельности женщин в России;
- выявить факторы, влияющие на политическую активность женщин в современной России;
- предложить рекомендации для увеличения политического участия женщин.
Гипотеза исследования. На сегодняшний день в России наблюдается низкий уровень политического участия женщин, что является результатом отсутствия института по защите прав женщин.
2.1 Представительство женщин России в политике и структурах власти
Необходимость и целесообразность обеспечения сбалансированного участия женщин в политических и общественных органах считаются общепризнанными. Как отмечается в аналитическом отчете Совета Европы за 2017 год, степень участия женщин в политической жизни является ключевым показателем гендерного равенства, социальной справедливости, а также истинной демократии. Но несмотря на столь единодушное мнение, представительство женщин в органах, ответственных за принятие решений, по всему миру по-прежнему остается на недостаточном уровне. Россия не является исключением.
В качестве доказательства можно привести пример глобального исследования и сопровождающий его рейтинг стран мира по интегральному показателю равноправия полов Всемирного экономического форума. Основной категорией исследования является индекс гендерного разрыва, который определяется в четырех ключевых областях – экономическое участие и возможности, уровень образования, жизнь и здоровье, расширение политических прав и возможностей. Нас интересует последний показатель. Так, политические права и возможности связаны с разрывом между мужчинами и женщинами на самом высоком уровне принятия политических решений. Это министерские и парламентские должности, а также исполнительная власть.
В последнем отчете за 2018 год 149 стран проанализировали свой прогресс в достижении гендерного равенства по шкале от 0 (неравенство) до 1 (равенство) в перечисленных выше ключевых областях. Россия заняла 75-е место среди всех 149 стран, так как Россия полностью ликвидировала гендерный разрыв в среднем образовании и приблизилась к этому в сфере здравоохранения. Также достигнуто улучшение в равной оплате труда. Однако среди рейтингов России ее рейтинг политического участия остается самым низким – 123 место из 149 стран.
Таким образом, измерения индекса гендерного разрыва указывают на низкий уровень политического представительства женщин в России, что свидетельствует о недостаточном использовании развивающегося потенциала женщин.
Также интересно рассмотреть, как представлены женщины на федеральном и региональном уровне нашей страны.
Итак, Федеральное Собрание состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы. Председателем Совета Федерации является Матвиенко Ивановна. В одном из интервью она заявила, что в России неудовлетворительный уровень представительства женщин на уровне принятия решений. По ее словам, в парламенте мало женщин, гораздо меньше того, чем хотелось бы. Так, в состав Совета Федерации входит 30 женщин-сенаторов, что составляет около 18% состава верхней палаты законодательного органа. В Государственной Думе седьмого созыва достигнуто наибольшее число женщин-депутатов за всю постсоветскую историю страны – 15,8% депутатов, что свидетельствует о попытке достижения гендерного баланса на количественном уровне. Однако все руководящие посты занимают мужчины. Среди партийных лидеров, представленных в Думе, женщин нет. Набор в парламентские комитеты и комиссии еще больше усиливает гендерную сегрегацию. Женщины возглавляют 5 из 26 (19%) комитетов Госдумы: по культуре, экологии и охране окружающей среды, по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству, по регламенту и организации работ Государственной Думы, а также по вопросам семьи, женщин и детей.
В Правительстве РФ ситуация не сильно отличается. Среди заместителей председателя Правительства представлены только 2 женщины (22,22%). Среди Федеральных министров – 1 женщина (Министр культуры Любимова Ольга Борисовна), что составляет всего 4,76%.
На региональном уровне доля женщин, избранных депутатами, несколько выше, чем в Думе – 18,5%. Но в последние годы только четыре женщины занимали посты глав субъектов Российской Федерации – 5% от всех глав областей. А в настоящее время только один субъект возглавляет женщина – Наталья Комарова, которую назначили на пост губернатора Ханты-Мансийского автономного округа в марте 2010 года.
Женщины лучше представлены на муниципальном (местном) уровне в России – около 31% местных представителей (муниципальных депутатов) по всей стране. Ситуация в органах исполнительной власти выглядит еще лучше. Так, женщины занимают 54% всех руководящих должностей. Однако женщины редко бывают главами городов.
Как показывает статистика, женщины занимают большинство должностей нижнего и среднего звена в федеральном и региональном государственном управлении и службе. Таким образом, в России в целом наблюдается невысокое политическое представительство женщин на высших руководящих должностях. Возникает вопрос как женщина может прийти к власти вообще.
Одним из механизмов, с помощью которого женщины могут получить доступ к выборной должности и политическому руководству, являются политические партии. Поэтому структура, политический курс, деятельность и интересы политических партий оказывают сильное влияние на возможность участия женщин в политической жизни своей страны. Федеральный закон «О политических партиях» прямо устанавливает обязанность партий создавать равные возможности для представительства мужчин и женщин, тем самым предусматривая гендерное равенство в политическом представительстве.
В настоящее время ни одна из парламентских партий не имеет четкой программы по поддержке женщин. Только партия «Яблоко» проводит политику, учитывающую гендерные аспекты. В 2002 году партия «Яблоко» включила «достижение конституционного обеспечения равных прав и возможностей для мужчин и женщин» в свой партийный манифест. В 2006 году партия организовала собственную женскую фракцию под названием «гендерная фракция».
Также в России существовали женские партии, которые официально были зарегистрированы в качестве политических партий. Например, Народная партия «За женщин России». Партия была основана в 2012 году Галиной Викторовной Латышевой. Однако в мае 2019 года стало известно, что Минюст России направил иск в суд о ликвидации партии в связи с невыполнением требований об обязательном участии в выборах. 14 июня 2019 года Народная партия «За женщин России» ликвидирована решением Верховного суда Российской Федерации за недостаточность участия в выборах в течение семи лет. Помимо этого, существовала партия под руководительством Семериковой Елены Геннадьевны под названием «Женский диалог». Однако так же по причине неучастия в выборах была ликвидирована в июне 2020 года. Обе партии, тем не менее, поддерживали положение женщины как матери и жены. Также их манифесты по продвижению женщин на руководящие посты не содержали конкретики.
Таким образом, опыт женских политических партий в России нельзя назвать удачным. Однако женщины на этом не останавливаются. Так, Народная артистка России Алла Перфилова, известная под псевдонимом Валерия, решила создать свою политическую партию, которая получит название «Сильные женщины». Основной целью является борьба с домашним насилием. Желание присоединиться к партии изъявила продюсер Яна Рудковская. Однако регистрация партии так и не состоялась и её дальнейшая судьба на сегодняшний день неизвестна. Как заявил Иосиф Пригожин в одном из интервью «Валерию кроме музыки ничего не интересует». Возможно, идею создания партии «Сильные женщины» в будущем продолжит сам Пригожин.
1 Скотт Дж. Гендер: полезная категория исторического анализа. СПб. : Алетейя, 2006. 405 с.
2 Киммел М. Гендерное общество. М. : Академический проект, 2013. 464 с.
3 Воронина О.А. Феминизм и гендерное равенство. М. : Прогресс, 2014. 320 с.
4 Здравомыслова Е.А. Социальное конструирование гендера // Социологический журнал. 2008. № 3. С. 21-33.
5 Айвазова С.Г. Гендерный дискурс в поле консервативной политики // Женщина в российском обществе. 2017. № 4. С. 3-13.
6 Кочкина Е.В. Российский электорат: демографический разрыв как политический ресурс гендерной сегментации // Полис. 2016. № 1. С. 15-26.
7 Тишков В.А. Семья, гендер, культура. М. : РГБ, 2016. 416 с.
8 Степанова Н.М. Гендерная реконструкция политических систем. СПб: Питер, 2016. 987 с.
9 Гидденс Э. Социология. М. : Едиториал УРСС, 2005. 632 с.
10 Брайсон В. Политическая теория феминизма. М. : Идея-Пресс, 2017. 304 с.
11 Темкина А.А. Гендерная политика в странах Северной Америки, Скандинавии и Западной Европы. СПб. : Алатейя, 2015. 112 с.
12 Шведова Н.А. Гендер и развитие: проблемы и достижения // США и Канада: экономика, политика, культура. 2017. № 3. С. 43-65.
13 История феминизма: три волны за один век // Рамблер: https://news.rambler.ru/other/37758005/?utm_content=news_media&utm_medium=read_more&utm_source=copylink (дата обращения: 3.11. 2020)
14 Королева Т.А. Женское движение: генезис и эволюция // Вестник Томского государственного университета. 2016. № 368. С. 44-50.
15 Шведова Н.А. Гендерный подход как фактор политической культуры // Гендерный калейдоскоп. 2015. № 12. С. 18-23.
16 Темкина А. Женский путь в политику: гендерная перспектива // Гендерное измерение социальной и политической активности в переходный период. 2016. № 4. С. 46-62.
17 Темкина А., Здравомыслова Е. Социальное конструирование гендера как феминистская теория // Женщина. Гендер. Культура. 2017. №1. С. 8-19.
18 Куликова А.А. Гендерный подход в российском законодательстве // Манускрипт. 2016. № 1. С. 92-96.
19 Хоаре Дж., Муравьева М. Достижение сбалансированного участия женщин и мужчин в принятии политических и общественных решений. М. : Идея-Пресс, 2019. 70 с.
20 Структура // Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации: http://council.gov.ru/structure/ (дата обращения: 1.12. 2020)
21 Структура // Государственная Дума Федерального собрания Российской Федерации: http://duma.gov.ru/structure/ (дата обращения: 1.12. 2020)
22 О Правительстве // Правительство Российской Федерации: http://government.ru/structure/ (дата обращения: 1.12. 2020)