Введение
1 Теоретический подход к изучению политической коммуникации
1.1 Понятие и структура политической коммуникации
1.2 Неформальные политические коммуникации: определение, сущность, функции, виды
2 Использование неформальных политических коммуникаций на примере платформы YouTube
2.1 Исследование распространения неформальных политических коммуникаций
2.2 StandUp как современный вид неформальной политической коммуникации
Заключение
Список использованных источников
Приложение А Программа социологического исследования
В основе молвы, слухов, сплетен всегда лежит вымысел. Этот вымысел порождает уже первый рассказчик, поскольку он не может обладать полной информацией, и потому старается реконструировать информационные пробелы. В дальнейшем, при передаче от человека к человеку, вымысел разрастается, дополняется все новыми «подробностями», эмоциональными оценками (число которых увеличивается там, где не хватает достоверной информации). Эта эмоциональная окраска делает молву, слух или сплетню более привлекательной и яркой для запоминания, а также упрощает ее восприятие и доступность для всех социальных групп.
Степень научной разработанности. Политические коммуникации, как предметная область изучения, интересует не только политологов, но также философов, культурологов и социологов.
В целом, мысли о сущности коммуникации идут из эпохи Античности, Древнего Рима. Уже тогда, Аристотель в своей «Риторике» осмысливал процесс коммуникации между людьми и создал теорию убедительного сообщения.
Впервые в своем современном значении термин «коммуникация» появился в статье основоположникасовременной кибернетики Н. Винера.Однако определяющее значение для разработки теории политической коммуникации имеют труды К. Дойча, который впервые в конце 40-х годов XX в. представил политическую систему как особую форму информационно-коммуникационных обменов междууправляющими и управляемыми
Классик американской политической науки Гарольд Лассуэл в своей работе «Структура и функции коммуникации в обществе», опубликованной в 1948 г., показал линейную или же горизонтальную схему коммуникации.
Среди отечественных ученых, которые разрабатывали данную тематику можно выделить А.И. Соловьева, М.Н. Грачева, Ю.В. Ирхину, С.А. Шомову. В своих трудах они предпринимали попытки определения политической коммуникации, её структуры, уровней и принципов передачи информации по каналам.
Однако с быстрыми темпами изменений в обществе следует отметить более современные труды на тему как формальной, так и не формальной политической коммуникации.
В своей статье под названием «Роль политических коммуникаций в политических процессах современного мира», Савельева И.А. рассматривала роль политической коммуникации в политических процессах, возможности использования передачи и обмена информации между обществом и властью.
Объект –неформальные политические коммуникации.
Предмет – особенности использованиянеформальных политических коммуникаций в масс-медиа.
Цель – выявить особенности использования неформальных политических коммуникаций в масс-медиа.
Задачи:
- рассмотреть понятие и структуру политической коммуникации;
- дать определение неформальной политической коммуникации: определить её сущность, виды и функции;
- изучить использование неформальной политической коммуникации на примере видео-выступлений на платформеYouTube;
- рассмотреть StandUpкак современный вид неформальной политической коммуникации.
Гипотеза исследования.Особенностями неформальных политических коммуникаций будет являться приобретение её новых форм и видов, помимо использования и укладывания традиционных.
1.1 Понятие и структура политической коммуникации
Политическая сфера является важнейшей составляющей структуры современного государства и общества. При этом ключевую роль в политических процессах играют разного рода формы политической коммуникации, которые, по мнению политологов, наполняют жизнью все политические процессы, поскольку одновременно связывают между собой субъектов политического взаимодействия, политико-правовые и государственные институты, обеспечивая, в конечном итоге, логичность последовательности политических событий.
Происхождения термина «политическая коммуникация» произошло относительно недавно – в середине прошло века, в связи с возросшим интересом исследователей к проведению глубокого анализа пропаганды, проводимой во время второй мировой войны. Постепенно развиваясь и оформившись в самостоятельное направление политологии, изучение политической коммуникации привело к формированию различных подходов к определению понятия рассматриваемой категории.
Так, представители первой точки зрения формулировали следующее определение политической коммуникации – это непрерывный процесс передачи политической информации между различными элементами политической системы, а также между политической системой и обществом.
В рамках второго подхода политическая коммуникация определяется следующим образом: политическая коммуникация – это весь диапазон коммуникационных процессов неформального характера, происходящих в обществе и оказывающих разнообразное влияние на текущее состояние политики.
Наконец, третий подход выработал такое определение политической коммуникации как постоянный обмен политическими смыслами между членами общества с одной стороны, и политическими силами – с другой, конечного целью которого выступает достижение определенного согласия, консенсуса между ними по социально-значимым и государственно-политическим вопросам.
Таким образом, несмотря на наличие различных подходов к определению понятия политической коммуникации необходимо сделать вывод о том, что большинство исследователей едины в понимании того, что под политической коммуникацией необходимо понимать всю совокупность происходящих в обществе формальных и неформальных коммуникационных процессов, оказывающих разнообразное влияние на политическую сферу.
Проводя характеристику политической коммуникации, необходимо остановиться на рассмотрении тех элементов, которые составляют основное содержание анализируемой категории.
В качестве соответствующих элементов, прежде всего, принято выделять политические сообщения и информационные потоки. При этом понимания под политическими сообщениями информацию, передаваемую между субъектами политики в процессе борьбы за власти и ее реализации, принято выделять три основных типа соответствующих сообщения:
- побудительные политические сообщения, содержащие в себе требования или призывы к совершению определенных действий или формированию конкретной модели поведения. Как правило, выражаются в форме убеждения или приказа;
- информативные политические сообщения – то есть сообщения содержащее в себе определенные политически-значимые сведения (не всегда соответствующие действительности);
- фактические политические сообщения, направленные на установление и сохранение необходимой степени взаимодействия между субъектами политики.
1. Винер Н. Кибернетика, или Управление и связь в животном и машине. / Пер. с англ. И.В. Соловьева и Г.Н. Поварова под ред. Г.Н. Поварова.2-е издание. М.: Наука, 2006. 344 с.
2. Дойч К. Нервы управления. Модель политической коммуникации. М.,2008. 398 с.
3. Истон Д. Категории системного анализа политики // Политология: Хрестоматия /Сост. М.А. Василик. М.С. Вершинин. М.: Гардарики, 2000. 320 с.
4. Алмонд Г., Верба С. Гражданская культура и стабильность демократии // Полис. 1992.№4. С. 122.
5. Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие / пер. с нем. под ред. Д.В. Скляднева. СПб., 2000. 380 с.
6. АрендтХ. Vitaactivia, или О деятельной жизни / Пер. с нем. И англ. В.В. Бибихина. СПб.: Алетейя, 2000. 296 с.
7. Воронцов С.Г. Модель коммуникации Г.Д. Лассуэла как элемент методологии цивилистических исследований // Методологические проблемы цивилистических исследований. 2019. №1. С. 415-431.
8. Соловьев И.А. Политические коммуникации. М.: Аспект Пресс, 2008. 332 с.
9. Грачев М.Н. Ирхин Ю.В. Актуальные проблемы политической науки: коллективная монография. М.: Экономическая демократия, 1996. 188 с.
10. Шомова С.А.Политическая коммуникация: социокультурные тенденции и механизмы. М.: ИНИОН РАН, 2004. 246 с.
11. Савельева А.И. Роль политических коммуникаций в политических процессах современного мира // Социально-экономические исследования, гуманитарные науки и юриспруденция: теория и практика. 2016. № 7. С. 39- 45.
12. Кульназарова А.В. Интернет-коммуникации органов государственной власти и общества в России // Вопросы политологии. 2016.№ 3. С. 60-66.
13. Кузнецова Е.В. Инновации в политической коммуникации // Мировое культурно-языковое и политическое пространство: инновации в коммуникации. М.: РУДН, 2017. С. 98-113.
Всего 23 источника литературы