Актуальность темы исследования заключается в том, что в настоящее время отношения населения с властью в России находятся в напряженном состоянии. Это напряжение непосредственно связано с деятельностью власти, к которой люди все сильней теряют доверие.
Доверие всегда было основой любых отношений между людьми. Мы сталкиваемся с феноменом доверия в межличностных отношениях, в общественных процессах, в экономике, политике, бизнесе. Доверие несомненно влияет на прочность связей между людьми в различных сферах жизни, обеспечивает интеграцию и стабильность общества.
Доверие так или иначе затрагивает вопрос власти. В политической сфере оно способно показать отношение людей к устройству и деятельности государственных структур. Доверие является показателем общественных настроений, без которого не добиться успеха политическим властям. Оно возникает среди граждан и отражает их надежды на улучшение жизни и веру в действующую власть. Доверие граждан обеспечивает поддержку институтов власти и их деятельности и соответственно является частью механизма легитимации власти.
Выборы можно охарактеризовать как процесс кредитования политики. Избиратели, отдавая свой голос за определенного политика, доверяют выбранному политику и надеются на его перспективные политические решения. Делая выбор в пользу определенного политика человек рискует в той или иной мере. Но этот риск всегда оправдывается в глазах избирателя в уверенности и доверии к избираемому политическому деятелю.
К сожалению, в настоящее время в России доверие населения к власти снижается. Люди перестают верить в силу своего голоса на выборах, сомневаются в демократичности выборов, разочаровываются результатами реформ. Их ожидания от избранных кандидатов и партий не оправдываются, что существенно сказывается на доверии к власти. Эта проблема в российском обществе как никогда актуальна, ведь ее решение зависит от поведения и деятельности власти и ее взаимоотношения с обществом.
Степень научной разработанности. Проблему доверия рассматривали такие научные деятели, как Т. Гоббс, Дж. Локк, М. Вебер, Э. Дюркгейм, Т. Парсонс.
Институт выборов в России в контексте реализации конституционных принципов рассматривал А.Е. Постников [1]. Он также рассматривал эволюцию выборов и предложил выработку концептуальной модели изменения Конституции РФ в части регулирования избирательной системы.
Проблеме института выборов также уделяли внимание такие авторы, как Н.С. Бикмурзина и А.А. Галкина [2], Г.Н. Дзукаев [3], Г.Г. Ригвава [4], Б.И. Макаренко [5]. Авторы рассматривали выборы в качестве института демократии в российской политической реальности и уделяли внимание функциям и влиянию выборов на политические институты.
Проблему доверия к политическим институтам в России рассматривали В.О. Киселев [6], Н. Зоркая [7]. Доверие в сфере политического анализа описывал П.Н. Рыбчак [8]. Причины недоверия россиян к выборам указывала в своей работе Г.Р. Габдрахманова [9].
Влияние фактора доверия населения институту выборов на функционирование политической системы российского общества, а так же траектории ее динамики в рамках проводимых реформ описывали в своей работе Н.В. Дергунова и А.А. Сурков [10].
Социальный аспект феномена доверия граждан к выборам анализировался А.А. Лебедевой [11]. И.Б. Гасанов рассматривал доверие в целом как явление, так и в качестве важного элемента выборов [12].
Несмотря на огромное количество научных работ, связанных с проблемой доверия как в целом, так и в политической сфере, проблема доверия именно к институту выборов мало изучена.
Объектом работы является институт выборов как механизм прямой демократии.
Предметом работы является доверие к институту выборов в российском обществе.
Цель работы заключается в том, чтобы определить главные причины недоверия россиян к институту выборов.
Задачи:
- рассмотреть основные понятия, связанные с институтом выборов;
- выделить основные принципы выборов;
- определить функции и структуру выборов;
- рассмотреть доверие как общественное явление;
- выявить факторы, влияющие на доверие к институту выборов;
- провести сравнительный анализ электоральных исследований;
- определить уровень доверия россиян к институту выборов;
- выделить основные причины недоверия россиян к институту выборов.
Гипотеза: главными причинами недоверия россиян к институту выборов являются неконкурентность выборов, разочарование в проводимой политике властями и в деятельности выбранного президента.
Теоритическая основа работы: Для рассмотрения вопросов, связанных с проблемой доверия к институту выборов в российском обществе были проанализированы труды таких авторов, как Б.И. Макаренко, А.А. Лебедева, П.Н. Рыбчак, И.Б. Гасанов, А.А. Югов [13], И.Р. Бадретдинов [14].
Методологической базой послужили принципы объективности, научности, системного подхода в изучении проблемы доверия к институту выборов в российском обществе.
Методы исследования: в процессе работы был проведен анализ теоретического, практического материала по данной теме исследования, а также был проведен сравнительный анализ электоральных исследований.
Эмпирическую базу исследования составил сравнительный анализ электоральных исследований Левада-Центра, ВЦИОМа, ФОМа и Romir, проведенных перед выборами президента России 2018 года.
Научная новизна данной работы заключается в определении главных причин недоверия россиян к институту выборов.
Практическая значимость данной работы заключается в возможности использования материала курсовой работы при дальнейшей разработке данной темы, а также работа может быть использована для определения главных причин недоверия россиян к институту выборов.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения.
1 Теоретические основы изучения доверия к институту выборов
1.1 Выборы: основные понятия, принципы, структура и функции
Рассматривая институт выборов в первую очередь стоит обратить внимание на основные понятия в данной сфере.
В первую очередь речь пойдет о самих выборах. Так, согласно ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» выборы определяются как форма прямого волеизъявления граждан, осуществляемого в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований в целях формирования органа государственной власти, органа местного самоуправления или наделения полномочиями должностного лица [13, с. 33].
Также выборы представляют собой уникальный социальный, политический и юридический институт, который позволяет на демократических основах сформировать легитимные структуры официальной публичной власти [14, с. 25]. Выборы – институт прямой демократии, призванный выявлять политическую волю народа.
Следующее важное понятие – избирательное право. Избирательное право в первую очередь представляет собой совокупность правовых норм, регламентирующих общественные отношения, связанные с организацией и проведением выборов в органы государственной власти и местного самоуправления. Также избирательное право понимается как право избирателя голосовать и баллотироваться в качестве кандидата [15].
Также, говоря о институте выборов, нельзя не упомянуть о избирательном процессе и избирательной системе.
Избирательный процесс является системой материальных и процессуальных избирательных правоотношений и подразделяется на ряд этапов [16, с. 24]. Понятие «избирательный процесс» является тождественным категории науки избирательного права, а именно избирательной системе. Избирательная система может рассматриваться как в широком, так и в узком смысле [17, с. 35]. В широком смысле под ней следует понимать процедуру создания представительных органов государства. В узком же смысле под избирательной системой понимается рассредоточение мест в представительных органах в последствие утверждения итогов голосования.
Все вышерассмотренные понятия в определенной степени соотносятся друг с другом и образуют собой устойчивый и непротиворечивый понятийный аппарат выборов и дают представление о институте выборов.
Говоря о институте выборов также стоит упомянуть политические принципы выборов в России, среди которых выделяют:
- принцип свободных выборов (основа выборов – субъективное избирательное право каждого гражданина в форме политической и правовой свободы);
- принцип демократических выборов (закон устанавливает минимум числа избирателей, участие которых в выборах признается обязательным, а несоблюдение этого условия говорит о признании выборов несостоявшимися);
- принцип периодических выборов (выборы проводятся регулярно, что гарантирует непрерывность осуществления официальной и легитимной публичной власти);
- принцип всеобщих выборов (все граждане РФ, достигшие совершеннолетия, вправе реализовать возможность осуществления публичной власти на выборах);
- принцип равных выборов;
- принцип прямых выборов (избиратели непосредственно голосуют за будущих представителей в выборном органе публичной власти);
- принцип тайного голосования (запрет на установление контроля за волеизъявлением голосующих);
- принцип гласности выборов;
- принцип открытости выборов;
- принцип доступности выборов.
1 Постников А.Е. Эволюция института выборов в России в контексте реализации конституционных принципов // Журнал российского права. 2019. № 5 (269). С 21−30.
2 Бикмурзина Н.С., Галкина А.А. Институт выборов // Правовестник. 2019. № 5 (16). С. 115−118.
3 Дзукаев Г.Н. Выборы как центральный институт демократии // Вестник научных трудов молодых ученых, аспирантов, магистрантов и студентов ФГБОУ ВО «Горский Государственный Аграрный Университет». 2018. С. 286−288.
4 Ригвава Г.Г. Институт выборов в конституционной теории и российской политической реальности // Аллея науки. 2018. № 11 (27). С. 658−662.
5 Макаренко Б.И. Выборы: функции и влияние на политические институты // Политическая наука. 2019. № 1. С. 13−32.
6 Киселев В.О. Доверие к политическим институтам в России: опыт социологического мониторинга // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2014. № 6 (124). С. 51−64.
7 Зоркая Н. Политическое участие и доверие населения к политическим институтам и политическим лидерам // Мониторинг общественного мнения. 2005. № 6 (39). С. 24−27.
8 Рыбчак П.Н. Доверие как категория политологического анализа // Управленческое консультирование. 2015. № 9. С. 164−174.
9 Габдрахманова Г.Р. Оценка института выборов в массовом политическом сознании российского общества // Ученые записки Казанского университета. 2015. № 1. С. 201−206.
10 Дергунова Н.В., Сурков А.А. Доверие институту выборов как индикатор функционирования политической системы России (на примере функционирования Ульяновской области) // Симбирский научный вестник. 2014. № 4 (18). С. 152−159.
11 Лебедева А.А. Доверие россиян социальному институту выборов // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. 2018. № 4. С. 39−40.
12 Гасанов И.Б. О доверии вообще и к выборам в частности // Гражданин. Выборы. Власть. 2017. № 4. С. 5−38.
13 Югов А.А. Система выборов в Российской Федерации как доминирующий институт публичной власти // Право: современные тенденции: материалы III Международной научной конференции. 2016. С. 33−43.
14 Бадретдинов И.Р. Изучение института выборов: анализ основных понятий // Право и практика. 2016. № 4. С. 25−33.
15 Избирательное право // Энциклопедия Всемирная история. 2020. URL: https://w.histrf.ru/articles/article/show/izbiratielnoie_pravo (дата обращения: 13.10.2020)
16 Худолей Д.М. Понятие избирательного процесса // Вестник Пермского университета. 2015. № 2 (28). С. 18−28.
17 Ряскова Н.И. Избирательная система: понятие, виды // Международный научно-исследовательский журнал. 2015. № 3. С. 35−36.
18 Беляева Е.Н. Актуальные проблемы современной избирательной системы // Молодой ученый. 2019. № 2 (240). С. 102−103.
19 Общество и власть в России: стратегии доверия и взаимодействия // Газета Протестант. 2018. URL: http://www.gazetaprotestant.ru/2012/01/obshhestvo-i-vlast-v-rossii-strategii-doveriya-i-vzaimodejstviya/ (дата обращения: 20.10.2020)
20 Куреневский А.С. Доверие населения к власти как фактор развития государства // Молодой ученый. 2019. № 3. С. 61−63.
21 Леонова И.Ю. Доверие: понятие, виды и функции // Вестник Удмуртского университета. 2015. № 2. С. 34−41.
22 Общественное мнение ‒ 2018. М. : Левада-Центр, 2019. 168 с.
23 Выборы президента РФ-2018: прогноз ВЦИОМ // ВЦИОМ. 2018. URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=8987 (дата обращения: 23.11.2020)
24 Предвыборный прогноз экспертов ФОМа от 12 марта 2018 года // Фонд Общественное Мнение. 2018. URL: https://fom.ru/Politika/13987 (дата обращения: 23.11.2020)
25 Россияне рассказали, за кого отдали бы голос в ближайшее воскресение // Romir ‒ исследовательский. 2017. URL: https://romir.ru/studies/neputevyy-elektorat (дата обращения: 23.11.2020)
26 Кандидаты в президенты России в 2018 году // Выборы президента России 2018. 2018. URL: https://president-rf.ru/page/candidates (дата обращения: 23.11.2020)
27 Что нужно знать о деле «Кировлеса» // Коммерсантъ. 2017. URL: https://www.kommersant.ru/doc/3213195 (дата обращения: 4.12.2020)
28 Зюганов отказался участвовать в выборах президента России // BBC News Русская служба. 2017. URL: https://www.bbc.com/russian/news-42432348 (дата обращения: 4.12.2020)
29 Миронов объяснил, почему «Справедливая Россиия» поддержит Путина // Российская газета. 2017. URL: https://rg.ru/2017/12/25/mironov-obiasnil-pochemu-spravedlivaia-rossiia-podderzhit-putina.html (дата обращения: 4.12.2020)
30 Касьянов отказался от участия в президентских выборах в 2018 году // РБК. 2016. URL: https://www.rbc.ru/politics/19/09/2016/57dfd63e9a7947071b899520 (дата обращения: 6.12.2020)
31 Удальцов: Я иду в президенты в 2018 году вслед за Навальным // ВладТайм. 2016. URL: https://vladtime.ru/polit/528430 (дата обращения: 6.12.2020)
32 Одобрение органов власти // Левада-Центр. 2020. URL: https://www.levada.ru/indikatory/odobrenie-organov-vlasti/ (дата обращения: 10.12.2020)
33 Положение дел в стране // Левада-Центр. 2020. URL: https://www.levada.ru/indikatory/polozhenie-del-v-strane/ (дата обращения: 10.12.2020)