В современных условиях важной областью стало информационное обеспечение, которое состоит в сборе и переработке информации, необходимой для принятия обоснованных управленческих решений. Передача информации о положении и деятельности фирмы на высший уровень управления и взаимный обмен информацией между всеми взаимосвязанными подразделениями организации осуществляются на базе современной электронно-вычислительной техники и других технических средств связи.
Организация информационного обеспечения стратегического планирования, сложившаяся к настоящему времени на промышленных предприятиях, не всегда отвечает современным требованиям. Рыночные условия хозяйствования изменили приоритеты использования информационных ресурсов от фискальных функций к информационному обеспечению планирования.
Для принятия эффективных управленческих решений в условиях динамичного развития рыночной экономики предприятию требуется целесообразная система информационного обеспечения, объективно отражающая сложившуюся экономическую ситуацию.
Выбранная тема курсового проекта является наиболее актуальной на сегодняшний день, так как хорошее информационное обеспечение это не только залог успеха и конкурентоспособности фирмы, но и порой выступает как средство выживания в условиях конкуренции. Повышение требований мобильности управления, географическая и диверсификационная глобализация сбыта и поставок, значительное увеличение количества и роли заказных производств, резкое увеличение интереса к управлению издержками на фоне роста конкуренции, необходимость решения задач сбыта и логистики мелкими и средними производителями привели к существенному росту роли использования информационных ресурсов в управлении и планировании деятельности.
Основной целью курсового проекта является создание информационного обеспечения деятельности предприятия.
В соответствии с поставленными целями необходимо решение следующих задач:
• изучить теоретические основы информационного обеспечения;
• проанализировать эффективность управления и состояние информационного обеспечения организации;
• предложить мероприятия направленные на совершенствование информационной системы управления организации.
Объектом исследования является ОАО «КТЗ»
Предметом исследования является состояние информационного обеспечения организации.
Методологической базой данного исследования послужили труды ведущих отечественных и зарубежных ученых в области экономического анализа, информационного менеджмента. Информационной основой курсового проекта являются материалы рекомендательного и инструктивного характера, данные ОАО «КТЗ», собственные исследования, ресурсы сети Интернет, специальные материалы и литературы по изучаемой проблеме, а также материалы семинаров и научно-практических конференций.
Цель и задачи работы определили ее логику и структуру изложения. Курсовой проект состоит из введения, трех основных глав, заключения, списка литературы, включающего 28 наименований и 2 приложения. Основной текст изложен на 43 страницах, включая 2 рисунка и 12 таблиц.
Глава 1. Теоретические основы информационного обеспечения для эффективного управления предприятием
1.1 Понятие и сущность управленческой информации
Информация (от латинского informatio - разъяснение, изложение), первоначально - сведения, передаваемые людьми устным, письменным или другим способом (с помощью условных сигналов, технических средств, и т.д.); с середины 20 века общенаучное понятие, включающее обмен сведениями между людьми, человеком и автоматом, автоматом и автоматом.[11, c.133]
Наиболее примечательное свойство информации - способность вызывать изменения. Когда люди узнают что-то новое, они начинают жить по-другому, меняются и их потребности в информационных услугах. Непременным условием выживания в условиях рынка и сохранения конкурентоспособности является адаптация к изменяющимся потребностям. Практически ценность информации прямо пропорциональна той роли, которую она играет в принятии решений, и тому, что поставлено на карту этим решением. Ценность информации определяется тем, как вы распорядитесь ею. [22, c. 104]
Информация, призванная обеспечить принятие решений, вносит существенный вклад в решение. Она становится фактором производства и подобно труду, материалам и капиталу создает богатства. В этой своей функции информация является элементом конкурентоспособности, равным по значению умелости менеджмента.
Информация состоит из всех объективных фактов и всех предположений, которые влияют на восприятие человеком, принимающим решение, сущности и степени неопределенностей, связанных с данной проблемой или возможностью. Все, что потенциально позволит снизить степень неопределенности, будь то факты, оценки, прогнозы, обобщенные связи или слухи, должно считаться информацией.
Управленческую деятельность можно условно разделить на три основные категории. Именно они и определяют и характеризуют преобладающие по важности, по распространению виды и категории управленческой информации.
Информация по стратегическому планированию позволяет высшему управлению нести ответственность за установление долгосрочных целей, накопление ресурсов для достижения этих целей и формулирование политики их достижения. Такая информация может включать перспективные оценки среды, экономические прогнозы и демографические тенденции [6, c.77].
Контрольная управленческая информация используется управляющими среднего уровня для координации различных подконтрольных им действий, приведения ресурсов в соответствии с задачами и разработки согласованных оперативных планов. Информация, которая необходима этим управляющим, может включать производственные сводки и действия, предпринимаемые другими управляющими среднего уровня.
Оперативная информация помогает управляющему нижнего уровня выполнять обычные и повседневные операции, такие, как расчет заработной платы и финансовые расчеты, составление табелей и управление запасами. Этим управляющим были бы необходимы данные о взаимодействии и проблемах, о политике и процедурах, а также о деятельности управляющих в родственных структурах, подразделениях.
Хотя управляющие на различных уровнях организации имеют различные потребности в информации, все они сталкиваются с общим «требованием» самой информационной системой. Производя больше полезной информации на более широкой основе, система облегчает для контролирующего наблюдателя выявление плохих или слабых решений. Следовательно, можно рассматривать информационный процесс как встроенный механизм контроля качества, поощряющий обучение на собственном опыте и использование знаний для совершенствования мастерства и исполнения работы. [10, c. 105]
Поведение человека обусловлено определенной полученной, усвоенной и обработанной им информацией. Под информацией понимается совокупность сведений и сигналов о процессах и явлениях, протекающих во внешнем окружении и самом организме человека.
Управленческая информация - это совокупность сведений о состоянии и процессах, протекающих внутри и вовне организации.
Управленческую информацию классифицируют по следующим признакам [12, c.76]:
- по содержанию - кадровая, техническая, финансово-экономическая, правовая, общественно-политическая, природоохранная и др.;
- по назначению - для руководителей и исполнителей, для одноразовых действий и повседневного руководства, для внешнего или внутреннего пользования;
- по степени конфиденциальности - для общего пользования, служебного пользования, секретная, сверхсекретная особой важности, подлежащая разглашению через установленный срок;
- по степени достоверности - достоверная и проверенная, подлежащая дополнительной проверке, сомнительная, базирующаяся на домыслах и слухах;
- по степени готовности для пользования ею - первичная несистематизированная и необработанная, промежуточная, прошедшая предварительную обработку, и конечная, готовая для анализа и принятия решения по ней;
- по объему, источникам, срокам сбора и доставки, способам получения и распространения и другим признакам.
Источниками управленческой информации могут быть вышестоящее руководство, подчиненные им руководители и органы управления, средства массовой информации, информационные системы, периодическая печать, образцы техники, техническая документация, справочники, бизнес - документы, фотоснимки, микрофильмы, показания приборов и др.
Значительную часть времени менеджеры уделяют работе с такими источниками информации, как: бухгалтерские отчеты, акты о ревизиях и проверках, итоги аудита, финансовые документы, сведения о движении кадров, поставках, объему производства и сбыту.
Особо следует остановиться на устной информации. Для получения оперативной информации руководители часто применяют практику устных докладов.
В процессе восприятия устной информации (и не только устной) имеет значение внешнее окружение и ситуация. Важное значение имеет место, где встречаются обменивающиеся информацией, характер самой информации, кто инициатор встречи или от чьего имени осуществляется встреча по обмену информацией, присутствие других людей, шум, музыка и все, что может отвлекать внимание передающего и принимающего информацию. Восприятие информации зависит и от времени, отведенного или имеющегося в распоряжении участников обмена информацией. [9, c. 89]
Восприятие человеком информации складывается из двух взаимосвязанных процессов - отбора и систематизации полученных сведений.
В процессе отбора информации происходит «отсеивание» не требующей внимания и ненужной информации. Здесь важным является опыт человека, знание проблем, по которым поступила информация, его психологическое состояние, настроение, здоровье, отношение к происходящему и др. По этим причинам может быть и потеря информации.
В процессе систематизации информации человек «обрабатывает» воспринятое. Это быстротекущая, многогранная и сложная работа его головного мозга. Человек логически обрабатывает информацию, используя при этом свои чувства, убеждения, предпочтения, эмоции (положительные и отрицательные). Менеджер должен знать, что люди быстрее воспринимают информацию в спокойной непринужденной обстановке, а способ передачи и получения информации им знаком. Восприятие устной информации нельзя отделить от личности человека, передающего информацию, уважаемый он или нет, подчиненный или начальник, пожилой или молодой, мужчина или женщина. Все это имеет немалое значение. [13, c. 116]
Кроме официальных устных докладов, менеджеры могут получать и воспринимать информацию в ходе деловых бесед: при приеме сотрудника на работу или его увольнении, в ходе встреч с партнерами и клиентами, консультаций или общения с сотрудниками.
В практической работе менеджеры часто сталкиваются и с таким явлением, как слухи и дезинформация.
Слухи возникают и распространяются весьма быстро вследствие недостатка или несвоевременности получения официальной информации. Таким образом, люди стремятся объяснить себе и окружающим сложившуюся ситуацию, высказывают догадки и выдвигают версии. Затем они, как снежный ком, обрастают несуществующими подробностями, сообщаются «по секрету» от одного человека к другому, а иногда возбуждают целые коллективы, сеют беспорядки и недовольство. Чтобы пресечь слухи, руководители должны выступать с разъяснениями, информировать работников о действительном состоянии дел, опровергать досужие домыслы.
Дезинформация возникает, как правило, сознательно и целенаправленно. Ею пользуются в конкурентной борьбе для того чтобы скрыть настоящее положение дел на предприятии, для приукрашивания непопулярных мер и введения в заблуждение общественности. Дезинформация может побудить руководителей к действиям, выгодным фирме-конкуренту, и нанести экономический и моральный урон. Поэтому, получив информацию из источников, не вызывающих доверия, важно ее проверить.
К дезинформации прибегают обычно недобросовестные сотрудники, которые стремятся к моральному разложению коллектива, падению дисциплины и порядка на предприятии. Бороться с дезинформацией можно только разъяснительной работой и устранением источника, порождающего ее. Работники, довольные своей работой и положением дел на предприятии, не поддаются на слухи, домыслам и дезинформации [10, c.88].
1. Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (с изм. от 29.07.2018 № 272-ФЗ) // СПС «Консультант Плюс»;
2. Абрютина М. С. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия, М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2015.- 325с.
3. Балуев Д. Г. Новые информационные технологии и современные международные отношения. – Н. Новгород, 2014. – 45с.
4. Бубнов М. Совершенствование управления финансами на предприятии / М. Бубнов // Маркетинг, 2014. - № 2. - С. 13-14.
5. Власова П.Р. Основные тенденции управления промышленных предприятиях // И. П.Власова; Б. П. Рукин; О. Г. Стукало// Финансы и кредит. 2016. - № 3. - С. 22- 23.
6. Грабауров В.А. Информационные технологии для менеджеров. – М.: Финансы и статистика, 2015. – 368с.
7. Дудинска Э., Мизла М. Управленческие информационные системы// Проблемы теории и практики управления, 2016. – №2. С.114-120.
8. Дынкин А., Иванова Н.. Наука и технологии: мировые тенденции // Общество и экономика. - 2012. - № 3-4. – с.293-303
9. Дынкин А., Иванова Н.. Наука и технологии: мировые тенденции // Общество и экономика. - 2012. - № 5 - С. 89-98
10. Золоторева Г.Н. Финансовый менеджмент / Г.Н. Золоторева.- Ростов н/Д : Феникс, 2015. - 223 с.
11. Информационные системы в экономике / Под. ред. проф. В. В. Дика. – М., 2016. - 270с.
12. Карпова П.Р. Эффективность финансового менеджмента // И. П. Карпова // Финансы и кредит. - 2016. - № 3. - С. 62-63.
13. Ковалев В. В. Финансы: учебник для вузов / В.В. Ковалев.- М.: Проспект, 2014. - 636 с.
14. Ковалев В.В. Анализ хозяйственной деятельности, М.: ПБОЮЛ, 2014.- 286с.
15. Ларин М. В. Управление документацией и новые информационные технологии. – М., 2015. – 136 с.
16. Леонтьев В. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010.- 471с.
17. Лихачева Г. Н. Информационные технологии на службе информационного общества // Новые информационные технологии в экономических системах. – М., 2015. – 126 с.
18. Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия, М.: ИНФРА-М, 2011. - 196с.
19. Савицкая Г.В. Методика комплексного анализа хозяйственной деятельности, М.: Перспектива, 2010. - 320с.
20. Поппель Г., Голдстайн Б. Информационная технология - миллионные прибыли. – М., 2016. – 239с. 102
21. Пучкова С. И. Финансы предприятий: учебное пособие. – М.:ИД ФБК-ПРЕСС, 2017.-378с.
22. Свириденко С.С. Современные информационные технологии. – М.: Радио и связь, 2015. – 303 с.
23. Семенов М. И., Трубилин И. Т., Лойко В. И., Барановская Т. П. Автоматизированные информационные технологии в экономике. – М.: 2014. – 416 с.
24. Урсул А. Д. Природа информации. – М., 2015. – 206 с.
25. Шафрин Ю.А. Информационные технологии. – М., 2014. – 700 с.
26. Шеремет А. Д. Методика финансового анализа. - М.: ИНФРА-М, 2016. – 312 с.
27. Яловский П.Р. Особенности управления финансами на предприятиях / П.Л. Яловский // Вопросы экономики. - 2016. - № 5 - С. 23.
28. Яловский П.Р. Совершенствование информационного обеспечения предприятия / П.Л. Яловский // Вопросы экономики. - 2010. - № 1 - С. 18.