Гостиничный бизнес – одна из основных компонент индустрии гостеприимства. Данная сфера обслуживания ориентирована на общение, работу с клиентами, на создание комфортных для них условий проживания. В этом случае уровень обслуживания прямо пропорционален классу гостиницы, а от этого зависит и конкурентоспособность вашего гостиничного комплекса.
Гостиничная деятельность – деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, обладающих или наделенных в установленном порядке имущественными правами на какое-то коллективное средство размещения, по непосредственному распоряжению и управлению им для предоставления услуг по временному размещению (проживанию) и обслуживанию граждан.
С точки зрения бизнеса гостиница представляет собой предприятие по производству и предоставлению услуг (гостиничного продукта) коммерческого гостеприимства, которое предлагает свои удобства и сервис потребителю.
Автоматизация бизнес – процессов в гостинице, отеле, санатории позволяет организовать стабильную работу предприятия и эффективно управлять им.
Целью данной работы является разработка автоматизированной информационной системы гостиницы.
Предметом работы является автоматизированная информационная система гостиничного бизнеса.
Объектом работы является гостиница «Строитель».
Работа является актуально по той причине, что на данный момент бизнес-процессы на данном предприятии не автоматизированы, что приводит к большому количеству ошибок в оформлении документов, и большому объему бумажного документооборота.
Автоматизация этих процессов позволит существенно сократить время подготовки необходимых документов и составления отчетов в результате использования справочников и современных технических средств.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Дать общую характеристику предприятия и описать основные бизнес-процессы на нем.
Провести обзор аналогов разрабатываемой системы.
Провести выбор и обоснование инструментов разработки информационной системы.
Провести физическое и логическое проектирование базы данных.
Реализовать базу данных в конкретной выбранной СУБД.
Разработать программное средство.
Написать руководства пользователя и администратора.
В работе будут использованы работы зарубежных и отечественных авторов.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1.1. Краткая характеристика организации
«Гостиница Строитель» – этот небольшая, уютная частная гостиница расположеная на тихой улочке на окраине Москвы. Места на парковке предоставляются бесплатно. Здание гостиницы – памятник архитектуры конца XIX в., который был недавно отреставрирован.
Основными направлениями деятельности гостиницы «Строитель» являются:
• предоставление гостям отеля уютных и комфортабельных номеров;
• обслуживание гостей в кафетерии;
• предоставление услуг: сауна, тренажерный зал;
• организация семинаров, презентаций и выставок.
Основные отраслевые направления деятельности предприятия гостиница «Строитель» согласно ОКВЭД:
• предоставление услуг гостиницей с различными типами предприятий общественного питания (ресторанами, кафе, закусочными, барами и т.п.);
• изготовление, реализация и организация потребления непосредственно на месте кулинарной продукции, продажа напитков, иногда в сопровождении некоторых форм развлекательных программ: ресторанами и кафе с полным ресторанным обслуживанием; предприятиями общественного питания с самообслуживанием; деятельность закусочных (предприятий "быстрого питания");
• реализация кулинарной продукции ресторанами и кафе вне предприятия;
• продажа напитков, изготовление и продажу большого ассортимента коктейлей, а также закусок и десертов для потребления главным образом на месте, иногда в сопровождении некоторых форм развлекательных программ;
• эксплуатация гаражей, стоянок для автотранспортных средств, велосипедов и т.п.;
• аренда легковых автомобилей;
• предоставление услуг парикмахерскими и салонами красоты;
• деятельность в области телефонной связи;
• розничная торговля алкогольными напитками;
• розничная торговля табачными изделиями.
Стоимость основных средств предприятия на 2015 год составила – 49867 тыс. руб. Стоимость (остаточная) основных средств предприятия на 2015 год – 49 855 тыс. руб.
Структура органов управления предприятия представлена директором.
Организационная структура гостиницы представляет собой систему взаимодействия всех служб и подразделений. Во главе ее стоит директор предприятия. Директору гостиницы подчиняются:
1.Административная служба;
2.Главный инженер.
Директору гостиницы и административной службе подчиняются: служба номерного фонда, служба приема и размещения, финансовая служба, служба питания.
Служба номерного фонда занимается решением вопросов, связанных с бронированием и размещением по номерам гостей, а так же отправкой их домой. Обеспечивает обслуживание в номерах, поддерживает необходимое санитарно-гигиеническое состояние номеров и уровень комфорта жилых помещений, занимается оказанием бытовых услуг. Состав службы: заведующий хозяйственной частью, швея, уборщица, прачка, швейцар.
От службы приема и размещения зависит первое впечатление гостя. Задача руководителя данной службы контролировать весь процесс приема и размещения гостя. В состав службы входят: старший администратор, дежурная по этажу, горничная.
Финансовая служба решает вопросы финансового обеспечения гостей, получает отчеты от кассиров с каждой торговой точки, включая службу питания, киоски и спортивно-оздоровительный центр.
Финансовая служба ведет единый финансовый учет предприятия (доходы от торговых точек, учет расходов и доходов, ведение операций по учету оплачиваемого рабочего времени и др.). Состав службы: старший бухгалтер, менеджер по услугам. Дополнительные службы: парикмахер, маникюрный мастер, магазины, киоски.
Служба безопасности выполняет функцию поддержания порядка и безопасности в гостинице. При этом в гостинице выполняют эти обязанности сторонняя организация.
Служба питания включает в себя кафетерий, бар, подразделения по обслуживанию банкетов, а также пищеблок (кухню). Обеспечивает гостей услугами питания. Состав службы: шеф-повар, повар, официанты.
Административная служба отвечает за организацию правления всеми службами гостиничного комплекса, решает финансовые вопросы, вопросы кадрового обеспечения, занимается созданием и поддержанием необходимых условий труда для персонала гостиницы, контролирует соблюдение установленных норм, правил по охране труда, по технике безопасности, по противопожарной и экологической безопасности
Главному инженеру подчиняется инженерно-техническая служба, которая создает условия для функционирования систем кондиционирования, теплоснабжения, санитарно-технического оборудования, электротехнических устройств, служб ремонта и строительства, систем телевидения и связи. В состав службы входят: сантехник, электрик, телемеханик, мастер по ремонту холодильного оборудования, водитель, слесарь, дворник.
Основная функция процесса производства на гостиничном предприятии – это предоставление услуг клиентам по размещению и питанию. Эта функция приводится в действие службой приема и размещения гостиницы и службой питания. Но, для осуществления данной функции необходимо учитывать и материально-техническую базу, оснащенность и комфортабельность номерного фонда предприятия.
Таким образом, все службы и подразделения гостиницы используются для выполнения главной функции производственного процесса.
Второстепенные функции, характеризующие коммуникационные связи с внешней средой, реализуются отделом закупок, который отвечает за приобретение мебели и оборудования, напитков и продуктов питания, расходных материалов. Служба бронирования номеров также взаимодействует с внешней средой, предоставляя гостям возможность заранее зарегистрировать номер в гостинице.
Контроль за финансовой деятельностью предприятия осуществляется бухгалтерией предприятия.
Главный бухгалтер осуществляет ведение бухгалтерского учета, поддерживает книги учета и документы бухгалтерской и статистической отчетности Общества в соответствии с действующим законодательством.
Кроме того, главный бухгалтер выполняет основные функции финансового управления предприятия:
- своевременно предоставляет финансовые данные требуемого характера;
- анализ финансового положения предприятия, выявление возможностей повышения эффективности, общее руководство финансового планирования, составление бюджетов и другое.
1. Абрамян М.Э. Delphi 7. Карманный справочник с примерами. М.: КУДИЦ-Образ, 2006. – 288 с.
2. Бальжинов А.В., Михеева Е.В. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: учеб. пособие, 2008.
3. Вайсер М., Шнейдерман Б. и др. Человеческий фактор. Эргономика в автоматизированных системах. Том 6. М.: Мир, 1992. – 552 с., ил.
4. Виейра Р. Программирование баз данных Microsoft SQL Server. Базовый курс. М.: Диалектика, 2009 – 812 с.
5. Виллариал Б. Программирование Access 2002 в примерах. Пер с англ. – М.: КУДИЦ-ОБРАЗ, 2003. – 496 с.
6. Галисеев Г.В. Компоненты в Delphi 7. Профессиональная работа. М.: Вильямс, 2006.
7. Гайдамакин Н.А. Автоматизированные информационные системы, базы и банки данных. Вводный курс: Учебное пособие. – М.: Гелиос АРВ, 2002. – 368 с., ил.
8. Гринченко Н.Н., Гусев Е.В., Макаров Н.П., Пылькин А.Н., Цуканова Н.И. Проектирование баз данных. СУБД Microsoft Access. Учебное пособие для ВУЗов. М.: Горячая линия-Телеком, 2004. – 240 с., ил.
9. Дейт К.Дж. Введение в системы баз данных, 8-е издание. Пер с англ. М. ИД «Вильямс», 2005. – 1328 с., ил.
10. Ефремов О.В., Беляев П.С. Информационные системы в науке, образовании и бизнесе. Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2006. – 76 с.
11. Кауфельд Джон. Access 2003 для «чайников». Пер с англ. – М.: Вильямс, 2014. – 320 с., ил.
12. Кошелев В.Е. Access 2007. М.: Бином-Пресс, 2008. – 592 с., ил.
13. Маклаков С.В. Создание информационных систем с AllFusion Modelling Suite. – М.: Диалог-МИФИ, 2003. – 432 с.
14. Марков Е. Программирование в Delphi 7. СПб.: Питер, 2003.
15. Михеева В.Д., Харитонова И.А. Microsoft Access 2002. СПб.: БХВ-Петербург, 2002. – 1040 с., ил.
16. Осипов Д. Л. Базы данных и Delphi. Теория и практика. СПб.: BHV, 2011.
17. Пастущак Т.Н., Буянова Л.Н. Информационные системы в экономике. СПб.: СПГУВК, 2005. – 75 с.
18. Петров В.Н. Информационные системы. Спб.: Питер, 2003. – 688 с., ил.
19. Пожидаева Т.А., Коробейникова Л.С., Курпрюшина О.М. Практикум по экономическому анализу: учеб. пособие, 2009.
20. Пожидаева Т.А. Теория экономического анализа: учеб. пособие, 2009 – 67 с.
21. Понамарев В. Самоучитель Delphi 7 Studio. СПб.: БХВ, 2003.
22. Пястолов С.М. Экономический анализ деятельности предприятий: учеб. пособие для вузов / С.М.Пястолов. - М.: Академический Проект, 2009. - 572 с.
23. Райордан Р. Основы реляционных баз данных. Пер. с англ. – М.: Русская редакция, 2001. – 384 с., ил.
24. Романова Т.Г., Романова Т.В., Белоусова А.Г. Финансовый анализ - Схемы и таблицы: учеб. пособие, 2010 – 63 с.
25. Рудикова Л.В. Базы данных. Разработка приложений. СПб.: БХВ-Петербург, 2006. – 496 с.: ил.
26. Санникова И.И. Комплексный экономический анализ: учеб. пособие, 2009 – 168 с.