Введение
Глава 1.Теоретические основы определения прибыли на предприятии
1.1 Понятие и виды прибыли
1.2 Функции и источники формирования прибыли
1.3 Факторы, оказывающие влияние на прибыль
1.4 Подходы к распределению прибыли на предприятии
Глава 2.Анализ формирования прибыли ООО «Синтек»
2.1 Краткая характеристика ООО «Синтек»
2.2 Анализ формирования прибыли на предприятии
2.3 Определение прибыли на предприятии
Глава 3. Направления повышения прибыли
3.1 Предложение повышение прибыли
3.2 Оценка экономической эффективности предложенных мероприятий
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
В современной ситуации рынка прибыль считается главным оценочным показателем, характеризующим итоги финансовой деятельности предприятия. Увеличение прибыли обуславливает увеличение перспектив предприятия, улучшает уровень показателей деловой активности компании.
Актуальность исследуемой темы заключается в том, что каждое предприятие нуждается в получении положительного финансового результата от деятельности как залога развития и успешного функционирования компании. Показатели рентабельности деятельности предприятия позволяют оценить, насколько эффективно используются те или иные ресурсы предприятия, сколько прибыли приносит каждый рубль выручки и затрат.
Объект исследования - ООО «Синтек».
Предмет исследования – финансовые результаты и показатели рентабельности ООО «Синтек».
Цель курсовой работы - повышение прибыли и рентабельности организации и разработка предложений по их повышению, а также по распределению и использованию прибыли.
Задачи курсовой работы:
рассмотреть теоретические основы анализа прибыли предприятия;
охарактеризовать деятельность ООО «Синтек»;
проанализировать прибыль ООО «Синтек»;
разработать мероприятия по повышению прибыли ООО «Синтек»;
провести оценку экономической эффективности разработанных мероприятий.
Методологическую базу исследования составляют труды Любушина Н.П., Савицкой Г. В.. Хотинской Г.И., Шеремета А.Д. и других авторов. Информационная база курсовой работы – финансовая отчетность ООО «Синтек».
Курсовая работа включает введение, три главы, заключение, список использованной литературы, приложения.
В первой главе рассмотрены теоретические основы анализа прибыли организации. Вторая глава посвящена анализу прибыли ООО «Синтек», в главе дана организационно-экономическая характеристика ООО «Синтек», проведен анализ формирования прибыли предприятия. В третьей главе представлены предложения по повышению прибыли ООО «Синтек» и оценка экономической эффективности предложенных мероприятий.
Практическая значимость курсовой работы заключается в возможности применения рекомендаций по повышению прибыли в ООО «Синтек».
Глава 1.Теоретические основы определения прибыли на предприятии
1.1 Понятие и виды прибыли
Ведущие ученые в сфере анализа финансово-хозяйственной деятельности и финансового анализа важное внимание в своих трудах обращают на исследование финансовых итогов финансово-хозяйственной работы организации, но находят определению этого термина различное содержание.
А.Д. Шеремет и Р.С. Сайфулин, формулируя разработанные ими методические основы оценки финансовых итогов и рентабельности организации, подразумевают, что финансовый результат работы организации определяется в динамике показателя ее собственных активов отчетного года [29]. Это понятие взаимосвязано с понятием выручки в соответствии с Международными стандартами учета и финансовой отчетности (МСФО).
Ученые выделяют более важные коэффициенты финансовых итогов, которые характеризуют абсолютную рациональность деятельности организации, данными показателями являются прибыль или убыток от продаж, прибыль или убыток от хозяйственной работы, прибыль или убыток отчетного периода, нераспределенная прибыль или непокрытый убыток отчетного года [19, с. 56].
Затем, продолжая оценивать методику анализа главных величин финансово-хозяйственной работы, А.Д. Шеремет говорит об организации оценки прибыли и рентабельности продукта и выделяет данное содержания термина доходы: доходами является приращение экономических выгод на протяжении отчетного года, которое происходит в виде роста активов или снижения пассивов [30]. Делается акцент на то, что центром финансовых итогов хозяйственной работы организации является чистая прибыль отчетного периода [30].
Н.А. Русак определяет сущность конечного финансового итога, под которым рассматривается прибыль, образующая проданную часть чистого дохода, сформированного с помощью прибавочного труда [22].
Н.Н. Селезнева и А.Ф. Ионова рассматривают воздействие инфляционных индексов на финансовые итоги [23], но не оценивают тождественность терминов финансовый итог и прибыль, но при этом указывают определение прибыли: прибылью является отраженный в денежном виде чистый доход бизнесмена на инвестируемые средства, который характеризует его оплату за риски реализации финансово-хозяйственной работы; прибыль является разностью между общим доходом и общими издержками при реализации бизнес-деятельности. Прибыль является особым постоянно обновляемым средством для предприятия, итоговая цель становления предпринимательства [23]. Итак, понятие прибыль достаточно широко охарактеризовано, при быль является чистым доходом, главным ресурсом и итоговой целью становления предпринимательства.
О.В. Ефимова под финансовым итогом работы организации подразумевает прибыль [10], однако говорит, что на самом деле итоговым результатом является тот, правом использовать которым владеет собственник, а также в зарубежной литературе под финансовым результатом понимается прирост чистых активов [10].
Г.В. Савицкая говорит, что финансовый результат работы организации зависит от размера имеющейся прибыли и процента рентабельности, под прибылью автор понимает составную часть чистого дохода, который получают организации при продаже товаров, работ, услуг [22]. Г.В. Савицкая рассматривает следующие величины: балансовую (общую) прибыль, налогооблагаемую прибыль и чистую прибыль. Балансовая прибыль подразумевает финансовые итоги от продажи товаров, оказания услуг, от прочих продаж, доходы и расходы от прочих операций [22]. Под налогооблагаемой прибылью понимается разность между общей прибылью и величиной прибыли, которая подлежит налогообложению налогом на прибыль, а также размером льгот по налогу на доходы [22]. Чистая прибыль рассматривает как часть прибыли, которая находится в распоряжении организации после уплаты всех видов налогов, штрафов и отчислений в благотворительные фонды [22].
И.А. Бланк, рассматривая финансовые методы менеджмента создания операционной части прибыли, подразумевает под балансовой (общей) прибылью один из главных итогов финансово-хозяйственной работы организации. Операционная прибыль включает следующие типы прибыли организации: прибыль от продажи товаров, прибыль от продажи активов и прибыль от прочих операций при важной функции операционной прибыли, удельный вес которой в действительности составляет приблизительно 90-95 % от совокупной прибыли [6].
В.В. Бочаров изучая порядок создания финансовых итогов организации, систематизирует статьи, которые входят в отчет о финансовых результатах и отражает создание прибыли от совокупной до нераспределенной чистой прибыли или непокрытого убытка отчетного года [8].
С.А. Бороненкова, рассматривая производство и продажу товаров, делает акцент на оценку безубыточности реализации, в области которого исследуется связь между количеством проданного товара, выручкой и прибылью организации и выявляет точку критического количество производства продукции, выше которой будет зона прибыльности организации, а ниже – зона убыточности [7].
Существуют отличия в подходе к составным частям и последовательности аналитических процессов, которые проводятся при оценке финансовых итогов работы организации.
В бухгалтерской отчетности (Отчет о финансовых результатах) выделяют следующие показатели прибыли [7, с. 85]:
1. валовая прибыль (убыток) – разница между валовой выручкой без НДС и себестоимостью продаж;
2. прибыль (убыток) от продаж – валовая прибыль за минусом коммерческих и управленческих расходов;
3. прибыль (убыток) до налогообложения (прибыль (убыток) от продаж плюс процентные и прочие доходы и расходы, кроме налога на прибыль);
4. чистая прибыль (убыток) – итоговый финансовый результат с учетом всех доходов и расходов организации.
Если рассматривать прибыль как бухгалтерский показатель, то прибыль определяется разницей между поступлениями от продажи продукции и затратами на ее производство. Получение прибыли – главная цель, по определению, любой коммерческой деятельности. В экономическом смысле прибыль, которую получает предприниматель, напрямую зависит от риска. Чем выше предпринимательский риск, тем выше прибыль.
1.2 Функции и источники формирования прибыли
Доходами организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашение обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вклада участников.
В зависимости от характера, условий получения и направлений деятельности организации все доходы организации подразделяются на доходы от обычных видов деятельности и прочие доходы.
К доходам от обычных видов деятельности относятся выручка от продажи продукции и товаров, поступления, связанные с выполнением работ и оказанием услуг.
Под выручкой от продажи товаров, работ и услуг понимаются денежные средства, поступившие на расчетный счет или в кассу организации в результате получения экономической выгоды.
Выручка представляет собой сумму денежных средств, поступающих на счет предприятия за реализованную продукцию. Она является экономической категорией, т.к. выражает денежные отношения между поставщиками и потребителями товаров, важным источником формирования собственных финансовых ресурсов предприятия.
Выручка – основной вид денежных доходов предприятий, один из главных показателей его финансово-хозяйственной деятельности: [33, c. 69]
• своевременное поступление выручки одна из основных задач деятельности предприятия в условиях рыночной экономики, т.к. это определяет его финансовое положение;
• несвоевременное поступление выручки приводит к задержкам выплаты заработной платы работникам, возникновения задолженности по уплате налогов и других обязательных платежей, задержкам в расчетах поставщиками и т.д.
В целях налогообложения выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав признается доходом от реализации.
Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах в зависимости от выбранного налогоплательщиком метода (начисления, кассовый) признания доходов и расходов.
Кроме доходов от основной деятельности выделяют прочие доходы. Прочими доходами налогоплательщика признаются, доходы:
от долевого участия в других организациях;
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ
2. Анализ финансовой отчетности: Учебное пособие. /Под ред. О.В.Ефимовой, М.В, Мельник. – М.: Омега-Л, 2012. – 451 с.
3. Афанасьев В. Н. Управление предприятием: организационные модели и информационно-управляющие системы: Учебное пособие. - М.: РУДН, 2013. - 193 с.
4. Бланк И.А. Финансовый менеджмент: Учебник. – М.; Финансы и статистика, 2012. – 656 с.
5. Бочаров В.В. Финансовый анализ: Учебное пособие. – Спб.: Питер, 2012. – 240 с.
6. Броненкова С.А. бухгалтерский учет и экономический анализ в страховых организациях: учебник для вузов. – М.: Инфра – М, 2013. – 477 с.
7. Васильев Ю.А. Рекомендации по составлению отчетов о финансовых результатах, об изменениях капитала и о движении денежных средств / Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение. – 2014. - № 1. – С. 15-19.
8. Донцова Л.В. Анализ финансовой отчетности: Учебное пособие. – М.: Дело и сервис, 2013. – 409 c.
9. Дроздов В. В. Экономический анализ. Практикум. Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2012. - 240 с.
10. Ефимова О.В., Мельник М.В. Анализ финансовой отчетности: учебник для вузов. – М.: Омега - Л, 2012. – 449 с.
11. Зорин А. Л. Справочник экономиста в формулах и примерах. - М.: Профессиональное издательство, 2013. - 336 с.
12. Ивачев И. Л. Малый бизнес: Юридический справочник. - М.: ГроссМедиа, 2013. – 548 с.
13. Кравченко Л. И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле. Учебник. - 9-е изд., испр. - М.: Новое знание, 2013. - 509 с.
14. Ковалев В.В. Как читать баланс / Ковалев В.В., Патров В.В. – М.: Финансы и статистика, 2012. – 345 с.
15. Крейнер С. Библиотека избранных трудов о бизнесе: Книги, сотворившие менеджмент: Пер. с англ. - М.: Олимп-Бизнес, 2013. - 368 с.
16. Любушин Н. П. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 448 с.
17. Малышева М. Отчет о "малых" финансовых результатах // Информационный бюллетень "Экспресс-бухгалтерия". – 2014. - № 6. – С. 29-31.
18. Медведева Т.М. Безопасные условия труда: учет расходов // Налог на прибыль: учет доходов и расходов. – 2014. - № 4. – С. 31-35.
19. Миркина Е.П. Отражение финансовых результатов от инвестирования по ставке, отличной от рыночной // МСФО и МСА в кредитной организации. – 2013. - № 3. – С. 5-9.
20. Основы бизнеса. Учебник для вузов / Под ред. Ю.Б.Рубина. - 7-е изд., перераб. и доп. - М.: Маркет ДС Корпорейшн, 2012. - 388 с.
21. Протасов В. Ф. Анализ деятельности предприятия (фирмы). - М.: ФИНАНСЫ И СТАТИСТИКА, 2013. - 522 с.
22. Прыкина Л. В. Экономический анализ предприятия. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 407 с.
23. Русак Е.Г. Экономический анализ. Справочное пособие для подготовки к экзаменам: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 32 с.
24. Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. Учебник. - 124-е изд., перераб. и доп. - М.: Инфра-М, 2013. - 512 с.
25. Селезнева Н.Н. Анализ финансовой отчетности организации / Н.Н.Селезнева, А.Ф. Ионова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 289 с.
26. Скамай Л. Г. Экономический анализ деятельности предприятия. М.: ИНФРА-М, 2013. – 346 с.
27. Скляренко В. К. Экономика предприятия: Конспект лекций. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 280 с.
28. Скляренко В. К. Экономика предприятия. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 528 с.
29. Скляренко В. К. Экономика предприятия. Учебник для вузов. - М. : ИНФРА-М, 2012. - 528 с.
30. Сотникова Л.В. Показатель совокупного финансового результата и его влияние на капитал // Налоги и налоговое планирование. – 2014. - № 1. – С. 23-29.
31. Титов В. И. Экономика предприятия. Учебник для вузов. - М.: ЭКСМО, 2007. - 416 с.
32. Фирстова С. Ю. Экономический анализ в вопросах и ответах. Учебное пособие для вузов. - М.: Кнорус, 2013. - 184 с.
33. Хотинская Г. И. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. - М.: ДЕЛО И СЕРВИС, 2013. - 240 с.
34. Чуев И. Н. Экономика предприятия. Учебник для вузов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Дашков и К, 2013. - 416 с.
35. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С.. Методика финансового анализа: Учебное пособие. - М.:Инфра-М.,2012. – 207 с.
36. Шеремет А.Д. Комплексный анализ хозяйственной деятельности. – М.: Инфра – М, 2012. – 415 с.
37. Экономика предприятия. Учебник для вузов / Под ред. А.Е.Карлика, М.Л.Шухгальтера. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 432 с.
38. Экономика предприятия. Учебник для вузов / Под ред. В.М.Семенова. - 4-е изд. - СПб.: Питер, 2012. - 384 с.
39. Экономический анализ в торговле Учебное пособие / Под ред. М.И.Баканова. - М.: Финансы и статистика, 2012. - 400 с.
40. Экономический анализ. Учебник для вузов / Под ред. Н.В. Войтоловского, А.П. Калининой, И.И. Мазуровой. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Высшее образование, 2012. - 513 с.