Анализ хозяйственной деятельности является важным элементом в системе управления предприятием, инструментом для выявления резервов внутреннего хозяйства, основой разработки научно обоснованных планов и управленческих решений.
Роль анализа как средства управления производством возрастает, и это обусловлено многими обстоятельствами. Один из таких обстоятельств, это необходимость повышения эффективности производства в связи с ростом дефицита и стоимости сырья, повышением наукоемкости и капиталоемкости производства.
В настоящее время каждое предприятие планирует свою хозяйственную деятельность и самостоятельно определяет перспективы развития исходя из спроса на рынке. Важно учитывать интересы потребителя и его требования к качеству продукции и услуг. Предприятие должно производить только те товары и в таком объеме, которые они в силах реализовать. Изменения в объемах производства и реализации продукции влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия. Поэтому анализ работы предприятия начинают с изучения производства и реализации продукции.
Готовая продукция представляет собой конечный продукт производства предприятия. Это продукты и изделия, полностью обработанные, отвечающие техническим условиям и требованиям стандартов, принятые лабораторией или техническим контролем и числящиеся на складе готовой продукции.
Ключевое значение имеет организация продажи продукции и ее последующий анализ. Реализация продукции является важнейшим экономическим показателем работы, который определяет целесообразность и эффективность деятельности предприятия.
Актуальность выбранной темы связана с тем, что контроль за движением готовой продукции выступает гарантом успешной работы предприятия на рынке.
Целью курсовой работы является анализ производства и реализации продукции.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
рассмотрен анализ затрат на производство и реализацию продукции;
рассмотрен анализ реализации продукции;
проведен анализ производства и реализации продукции ООО «Иней»;
проведен анализ затрат и себестоимости продукции ООО «Иней»;
продолжены мероприятия по снижению затрат на производство и реализацию продукции.
Объектом исследования является коммерческая организация ООО «Иней».
Предметом исследования процесс производства и продажа готовой продукции.
Методологическую основу исследования составили диалектический метод познания и системный подход. В ходе исследования применялись методы системного, и сравнительного анализа.
1. Теоретические основы анализа производства и реализации продукции
1.1 Анализ затрат на производство и реализацию продукции
Затраты на производство продукции относятся к категории расходов, связанных с обычными видами деятельности. Их суммарное значение составляет основу себестоимости готовых изделий.
Объединение понесенных предприятием производственных издержек с тратами, осуществленными на этапе предпродажной подготовки товаров и расходами по реализации позволяет выделить общие затраты предприятия на производство и реализацию продукции.
Состав и правила учета этого типа издержек регламентируются ПБУ 10/99. В затраты на выпуск продукции разрешено включать:
стоимость расходуемых в процессе производства материалов и сырья;
оплату отработанного времени наемными сотрудниками с обязательными страховыми взносами;
амортизационные отчисления;
прочие расходы.
Расчет затрат на производство продукции осуществляется через обособленный учет переданного сырья в цеха основного производства и вспомогательные подразделения. Учет затрат на производство и реализацию продукции в налоговом учете основывается на суммировании издержек, приведенных в ст. 253 НК РФ:
траты, связанные с прохождением технологических циклов производства;
обеспечение складского хранения;
доставка готовых изделий;
средства, затрачиваемые на содержание эксплуатируемых основных средств;
реализация научных изысканий, создание опытных экземпляров товаров.
В ст. 264 НК РФ приведены затраты предприятия на производство продукции из категории прочих расходов. В их число входят комиссионные вознаграждения, налоговые обязательства и сборы, оплата ремонтных работ, консультационных услуг.
Оптимизация расходной базы производственных организаций невозможна без применения системы нормирования и планирования. Это позволяет повысить эффективность деятельности компании. Основным плановым документом является смета затрат на производство и реализацию продукции.
В смету заносятся прогнозируемые расходы с учетом плана выпуска готовых изделий. Для этого выделяются затраты на производство единицы продукции, они перемножаются с количественным показателем объема выпуска готовых изделий для каждого отчетного периода. Затраты на производство единицы продукции представляют собой итог калькуляции производственной себестоимости. Если к ней прибавить величину коммерческих издержек, можно определить величину конечной себестоимости.
Смета затрат на производство продукции составляется с разбивкой издержек на прямые и косвенные:
Прямые расходы носят переменный характер, их объем тесно взаимосвязан с объемом выпуска готовых изделий. Примером этой расходной статьи являются траты на приобретение сырья и материалов. Чем больше необходимо произвести товаров, тем больше денег будет потрачено на закупку сырья.
Косвенные затраты остаются на одном уровне независимо от объемов производства. Например, налог на имущество, аренда, лизинговые платежи и т.п.
Сводный учет затрат на производство продукции в планировании может быть реализован двумя способами:
1. Директ-костинг, при котором в расчет берется только косвенный тип издержек.
2. Метод полных затрат – учет затрат на производство продукции (работ, услуг) ведется путем суммирования в калькуляции всех понесенных расходов.
Первый вариант позволяет получить широкий набор информации, необходимой для анализа в управленческом учете. Применение директ-костинга дает возможность повысить эффективность ценовой политики, наладить контроль развития ассортиментного ряда. Его недостаток в сложной системе классификации издержек.
Второй метод позволяет определить, как обеспечить снижение затрат на производство продукции в части постоянных издержек при наращивании объемов выпуска готовых изделий. Применение такого способа создает гарантии того, что отпускные цены покроют весь спектр понесенных затрат.
Аналитические расчеты могут быть направлены на оценку эффективности осуществляемых расходов и на оценку издержек в динамике с привязкой к рентабельности производства.
Важным показателем является общий индекс затрат на производство продукции, формула его расчета такая:
(Количество производимой продукции в отчетном интервале х Величина себестоимости изделия в отчетном интервале) / (Количество продукции в базисном периоде х Значение себестоимости единицы товара в базисном периоде) х 100%.
Общий индекс затрат на производство продукции позволяет увидеть, как меняется показатель производственной и конечной себестоимости в прогнозируемом или текущем году по сравнению с достигнутыми ранее результатами. При появлении негативных тенденций необходимо провести поэлементный анализ структуры издержек.
Пути снижения затрат на производство продукции можно найти при помощи факторного анализа. Для этого из общей суммы издержек выделяются отдельные группы расходов. На следующем этапе по каждой категории трат анализируется степень влияния на итоговый результат.
Затраты рабочего времени на производство единицы продукции показывают трудоемкость производственного процесса. Формула показателя:
Отработанные человеко-часы / Объем выпуска готовых изделий.
Разбор показателей расходов в динамике можно осуществлять при помощи вертикального или горизонтального анализа. При вертикальном способе по статьям расходов из «Отчета о финансовых результатах» выводится их удельный вес. При горизонтальном анализе рассчитывается изменение величины каждого вида издержек в динамике.
Таким образом затраты на производство продукции относятся к категории расходов, связанных с обычными видами деятельности. Их суммарное значение составляет основу себестоимости готовых изделий. Состав и правила учета этого типа издержек регламентируются ПБУ 10/99.
Расчет затрат на производство продукции осуществляется через обособленный учет переданного сырья в цеха основного производства и вспомогательные подразделения.
Оптимизация расходной базы производственных организаций невозможна без применения системы нормирования и планирования. Это позволяет повысить эффективность деятельности компании. Основным плановым документом является смета затрат на производство и реализацию продукции.
Пути снижения затрат на производство продукции можно найти при помощи факторного анализа. Для этого из общей суммы издержек выделяются отдельные группы расходов.
1.2 Анализ реализации продукции
Цель проведения анализа продаж – выявление тенденций изменения объемов или структуры продаж. Система анализа продаж позволяет объективно оценить маркетинговый план и компетентность менеджеров по продажам. Анализ продаж играет основную роль в получении достоверной информации о продажах компании и помогает в принятии правильных управленческих решений, способствующих максимизации объема продаж и, соответственно, прибыли компании.
Частота мониторинга продаж зависит от внешней среды, в которой функционирует предприятие: если сфера бизнеса компании стабильна, стратегический анализ продаж можно проводить реже.
Если компания работает в быстроразвивающейся сфере экономики, в которой очень часто появляются новшества, контроль продаж нужно проводить регулярно. Частота проведения анализа зависит также от уровня организации: чем ниже уровень организации, тем чаще необходимо анализировать ее деятельность.
Экономический анализ продаж можно разделить на несколько этапов. Для лучшего понимания сущности данного процесса подробно рассмотрим каждый из них.
1. Этап сбора данных для анализа.
Для успешного анализа продаж продукции организации нужно собрать все необходимые для этого показатели по торговле различными группами товаров и оказанию услуг. Перечень этих показателей формируется исходя из уровня организации, продажи которой вы анализируете, а также целей анализа. Сбор релевантных данных – это залог успешного проведения анализа продаж.
2. Калькуляция показателей динамики и структуры продаж
Показатели динамики и структуры являются основными индикаторами деятельности компании.
В рамках данного анализа исследуются темпы роста доходов, прибыли в целом по компании, а также в разрезе каждой из групп реализуемых товаров. Также необходимо произвести расчет показателей продажи товаров в кредит и их эффективность.
3. Анализ равномерности продаж
1. Артеменко, В.Г. Анализ финансовой отчетности: учебное пособие для студентов; Омега-Л; Издание 2-е - М., 2017. - 270 c.
2. Астахов В.П.: Бухгалтерский (финансовый) учет. - М.: Юрайт, 2015 - 380 с.
3. Белый, В. М. Себестоимость продукции и управление ею /М. Белый, В. М. Зиновьев // Менеджмент сегодня. – 2014. – № 4. – С. 212-228.
4. Бердников А. А. Анализ прибыли и рентабельности организации: теоретический аспект // Молодой ученый. — 2013. — №2. — С. 111-113
5. Бернстайн Анализ финансовой отчетности; Финансы и статистика - М., 2017. - 624 c.
6. Брыкова Н.В.. Основы бухгалтерского учета. – М.: «Академия», 2014 – 185 с.
7. Вахрушина М.А.. Анализ финансовой отчетности. – М.: «ОМЕГА-Л»,367 с.
8. Газалиев М.М., Осипов В.А. Особенности налогообложения малого бизнеса. Учебное пособие. М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2017. - 116с;
9. Гличев, А. В. Современные методы управления себестоимостью/ А. В. Гличев // Стандарты и качество. – 2014. – № 6. – С. 20-22.
10. Гребнева А.И. Экономика торгового предприятия. / А.И. Гребнева. – М.: Экономика, 2013. - 983 с.
11. Демурин, А. С. Разработка элементов теории управления себестоимостью продукции / А. С. Демурин // Управление качеством. – 2014. – № 7. – С. 28-31.
12. Донцова Л. В., Никифорова Н. А. Анализ бухгалтерской (финансовой) отчетности. Практикум; Дело и сервис - М., 2015. - 160 c.
13. Захаров, М. Г. Оценка себестоимости продукции – это инструмент самосохранения предприятия в условиях кризиса / М. Г. Захаров // Стандарты и качество. – 2014. – № 2. – С. 34-35.
14. Зонова А.В.: Бухгалтерский финансовый учет. - СПб.: Питер, 2014-256 с.
15. Калита, П. Я. От процессов управления себестоимостью к целостной технологи непрерывного совершенствования организации / П. Я. Калита // Стандарты и качество. – 2014. – № 1. – С. 40-43.
16. Камысовская С.В., Захарова Т.В. Бухгалтерская финансовая отчетность: формирование и анализ показателей. Учебное пособие. М.: НИЦ ИНФРА, 2017. - 432с;
17. Карп М.В. Специальные налоговые режимы на предприятиях. М.: ООО фирма «Благовест-В», 2017. - 241с.;
18. Кондраков Н.Н., Кондраков И.Н. Упрощенная система налогообложения. Учебное пособие. М.: Феникс, 2016. - 272с.
19. Кузнецов, В. И. Статистический взгляд на управление себестоимостью продукции/ В. И. Кузнецов // Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО. – 2015. – № 1. – С. 158-162.72
20. Лавренц, Р. А. Управление себестоимостью / Р. А. Лавренц // Логинфо. – 2014. – № 5. – С.10-12.73
21. Ломакин, М. И. Подход к оценке себестоимости продукции с точки зрения скрытого потребителя/ М. И. Ломакин, Е. В. Глушакова // Компетентность. – 2014. – № 8. – С. 38-42.
22. Любаева, В. А. Развитие методов оценки качества и себестоимости продукции / В. А. Любаева // Стандарты и качество. – 2015. – № 10. – 82-85.
23. Максимова, О. Н. Содержание системного подхода к управлению себестоимостью и затратами на производстве/ О. Н. Максимова, В. В. Максимова // Проблемы экономики. – 2014. – № 3. – С. 85-86.
24. Пятов М. Л., Соколова Н. А. Анализ финансовой отчетности; Бухгалтерский учет - М., 2017. - 352 c.
25. Савицкая Г.В.. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – М.: «Инфра-М», 2013- 398 с.
26. Самсонова, Т. С. Управление себестоимостью продукции как элемент конкурентоспособности продукции/ Т. С. Самсонова // Экономика и предпринимательство. – 2014. – № 11-4. – С. 848-850.