Курсовая работа|Финансы

Внутренний государственный долг РФ, проблемы эффективного управления

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2014 | Страниц: 35

Введение

Глава 1. Экономическое содержание государственного внутреннего долга

Глава 2. Этапы развития рынка внутреннего долга

2.1 Расширение рынка внутреннего долга за счет внешних инвесторов (начало 1996г. - конец 1997 г.)

2.2 Кризис российского рынка внутреннего долга (конец 1997 г.-август 1998 г.)

2.3 Восстановление рынка внутреннего долга (1998 - 2002 гг.)

Глава 3. Проблемы и перспективы эффективного управления государственным внутренним долгом РФ

Заключение

Список литературы

Существование рынка внутреннего долга не является уникальным в мировой практике - практически все страны мира, где финансовая сфера присутствует в более или менее оформленном виде и имеются хотя бы приблизительные очертания финансовых рынков, выпускают государственные ценные бумаги. Создание российского рынка внутреннего долга было призвано ликвидировать практику прямого (эмиссионного) кредитования Центробанком Министерства финансов РФ.

Отказ от обслуживания внутреннего долга с учетом возможности его монетизации является практически уникальным случаем в современной мировой практике. Тем не менее, российское правительство пошло в августе 1998 г. именно на отказ от обслуживания внутреннего долга, что было обусловлено комплексом проблем, накопившихся в результате проведения бюджетной политики, особенностей переходного периода, а также в результате стратегических и тактических ошибок денежных властей. В настоящий момент рынок федеральных облигаций фактически полностью восстановлен после финансового кризиса и его функционирование в значительной мере определяет уровень процентных ставок в экономике, состояние смежных сегментов финансового рынка, а также перспективы сохранения финансовой стабильности.

Таким образом, целью данной работы является анализ внутреннего государственного долга Российской Федерации, проблем эффективного управления.

В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:

1) раскрыть экономическое содержание государственного внутреннего долга;

2) проанализировать этапы развития рынка внутреннего долга, а именно:

- расширение рынка внутреннего долга за счет внешних инвесторов

(начало 1996г. - конец 1997 г.);

- кризис российского рынка внутреннего долга (конец 1997 г.-август 1998 г.);

- восстановление рынка внутреннего долга (1998 - 2002 гг.);

3) выявить проблемы и перспективы эффективного управления государственным внутренним долгом РФ;

4) сделать выводы по данной теме.

Глава 1. Экономическое содержание государственного внутреннего долга

В соответствии с Законом «О государственном внутреннем долге Российской Федерации» государственным внутренним долгом Российской Федерации являются долговые обязательства Правительства Российской Федерации, выраженные в валюте Российской Федерации.

На практике государственный внутренний долг РФ состоит из:

- кредитов, полученных Правительством РФ;

- государственных займов;

- других долговых обязательств, гарантированных Правительством РФ.

Государственный кредит, при котором государство выступает заемщиком, осуществляется в форме государственных займов, путем выпуска государственных долговых обязательств (казначейских обязательств). Функционирование системы государственного кредита имеет следствием рост государственного долга.

Традиционная роль государственных займов — обеспечение финансирования государственных расходов при недостатке бюджетных средств — дополняется стремлением использовать государственный кредит для проведения регулирующих мероприятий. Другими словами, выпуск займов, сроки и время их размещения стали определяться не только дефицитом государственного бюджета, как ранее, но и потребностями регулирования денежного обращения.

Государственные займы — основная форма государственного кредита, представляющая кредитные отношения, в которых государство выступает главным образом в качестве заемщика. Задолженность по государственным займам, в которых государство является заемщиком, включается в сумму государственного долга страны.

1. По способу размещения государственные займы делятся на несколько основных групп: свободно обращающиеся, размещаемые по подписке, принудительные.

Государственные займы размещаются правительством на рынке ссудного капитала при посредничестве банков и небанковских финансовых институтов. Облигации, предназначенные для реализации основной суммы займа, обычно размещаются через банки, а для мобилизации сбережений населения — через систему сберегательных касс (банков). Основными подписчиками по государственным займам выступают правительственные учреждения, специальные доверительные фонды, управляемые правительством, промышленные корпорации, банки, местные органы власти, частные инвесторы, страховые компании и т.п.

2. Государственные займы бывают краткосрочные — со сроком погашения до одного года, среднесрочные — до пяти лет и долгосрочные — свыше пяти лет.

3. По видам доходности подразделяются на процентные (займодержатели получают ежегодно равными долями твердый доход по утвержденной ставке) и выигрышные, или лотерейные (доход выплачивается при выходе облигации в тираж погашения или тираж выигрышей).

4. По месту размещения различаются государственные займы внутренние (в национальной валюте) и внешние, реализуемые на иностранных денежных рынках (в валюте страны-кредитора, государства-заемщика и третьей страны). Облигации внутренних займов могут покупать иностранные граждане и общества.

Во многих странах государственные займы — один из важных методов мобилизации государственных доходов (второе место после налогов). Государства в условиях хронической дефицитности государственных бюджетов вынуждены постоянно и все более широко привлекать государственные займы для финансирования возрастающих расходов. Налоги, несмотря на их систематический рост, не могут обеспечивать растущие расходы государства, доходы от госпредприятий и государственного имущества занимают в системе государственных доходов весьма скромное место. Государственные займы дают государству возможность в сжатые сроки мобилизовать огромные денежные средства.

Сущность государственного займа состоит в том, что кредиторами государства выступают собственники ссудного капитала, добровольно дающие денежные средства государству в ссуду. В то же время источником погашения государственных займов и уплаты по ним процентов, являются средства, мобилизуемые государством посредством налогов. Кредиторы государства получают гарантированный доход в виде процентов, т.е. таким образом, через займы происходит дополнительное перераспределение национального дохода.

Государственные займы, как правило, имеют денежную форму, хотя в условиях резкого обесценения бумажных денег иногда применялась и их натуральная форма. Основную долю в общей сумме государственных займов составляют внутренние займы (в Великобритании — 97%, во Франции — 96, в Италии — 90 и в Японии — 87%). В связи с интернационализацией мировых рынков ссудных капиталов провести грань между внутренними и внешними займами достаточно трудно.

Государственные займы выпускаются как центральным правительством, так и местными органами управления. В общей сумме долга преобладают займы центральных правительств, хотя с 60-х годов более высокими темпами растут займы местных органов власти. По займам центрального правительства в отдельных странах устанавливается предел задолженности (лимит государственного долга). Обострение финансовой неустойчивости, рост бюджетного дефицита, инфляция ведут к резкому возрастанию краткосрочной задолженности, увеличению ее доли в общей сумме государственного долга. Наличие огромного краткосрочного долга вынуждает государство ежемесячно осуществлять рефинансирование государственных займов, т.е. выпускать новые казначейские векселя взамен тех, срок обращения которых истек.

5. Государственные займы подразделяются на облигационные и безоблигационные. Внутренние государственные займы обычно оформляются облигациями на всю сумму займа. Безоблигационные займы — займы правительства у сберкасс или внешние межправительственные займы, которые оформляются путем записей по счетам государственного долга.

6. Различают рыночные и нерыночные облигации и специальные выпуски займов. Рыночные облигации государственных займов свободно продаются и покупаются на денежном рынке, они не могут быть предъявлены к оплате до установленного при выпуске государственного займа срока, подобные облигации составляют от 2/3 до 4/5 всей суммы государственного долга. Нерыночные облигации государственного займа не продаются и не покупаются, могут быть предъявлены к оплате по желанию вкладчика в любой момент до истечения срока займа, однако в этих случаях процент по облигациям уменьшается. Специальные выпуски государственных займов размещаются среди правительственных учреждений и фондов (страховых, пенсионных и др.), облигации специальных выпусков не подлежат купле-продаже.

Государственные займы в странах с развитой рыночной экономикой размещаются преимущественно при посредничестве банков и небанковских финансовых институтов (или их объединений), которые кредитуют государство под всю сумму займа, получая его по более низкому по сравнению с номинальным эмиссионному курсу, а затем реализуют его на денежном рынке. Кроме того, им выплачивается за размещение займа определенное комиссионное вознаграждение.

В современных условиях государственная задолженность достигла таких масштабов, что некоторые государства оказываются не в состоянии погашать обязательства по государственным займам в установленные сроки. Поэтому широкое развитие получили операции по изменению условий ранее выпущенных займов. Для сокращения расходов по этим займам удлиняются сроки (консолидация) или уменьшаются размеры выплачиваемых по облигациям процентов (конверсия). Нередки сочетания конверсии и консолидации, когда одновременно удлиняется срок действия займа и снижается процент по нему.

Государственные ценные бумаги занимают одно из важнейших мест среди инструментов рынка ценных бумаг. Государственные облигации, некоторые типы векселей и банкнот, казначейские обязательства выражают имущественные отношения (чаще всего — отношения займа) между их владельцами и эмитентами, дают право на получение дохода за пользование средствами. Государственные ценные бумаги могут выпускаться в силу разного рода причин центральным правительством, органами власти, пользующимися государственной поддержкой.

Государственные ценные бумаги представляют собой совокупность долговых обязательств, облигаций, казначейских векселей и т.д., которые эмитируются центральным правительством, местными органами власти, организациями и учреждениями, находящимися в государственной собственности (либо под контролем государства) и привлекают временно свободные денежные средства населения и субъектов хозяйствования.

Облигация представляет собой ценную бумагу, символизирующую государственное долговое обязательство и дающую право ее владельцу по истечении определенного срока получить обратно сумму долга и проценты. Продавая облигацию, государство обязуется вернуть сумму долга в определенный срок с процентами или выплачивать кредиторам доход в течение всего срока пользования заемными средствами, а по истечении срока вернуть и сумму долга.

Государство устанавливает нарицательную стоимость облигаций. Она обозначена на облигации и выражает денежную сумму, предоставленную держателем облигации государству во временное пользование. Эта сумма выплачивается владельцу облигации в момент ее погашения и на нее начисляются проценты. Однако реальная доходность облигаций для их держателей может быть выше или ниже установленного номинального процента. Это обусловлено тем, что облигации могут продаваться по курсовой цене, которая отклоняется от нарицательной стоимости. Данное отклонение называется курсовой разницей и зависит от ряда факторов. К их числу относится величина дохода, выплачиваемая по займу, уровень ссудного процента, время покупки облигаций, степень насыщенности фондового рынка государственными ценными бумагами, привлекательность условий выпуска частных ценных бумаг, степень доверия населения правительству. Реальная курсовая цена облигаций займов и их привлекательность для заимодателей могут быть выяснены только при свободном обращении государственных ценных бумаг на фондовом рынке.

Целями выпуска государственных ценных бумаг являются:

- финансирование текущего бюджетного дефицита;

- погашение ранее выпушенных размещенных займов;

- обеспечение кассового исполнения государственного бюджета;

- обеспечение равномерного поступления налоговых платежей в течение всего финансового года;

- финансирование целевых программ, осуществляемых местными органами власти;

- финансовая поддержка учреждений и организаций, имеющих общенациональное экономическое и социальное значение.

Часто выпуск долговых обязательств обусловлен потребностью погашения ранее выпущенных правительством займов. Эта необходимость может возникать и при бездефицитности бюджета за текущий год.

В рамках одного финансового года могут возникать короткие разрывы между поступлением государственных доходов и осуществлением расходов. Это может быть связано с тем, что основная масса поступлений в бюджет приходится на определенные даты, установленные для их уплаты и подачи налоговой отчетности. В это время бюджетные расходы осуществляются более или менее равномерно в течение всего бюджетного года. Для покрытия этого разрыва государство может прибегать к выпуску краткосрочных ценных бумаг также в целях кассового исполнения бюджета.

Выпуск некоторых видов государственных ценных бумаг может способствовать сглаживанию неравномерности налоговых поступлений, устраняя тем самым причину кассовой несбалансированности бюджета.

В ряде стран краткосрочные государственные ценные бумаги в разные периоды использовались в целях обеспечения коммерческих банков ликвидными активами. Коммерческие кредитные учреждения помещают в выпускаемые правительством фондовые инструменты часть своих ресурсов, главным образом резервных фондов, которые благодаря этому не омертвляются, а приносят доход.

1. Боди З. Финансы: Учебное пособие/Пер. с анг. М.: Вильямс – 2000 – С. 193-197.

2. Стиглиц Дж. Ю. Экономика государственного сектора/пер. с анг. Г.М. Куманин М.: Изд-во МГУ, ИНФРА-М, 1997 – С. 153-156.

3. Финансы: Учебное пособие для экономических направлений и специализированных вузов/А.М. Ковалева, Н.П. Баранникова, В.Д. Богачева и др.; под ред. А.М. Ковалевой – 4-е изд. – М.: Финансы и статистика – 2001 – С. 164-170.

4. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник/В.К. Сенчагов, А.И. Архипов, Г.Н. Чубаков и др.; под ред. В.К. Сенчагова, А.И. Архипова – М.: Проспект – 1999 – С. 207-211.

5. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник/под ред. Н.Ф. Самсонова – М.: ИНФРА-М, 2001 – С. 238-244.

6. Финансы: Учебник для вузов/под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевского, Б.М. Сабанти – М.: Юрайт, 2004 – С. 172-175.

7. Шуляк П.Н., Болотелова Н.П. Финансы: Учебное пособие – М.: Дашков и К, 2001 – С. 84-88.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Финансы
2017 год 38 стр.
Курсовая Финансовое состояние: проблемы и пути укрепления
antiplagiatpro
Курсовая работа Финансы
2018 год 42 стр.
Курсовая Анализ управления структурой капитала
antiplagiatpro

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское