Страховые документы регулируют отношения между страховщиком (страховой компанией) и страхователем (продавцом или покупателем товара). При этом первый должен возместить убытки второго в связи с гибелью или повреждением товара против уплаты страховой премии. К страховым документам относят: страховой полис, страховой сертификат, ковернот, счет страховщика и страховую декларацию.
Отличительной особенностью смешанной перевозки грузов является то, что Договор между собственником груза заключается не с фактическими перевозчиками, а с посредником-экспедитором, который, в свою очередь, устанавливает свои взаимоотношения на перевозку с перевозчиками различных видов транспорта. На основании Договора, Экспедитор принимает на себя полную ответственность за работу комбинированного транспорта и за утрату, повреждение или задержку в доставке груза на весь период смешанной перевозки.
При проверке страховых документов на смешанные перевозки следует руководствоваться ст. ст. 34 - 36 УПДА 500 и п. п. 183 - 195 ISBP.
Внешнеторговые контракты предусматривают погрузочно-разгрузочные работы и транспортировку товаров, в ходе которых возникают определенные риски. Страхование товаров и грузов призвано сгладить такие риски. Для минимизации ущерба от этих рисков стороны контракта страхуют товары и грузы. Если страхование, согласно условиям контракта, осуществляется в пользу импортера, то экспортер должен представить страховой документ на товары и грузы.
Величина страхового тарифа устанавливается в зависимости от особенностей предстоящей перевозки: условий страхования, вида груза и его упаковки, маршрутов перевозки, наличия перегрузок, стоимости груза, объема перевозок, величины франшизы, наличия охраны и сопровождения грузов и других факторов.
1. Характеристика смешанных перевозок и условий поставки
Смешанные (мультимодальные) перевозки - перевозка грузов при помощи нескольких видов транспорта (автомобильного, ж.д., воздушного, водного, трубопроводного). Необходимость в смешанных перевозках возникает, когда нет прямой связи между пунктами отправления и назначения грузов, а так же если смешанные перевозки являются более выгодными, чем грузоперевозки одним видом транспорта. Исходя из целесообразного использования каждого вида транспорта и их взаимодействия, наиболее широко используются железнодорожно-автомобильные, железнодорожно-морские и железнодорожно-речные грузоперевозки [13, c. 48].
Этот вид перевозок получил широкое распространение, так как обеспечивается доставка груза "door to door" - "от двери до двери". Железнодорожный и водный транспорт имеют эту возможность лишь при наличии соответственно подъездных железнодорожных путей и причалов у каждого клиента. Таким образом, железнодорожный и водный транспорт выполняют грузоперевозки как магистральные виды транспорта, дальнейшая перевозка грузов осуществляется смежными видами транспорта, участвующими в перевозке как подвозящие к магистральному или вывозящие от него [9, c. 11].
Так, железнодорожный транспорт при взаимодействии с автомобильным, перевозит примерно 35% всех грузов. 80% грузовых потоков железнодорожного транспорта зарождается и погашается на подъездных путях предприятий, то есть на промышленном транспорте. Морской транспорт выполняет свыше 90% перевозок при участии железнодорожного в смешанном железнодорожно-морском сообщении и в прямом водном сообщении с участием речного транспорта. Внутренний водный транспорт также почти 90% всего объема перевозок выполняет с участием других видов транспорта (железнодорожного, автомобильного и морского) и только 10—15% — между пунктами отправления и назначения, расположенными на речных путях.
Отличительной особенностью смешанной перевозки грузов является то, что Договор между собственником груза заключается не с фактическими перевозчиками, а с посредником-экспедитором, который, в свою очередь, устанавливает свои взаимоотношения на перевозку с перевозчиками различных видов транспорта. На основании Договора, Экспедитор принимает на себя полную ответственность за работу комбинированного транспорта и за утрату, повреждение или задержку в доставке груза на весь период смешанной перевозки [1, c. 56].
При осуществлении смешанных грузоперевозок необходимо помнить, что сроки доставки несколькими видами транспорта, превышают период перевозки грузов при использовании прямого сообщения. Увеличение сроков перевозки грузов при использовании железнодорожного транспорта может быть связано с:
- операциями, связанными с отправлением и прибытием груза;
- операциями, связанными с передачей и приемом грузов, при перевозке грузов с переправой через водные пути сообщения;
- передачей на другой вид транспорта;
- перестановкой вагонов на колесные пары другой ширины колеи;
- определением массы груза на вагонных весах близлежащей к станции отправления железнодорожной станции;
- разработкой схемы погрузки (в случае, если груз не представляется возможным провести по Техническим Условиям, действующим на железной дороге). Данная операция необходима, в частности, при перевозке негабаритных грузов. При этом, подготовительные работы могут занимать гораздо больше времени, чем сама транспортировка груза;
- формированием состава, следующего в попутном направлении.
Внешнеторговые контракты предусматривают погрузочно-разгрузочные работы и транспортировку товаров, в ходе которых возникают определенные риски. Страхование товаров и грузов призвано сгладить такие риски. Для минимизации ущерба от этих рисков стороны контракта страхуют товары и грузы. Если страхование, согласно условиям контракта, осуществляется в пользу импортера, то экспортер должен представить страховой документ на товары и грузы [2, c. 34].
Условиями внешнеторговых контрактов предусматриваются различные базисные условия поставки, при этом в зависимости от них страхование товаров осуществляет продавец или покупатель. Ныне действующая версия правил ICC по толкованию торговых терминов (условий поставки) "Инкотермс 2000" (Incoterms 2000) изложена в Публикации Международной торговой палаты N 560 "Официальные правила ICC по толкованию торговых терминов".
Такие условия поставки, как CIF и CIP, требуют оформления страхования товара продавцом с передачей страхового документа покупателю, поскольку риск гибели или повреждения товара переходит на покупателя с момента перехода товаром поручней судна в порту погрузки (при GIF) и с момента передачи товара первому перевозчику (при CIP). Контрактом определяется, от каких рисков и на какой процент от стоимости товара он должен быть застрахован, а также вид страхового документа, который должен быть оформлен [5, c. 39].
Cost, insurance and freight (...named port of destination) (CIF) - "Стоимость, страхование и фрахт (...указанный порт назначения)" - торговый термин, означающий, что продавец выполняет свое обязательство по поставке, когда товар переходит через поручни судна в указанном порту отгрузки. Продавец обязан оплатить расходы и фрахт, необходимые для доставки товара в указанный порт назначения, но риск гибели или повреждения товара, а также любые дополнительные расходы, причиной которых были события, имевшие место после поставки, возлагаются на покупателя. По условию CIF продавец также должен обеспечить морское страхование против рисков покупателя от гибели или повреждения товара при перевозке. Продавец заключает договор страхования и оплачивает страховую премию, при этом согласно условию CIF от продавца требуется обеспечить лишь минимальное страховое покрытие. Условие CIF также требует, чтобы продавец очистил товар от пошлины на экспорт. Условие CIF можно использовать только для морского или речного транспорта.
Carriage and insurance paid to (...named place of destination) (CIP) - "Перевозка и страхование оплачены до (...указанное место назначения)" - торговый термин, означающий, что продавец выполняет свое обязательство по поставке, когда он поставляет товар назначенному им же перевозчику, но помимо этого продавец должен оплатить стоимость перевозки, которая необходима для доставки товара в указанное место назначения. От продавца также требуется обеспечить страхование против рисков покупателя от гибели или повреждения товара при перевозке. Продавец заключает договор страхования и оплачивает страховую премию. Согласно CIP от продавца требуется обеспечить лишь минимальное страховое покрытие. Данное условие требует, чтобы продавец очистил товар от пошлины на экспорт. Условие CIP может использоваться вне зависимости от вида транспорта, включая и смешанный (мультимодальный) транспорт [8, c. 11].
Иногда при перевозке на условиях CIP клиент может говорить о том, что товар страхуется перевозчиком, поэтому страховой документ не будет представлен. Действительно, при транспортировке товаров морем их страховое покрытие осуществляется не перевозчиками, а только страховыми компаниями. В то же время при транспортировке другими видами транспорта (по железной дороге, авто- или авиатранспортом) транспортные компании страхуют свою ответственность. Однако возмещение, оплачиваемое этими перевозчиками в случае их ответственности, зафиксировано в международных конвенциях, относящихся к этим видам транспорта, и имеет ограниченный размер в случае ущерба товара. Поэтому товар должен быть застрахован от повреждения или гибели для получения покрытия против транспортных рисков.
1. Гвозденко А.А. Финансово-экономические методы страхования. – М.: ЮКИС, 2007.
2. Гвозденко А.А. Основы страхования. – М.: Финансы и статистика, 2009.
3. Гущенко В.В. Управление рисками в страховании. – Железнодорожный: Крылья, 2004.
4. Ермасов С.В., Ермасова Н.Б. Страхование. – М.: ЮНИТИ, 2004.
5. Ефимова О.В. Финансовый анализ. – М.: ДИС, 2009.
6. Денисова И.П. Страхование. – М.; Ростов н/Д., МарТ, 2003.
7. Левиков Г.А., Тарабанько В.В. Смешанные перевозки (состояние, проблемы, тенденции).– М.: РосКонсульт, 2004.
8. Милославская С.В., Плужников К.И. Мультимодальные и интермодальные перевозки: Учебное пособие.–М.: РосКонсульт, 2006.
9. Миротин Л.Б. Логистика: управление в грузовых транспортно-логистических системах: Учебное пособие.–М.: Юристъ, 2008.
10. Николашин В.М. Сервис на транспорте: Учебное пособие.–М.: Academia, 2009.
11. Сханова С.Э., Попова О.В., Горев А.Э. Транспортно-экспедиционное обслуживание: Учебное пособие.–М.: Academia, 2007
12. Транспортное обеспечение внешнеторговых операций: Справочник, книга 1.–СПб.: ЦНИИМФ, 2008.
13. Холопов К.В. Экономика и организация внешнеторговых перевозок: Учебник.–М.: Юристъ, 2007