Бизнес-планирование на данный момент, является важной и популярной наукой, так как найти собственные средства на реализацию задуманного проекта полностью практически невозможно, а также оно полезно и при создании нового предприятия, и при совершенствовании уже существующего.
На сегодняшний день на рынке преобладают предприятия сферы услуг, но и без производственных предприятий существование рынка не представляется возможным, поэтому тема данной работы является актуальной и практически направленной.
Целью данной работы является изучение теоретических особенностей составления бизнес-планов на вновь создаваемом производственном предприятии и практическое применение определенных методик для анализа и оценки конкретного проекта.
Задачами данной работы, направленными на достижение ее цели, являются следующие:
1) рассмотрение теоретических вопросов, касающихся разработки и оценки бизнес-плана;
2) создание бизнес-плана конкретного предприятия;
3) планирование выручки, прибыли, привлечения средств для реализации проекта;
4) расчет экономической эффективности проекта;
5) анализ чувствительности проекта в условиях риска;
6) выявление возможных рисковых моментов, связанных с реализацией проекта, разработка методов их преодоления и экономическое обоснование предложенных вариантов.
Объектом исследования является вновь создаваемое предприятие по производству зерновых хлебцев. Реализация проекта предполагает создание предприятия, выведение его на рынок и достижение положительных результатов эффективности его функционирования. Предметом исследования является применение существующих методик бизнес-планирования в рамках организации коммерческой деятельности
ГЛАВА 1. Организационно-экономическая характеристика ООО «Залог здоровья»
1.1. Краткая характеристика ООО «Залог здоровья»
ООО «Залог здоровья» находится по адресу г. Нижний Новгород, Нижегородский район, ул. Деловая, 20. Предприятие занимается производством хлебобулочных изделий и планирует открыть новое направление деятельности – производство зерновых хлебцев.
Название предприятия совпадает с наименование торговой марки и говорит о том, что продукция, выпускаемая им полезна для здоровья, богата витаминами и микроэлементами.
Продукция данного предприятия обладает следующими основными особенностями:
- благодаря особой технологии производства эти хлебцы принципиально отличаются от существующих на рынке хлебцев. Они плотнее и сохраняют ярко выраженный вкус зерна.
- при производстве используются только натуральные компоненты.
- хлебцы употребляют в повседневном питании вместо хлеба.
Рынок сбыта данного товара представлен широко, это люди, занимающиеся здоровым питанием – молодые люди, спортсмены, пенсионеры; туристы; диабетики; люди, работающие на предприятиях с вредными условиями труда; другие люди, использующие хлебцы вместо хлеба для повседневного питания.
Не заинтересованы в покупке хлебцев в принципе и хлебцев данной фирмы люди, использующие в своем питании обычный хлеб, малообеспеченные семьи. Их привлечение можно организовать, используя информирование населения о полезных свойствах хлебцев, а также о продажах хлебцев по оптовым ценам в офисе предприятия.
Хлебцы предполагается продавать через продуктовые магазины, а также в офисе на территории предприятия по оптовым ценам. У фирмы существует 5 договоров на поставку продукции, 2 из которых с сетями магазинов «Медведь» и «Магнит», во всех договорах оговорен срок начала поставок, зависящий от начала производства продукции.
Конкуренцию нашему предприятию составляют 3 фирмы:
- ЗАО «Молодец», Ростовская область;
- ЗАО «Первый комбинат детского и диетического питания», Санкт-Петербург;
- ООО «Русская бакалея», Нижегородская область.
Сравним эти три предприятия с ООО «Залог здоровья» по следующим параметрам: цена, качественные характеристики продукта, дополнительные услуги, скидки, рассрочки оплаты, кредит, возможность добраться до магазина. Результаты оценки представлены в баллах (от 0 до 5) в таблице 1.
Таблица 1
Оценка конкурентов
ЗАО «Молодец» ЗАО «Первый комбинат детского и диетического питания» ООО «Русская бакалея» ООО «Залог
Здоровья»
Цена 4 5 3 5
Качество 4 5 4 5
Дополнительные
услуги 3 3 2 3
Скидки 5 4 3 4
Рассрочка 4 5 5 4
Кредит 4 4 2 3
Возможность добраться 5 5 5 5
Сумма баллов 29 31 24 29
Исходя из приведенной таблицы, можно сказать, что сильнейшим конкурентом является ЗАО «Первый комбинат детского и диетического питания», но у ООО «Залог здоровья» все показатели, кроме возможности предоставления кредита и рассрочки оплаты находятся на одном уровне с показателями этого конкурента, особенно важно, что цена и качество товара получили высокую оценку.
Бюджет маркетинга – 20 тысяч рублей в месяц. Предприятие планирует производить 57,6 тонн (100% мощности) товара в квартал, кроме первого – стартовый, производства нет, второго – 50% мощности и третьего – 80 % мощности. Цена товара составляет 18 рублей за пачку хлебцев (100 гр.), то есть 180 рублей за килограмм продукции. Расчет плана выручки поквартально представлен в приложении 1. Период планирования составляет 3 года. Приведены плановые значения цены товара, его количества, рассчитана выручка, выручка без НДС и НДС полученный. Выручка представляет собой произведение цены и количества товара. Выручка без НДС – выручка за вычетом НДС.
Выручка за квартал с производственной мощностью 50 % составляет 5184 т. руб., с мощностью 80 % - 8 249,4 т. руб., с мощностью 100 % - 10 368 т. руб.
Уставный капитал предприятия составляет 5 млн. рублей, команда состоит из четырех учредителей, все с равной долей взноса 1250000 рублей.
Предприятие планирует взять кредит на покупку оборудования в размере 3 млн. рублей.
1.2. Анализ экономических показателей ООО «Залог здоровья»
Для того, чтобы сделать выводы об эффективности финансово-хозяйственной деятельности ООО «Залог здоровья», необходимо, в первую очередь, произвести анализ актива и пассива баланса данной организации.
В таблице 2 приведен анализ актива баланса ООО «Залог здоровья». Данные взяты из бухгалтерской отчетности ООО «Залог здоровья», приведенной в Приложении 2.
Таблица 2
Анализ актива баланса ООО «Залог здоровья» за 2012-2013 гг.
Наименование статей актива баланса на 31.12.2012 г. на 31.12.2013 г. Изменение
Актив,
тыс.руб. Уд.вес,
% Актив, тыс.руб. Уд.вес,
% Абсолют. изменение,
тыс.руб.
(4-2) Темп прироста,
% (6/2)
1 2 3 4 5 6 7
1.Внеоборотные активы:
- основные средства 3200 61,5 4100 59,42 900 28,13
2. Оборотные активы:
-запасы 1200 23,08 1700 24,64 500 41,67
-дебиторская задолженность 700 13,46 1000 14,49 300 42,86
-денежные средства 100 1,92 100 1,45 0 0
Актив 5200 100 6900 100 1700 32,69
По сравнению с 2013, в 2014 г. основные средства увеличились на 28,13%, запасы на 41,67%, дебиторская задолженность возросла на 42,86%. Денежные средства поступили в том же размере, что и в 2012 г.
В таблице 3 приведен анализ пассива баланса за 2012-2013гг. В 2013 г. темп прироста нераспределенной прибыли составил 35,84%, займы и кредиты увеличились в 2 раза, кредиторская задолженность возросла на 26,08%.
Таблица 3
Анализ пассива баланса ООО «Залог здоровья» за 2012-2013 гг.
Наименование статей
пассива баланса на 31.12.2012 г. на 31.12.2013 г. Изменение
Пассив,
тыс.руб. Уд.вес, % Пассив,
тыс.руб. Уд.вес,
% Абсолют. изм., тыс.руб.
(4-2) Темп прироста, % (6/2)
1 2 3 4 5 6 7
I. Капитал и резервы: *
- уставный капитал 10 0,19 10 0,14 0 0
-нераспределенная прибыль 2790 53,65 3790 54,93 1000 35,84
2. Долгосрочные обязательства
3. Краткосрочные обязательства:
-займы и кредиты 100 1,92 200 2,9 100 100
-кредиторская задолженность 2300 44,23 2900 42,03 600 26,08
Пассив 5200 100 6900 100 1700 32,69
В Приложении 3 приведен анализ коэффициентов оборачиваемости ООО «Залог здоровья». Исходя из данных Приложения 3, можно сделать вывод о том, что коэффициенты оборачиваемости активов, оборотных активов, запасов, дебиторской задолженности, собственного капитала и кредиторской задолженности снизились, а коэффициент оборачиваемости денежных средств увеличился. Длительность оборота активов, оборотных активов, запасов, дебиторской задолженности, собственного капитала увеличилась, а длительность оборота денежных средств уменьшилась. Длительность операционного цикла увеличилась и составила 9,51.
В таблице 4 приведены данные рентабельности ООО «Залог здоровья». По сравнению с 2013г., в 2014 г. показатели рентабельности активов, оборотных активов, основных средств и собственного капитала снизились, но незначительно. Рентабельность продаж осталась без изменения, рентабельность текущих затрат возросла на 0,005%.
Таблица 4
Анализ коэффициентов рентабельности ООО «Залог здоровья»
за 2013 – 2014 гг.
Наименование показателя 2013 г. 2014 г. Изменение
Рентабельность активов 0,34 0,29 -0,05
Рентабельность оборотных активов 0,87 0,65 -0,22
Рентабельность основных
средств 0,57 0,51 -0,06
Рентабельность текущих затрат 0,08 0,085 0,005
Рентабельность продаж 0,14 0,14 0
Рентабельность собственного капитала 0,63 0,51 -0,12
В таблице 5 проводится анализ актива баланса за 2013-2014гг. По сравнению с 2013 г., в 2014 г. основные средства увеличились на 7,32%, запасы на 29,41%, дебиторская задолженность возросла на 50%. Денежные средства поступили в том же размере, что и в 2013 г.
1. Федеральный закон от 25.02.1999 № 39-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» // Собрание законодательства РФ, 01.03.1999, № 9, ст. 1026.
2. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов. Рекомендации Министерства экономики РФ от 1.06.99г. № ВК-477.
3. Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы: Учебно-методическое пособие. – М.: Финансы и статистика, 2014. – 248 с.
4. Баринов В.А. Бизнес-планирование: Учебное пособие. – М.: Инфра-М, 2013. – 272 с.
5. Баринов В.А. Экономика фирмы: стратегическое планирование: Учебное пособие. – М.: Кнорус, 2014. – 240 с.
6. Владимирова Л.П. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учебное пособие. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2013. – 400 с.
7. Горемыкин В.А., Богомолов А.Ю. Бизнес-план: Методика разработки. 45 реальных образцов бизнес-планов. - 3-е изд., доп. и перераб. - М.: Ось-89, 2012. – 864с.
8. Дубровский Д.А. Открываем автосервис. – СПб: Питер, 2012. – 256 с.
9. Кириллов К.В., Обердерфер Д.Я. Как сделать бизнес в России и не прогореть. – СПб.: ИК «Невский проспект», 2011. − 250 с.
10. Панкратов Ф.Г. Коммерческая деятельность: Учебник для вузов. 7-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд.-торг. корпорация «Дашков и Ко», 2014. – 504 с.
11. Петухова С.В. Как обосновать и реализовать бизнес-проект. – М.: Финансы и статистика, 2011. – 352 с.
12. Поляков О.В. Бизнес-планирование: Учебное пособие. – М.: Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права, 2013. – 155 с.
13. Попов В.М., Ляпунов С.И., Касаткин Л.Л. Бизнес-планирование: анализ ошибок, рисков и конфликтов. - М.: КноРус, 2013. – 448 с.
14. Попов В.М., Ляпунов С.И., Муртузалиева С.Ю. Бизнес-планирование. – М.: Финансы и статистика, 2013. – 672 с.
15. Стрекалова Н.Д. Бизнес-планирование. Теория и практика. – М.: Юнити, 2014. – 356 с.
16. Черняк В.З., Черняк А.В., Довдиенко И.В. Бизнес-планирование. – М.: Издательство РДЛ, 2013. – 272 с.
17. Шевчук Д.А. Бизнес-планирование: как составить бизнес-план. – М.: Финансы и статистика, 2012. – 268 с.
18. Шекунов О.Е. Оценка эффективности бизнес-проектов. – М.: Эльба, 2014. – 515 с.
19. Шуранов Д.А. Стратегическое планирование. – М.: Юрайт, 2014. – 511 с.
20. Яковлева К.М. Инвестиционные стратегии. – М.: Антара, 2013. – 218 с.
21. Яшнова О.А. Оценка эффективности бизнес-проектов. – М.: Эллада, 2014. – 402 с.