Введение
Глава 1. Международно-правовой статус и функции консульских представительств, учреждений и их работников
1.1 Консульские учреждения: понятие, виды, состав, функции
1. 2. Функции консульских учреждений и их правовое регулирование
Глава 2. Привилегии и иммунитеты консульских учреждений
2.1 Неприкосновенность помещений консульского учреждения
2.2 Иммунитеты средств передвижения, принадлежащих консульствам и их должностным лицам
2.3 Иммунитет неприкосновенности почты, архивов и документов консульского учреждения
Заключение
Список использованных источников
За время своего существования международное право прошло длительный путь становления и преобразования в существующую правовую систему. Правовое регулирование международных отношений прослеживается на всем протяжении человеческой истории, начиная с периода истории Древнего мира и заканчивая Новейшим временем.
Актуальность данной темы обусловлена рядом причин. Во-первых, с момента зарождения консульских отношений произошло значительное число изменений, обусловленных как развитием межгосударственных отношений, кодификацией и прогрессивным развитием международного права, так и изменениями в национальном законодательстве различных государств. Во вторых, представляется обоснованным установить, какими источниками правового регулирования на международном и национальном уровне следует руководствоваться консульским учреждениям при осуществлении консульских функций в настоящее время.
Степень разработанности темы. Понятию и правовой регламентации консульских учреждений посвящены научные работы и статьи таких советских и российских ученых, как: И.П. Блищенко, Г.В. Бобылева, H.A. Воскресенского, Б.В. Ганюшкина, Ю.Г. Демина, И.П. Дурденевского, Н.Г.Зубкова, Ю.Д. Ильина, Э.С. Кривчиковой, A.A. Ковалева, Ю.М. Колосова, О.В. Плотниковой, Ю.М. Смирнова, О.Н. Хлестова, C.B. Черниченко и многих других
Объектом настоящего исследования являются: консульские отношения
Предметом исследования являются: правовые нормы многосторонних, двусторонних соглаше1пш (которые относятся к консульской деятельности), внутреннее законодательство России и ряда государств, которое регламентирует деятельность консульских учреждений
Главная цель исследования – рассмотреть и проанализировать правовую регламентацию, а также цели, функции и задачи деятельности консульских учреждений
Для достижения главной цели исследования необходимо решить ряд задач:
- определить понятие, виды, состав, функции консульских учреждений
- рассмотреть функции консульских учреждений и их правовое регулирование
- проанализировать неприкосновенность помещений консульского учреждения
- охарактеризовать иммунитеты средств передвижения, принадлежащих консульствам и их должностным лицам
- определить иммунитет неприкосновенности почты, архивов и документов консульского учреждения
Методология исследования. Для достижения указанной цели использовались такие методы, как: всеобщий диалектический метод познания, системный подход, формально – нормативный, правовой статистики, историко-правовой, логический и другие общенаучные и специальные юридические методы.
Нормативно-правовой базой явилось использование международных документов, регулирующих институт консульства, Конституция РФ, федеральные законы и нормативные акты.
Источниками данных этого исследования являлись учебники и учебные пособия, статьи в специализированных периодических изданиях, электронные ресурсы, которые использовались в качестве теоретических основ и практических материалов рассматриваемой проблематики.
Структура работы определяется последовательностью решения основных задач. Данная работа состоит из введения, заключения, двух глав и списка литературы.
Практическая значимость работы обусловлена тем, что ее результаты могут быть использованы, как проанализированный материал по данной теме. Выводы, предложенные по итогам изучения и исследований, логически завершают представленную работу, являясь, достойным решением всех поставленных выше задач.
Глава 1. Международно-правовой статус и функции консульских представительств, учреждений и их работников
1.1 Консульские учреждения: понятие, виды, состав, функции
Государства между собой поддерживают не только дипломатические, но и консульские отношения, которые осуществляются с помощью консульств. Консульство - институт международного права, появление которого связано с развитием торгово-экономических отношений между государствами. Установление дипломатических отношений означает и одновременное установление консульских отношений, если иное не оговаривается заинтересованными государствами. Разрыв дипломатических отношений не влечет автоматического прекращения консульских отношений. Государства, которые не поддерживают дипломатических отношений, могут устанавливать между собой консульские отношения. Этот вид отношений часто устанавливается после признания нового государства де-факто.
Общие вопросы, связанные с установкой и поддержкой консульских отношений, урегулированы многосторонней Венской конвенцией о консульских сношениях 1963 г . Кроме того, государства широко практикуют заключение двусторонних консульских конвенций, в которых регулируются вопросы количества консульских учреждений государств на территории друг друга, местоположение консульских округов, привилегии и иммунитеты персонала консульств и др. Государства также имеют внутреннее законодательство, регулирующее консульские отношения .
Руководителем консульского учреждения является консул. Его статус отличается от статуса главы дипломатического представительства, поскольку консул осуществляет представительских функций своего государства в государстве пребывания. Функции консулов имеют относительно узкий и конкретный характер и осуществляются ими в рамках консульского округа .
Государства на практике используют как штатных консулов, так и нештатных (почетных) консулов. Последние обычно назначаются из лиц, постоянно проживающих в государстве пребывания консульства и пользуются в ней авторитетом. Часто почетными консулами есть адвокаты, бизнесмены, деятели культуры. Они могут быть гражданами государства, которое их признает, государства пребывания или третьего государства. Почетные консулы не состоят на государственной службе государства, которое их признает, и не получают от нее заработной платы, поэтому этот институт экономически выгоден. Как правило, сборы за консульские услуги, взимаемых почетным консулом, идут в его доход. Сегодня Украина имеет 96 почетных консулов .
Консульское учреждение (консульство) - это постоянный государственный орган внешних сношений, основанный в другом государстве на основании соглашения между этими государствами для выполнения консульских функций в определенном консульском округе. Виды : 1)генеральное консульство, 2)консульство, 3)вице-консульство 4) консульское агентство.
Эти учреждения возглавляют соответственно генеральный консул, консул, вице-консул и консульский агент. Консулы и вице-консулы, кроме тех случаев, когда они возглавляют консульские учреждения, могут входить как обычные чиновники в состав генеральных консульств. Сегодня довольно распространена открытие консульских отделов при дипломатических представительствах. Возглавляют эти отделы заведующие, которые называются генеральными консулами или консулами. Как принято на практике, заведующим консульским отделов посольств не представляются патент и экзекватура, поскольку они действуют как сотрудники дипломатического представительства.
Основные функции консульских учреждений определены в Венской конвенции о консульских сношениях 1963 г. Это, в частности, такие : 1) защита в государстве пребывания интересов своего государства, его граждан и юридических лиц в пределах, допускаемых международным правом; 2) содействие развитию торговых, экономических, культурных и научных связей между государством, которая представляется государством и государством пребывания, а также содействие развитию дружественных отношений между ними; 3) выяснение всеми законными путями условий и событий в торговой, экономической, культурной и научной жизни государства пребывания, сообщение о них правительству представляемого государства и предоставление сведений заинтересованным лицам; 4) выполнение административных и нотариальных функций; 5) оказание помощи и содействия физическим и юридическим лицам государства, представляется, в том числе правовой; 6) оказание помощи морским (речным) судам и самолетам и их экипажам; 7) выполнение других функций, возложенных на консульское учреждение государством, представляется, что не запрещаются законами и правилами государства пребывания.
При выполнении функций консульские учреждения должны руководствоваться как нормами международного права, так и законами своего государства и государства пребывания. Важную роль в консульских отношениях между государствами играют двусторонние консульские конвенции. В отличие от дипломатических представительств, консульские учреждения имеют право напрямую общаться только с местными властями консульского округа. Если возникает необходимость во взаимодействии с правительством государства пребывания, то ее можно реализовать только с помощью дипломатического представительства своего государства. При отсутствии дипломатических отношений государства могут возложить выполнение некоторых дипломатических функций на консульские учреждения с согласия правительства принимающей государства. В таких случаях консульства имеют право сноситься с правительством государства пребывания .
В большинстве государств консульские учреждения подчинены министерствам иностранных дел, а также дипломатического представительства своего государства в государстве пребывания. По нормам международного и внутригосударственного права консулы могут представлять физических и юридических лиц своего государства в судах и других органах государства пребывания в порядке, предусмотренном в указанных нормах.
Самыми распространенными видами деятельности консульских учреждений являются: выдача виз, выдача и продление сроков действия паспортов, регистрация граждан, постоянно проживающих на территории консульского округа, регистрация актов гражданского состояния, легализация и нотариальное заверение документов и др. За выполнение указанных действий консульства взимают консульские сборы в валюте государства пребывания. Государства могут заключить между собой соглашение об отмене взимания всех или некоторых видов консульских сборов .
Консульский округ – район, отведенный консульскому учреждению для выполнения консульских функций (консульское должностное лицо может при особых обстоятельствах с согласия государства пребывания выполнять свои функции за пределами консульского округа).
Нормативные и законодательные акты
1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) Официальный текст Конституции РФ с внесенными поправками от 21.07.2014 опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 01.08.2014, в "Собрании законодательства РФ", 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
2. "Венская конвенция о консульских сношениях" (заключена в г. Вене 24.04.1963) Источник публикации "Сборник международных договоров СССР", вып. XLV.- М., 1991. С. 124 - 147
3. "Венская конвенция о дипломатических сношениях" (заключена в г. Вене 18.04.1961) Источник публикации Ведомости ВС СССР. 29 апреля 1964 г. N 18. Ст. 221 Примечание к документу Документ вступил в силу для СССР - 24.04.1964.
4. Федеральный закон от 05.07.2010 N 154-ФЗ (ред. от 26.07.2019) "Консульский устав Российской Федерации" Первоначальный текст документа опубликован в изданиях "Российская газета", N 147, 07.07.2010, "Собрание законодательства РФ", 12.07.2010, N 28, ст. 3554, "Парламентская газета", N 37-38, 16-22.07.2010.
Научная и учебная литература
5. Авдокушин Е. Ф. Международные финансовые отношения (основы финансомики). — М.: Дашков и Ко, 2015. — 132 c.
6. Амиров Д.Р. Содержание и сущность правового статуса консульских учреждений и их работников // Мир политики и социологии. 2015. № 10. С. 99-102.
7. Арешидзе Л. Г. Международные отношения в Восточной Азии. — М.: Междунар. отн-я, 2014. — 296 c.
8. Дипломатическая служба. Учебник. Международно-правовой статус диппредставительств, консульских учреждений и их персонала — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.studmed.ru(дата обращения: 12.12.2019)
9. Жадан, В. Н. Конституционно-правовые основы сотрудничества России с международным сообществом // Молодой ученый. — 2016. — № 5. — С. 486–491.
10. Жалилов М. Консульские иммунитеты и привилегии // Молодой ученый. — 2013. — №7. — С. 282-284.
11. Зотова А. А. О консульских привилегиях и иммунитетах // Молодой ученый. — 2016. — №24. — С. 345-347.
12. Колосов Ю. М., Малеев Ю. Н. [и др.]. Международное право: учебник / отв. ред. А. Н. Вылегжанин; МГИМО; Министерство иностранных дел России. — М.: Юрайт; Высшее образование, 2017 — 1012 с.
13. Котляр В. С. Роль консульских функций в современном мире и их правовая основа // Молодой ученый. — 2014. — №6. — С. 560-563.
14. Международное право: учебник для обучающихся по спец. «Правоведение», «Международные отношения» и «Международные экономические отношения». — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Междунар. отн-я, 2013. — 624 с.
15. Международные отношения. — М.: Юнити-Дана, 2015. — 648 c.
16. Международные экономические отношения. — М.: Проспект, 2016. — 656 c.
17. Международные экономические отношения: Российская политическая энциклопедия / Моск. гос. ин-т междунар. отн-й (университет) МИД РФ. — М., 2013. — 512 c.
18. Мировая политика и международные отношения. — СПб.; М., 2015. — 384 c.
19. Современные международные отношения. — М.: Аспект Пресс, 2015. — 688 c.
20. Туркенич Г.М. К вопросу о консульских учреждениях, их иммунитетах и привилегиях // Государство и право в условиях гражданского общества: сборник статей международной научно-практической конференции: в 2 ч.. 2016. С. 78-81.
21. Шагапова Ч.И. Некоторые вопросы о консульских учреждениях, их иммунитетах и привилегиях // Science Time. 2016. № 12 (36). С. 182-197.